24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

Локомобили в Николаеве

Локомобиль на РуссудеИнформации о локомобилях Николаева почти нет, но это и неудивительно, так как те крохи, что доступны, не тянут на полноценную статью. Потому, мы решили начать с того, что есть, а потом (может быть) и на "ловца зверь побежит".

Что такое локомобиль? Локомобиль (передвижной паровой двигатель, преобразующий энергию пара в механическую работу, то есть, приводит в движение сельскохозяйственные и другие машины) – появился в Европе в 18 ст. Распространение получил только в 19 ст.

Локомобили были двух видов: стационарные, как генераторы электрического тока (125-800 л.с.) и передвижные, с котлами паровозного типа, мощностью от 12 до 25 л.с.

Представьте себе мир, где мелкогабаритным сухопутным средством перевозки грузов считалась подвода с мощностью в 1 лошадиную силу (чаще всего) или "воловья сила", не вошедшая в мировой список единиц измерения мощности. И вот появляется локомобиль!

Во второй половине 19 века это изобретение добирается и до Николаева.Григорий Ге, данные из его Очерка

Кораблестроение, расширение границ города, строительство портов, грандиозные планы на сооружения элеваторов, прокладка ветки Харьково-Николаевской железной дороги.

На 1890 год в одном только Николаеве насчитывалось мельниц (паровых, конных, ветряных) – 52 шт., фабрик и мастерский разных – 84 шт., заводов различных – 21 шт., кузниц – 48 шт. (список любезно предоставил Григорий Николаевич Ге в своем "Историческом очерке столетнего существования города Николаева при устье Ингула (1790—1890)").

Почему бы не использовать передовую паровую машину, да еще и использующей как топливо всё, что горит?

Локомобиль на РуссудеНеизвестно в каком именно году впервые локомобиль начали использовать в Николаеве, но в книге "История фабрик и заводов. Имени 61 коммунара", изданной в Одессе в 1973 году отмечено, что "Если раньше в Адмиралтействе, раскинувшимся на две версты по берегу, для внутренних перевозок ежегодно в среднем использовалось свыше пяти тысяч воловьих подвод, на которых работали крепостные поселяне, то теперь нанимать такое количество подсобной силы было невыгодно. Поэтому с 1863 года вступила в строй перевозочная машина на тяге локомобиля".

Вполне вероятно, что именно этому локомобилю повезло принимать участие в строительстве уникальных круглых броненосцев (более подробно про их историю создания и строительства узнать в статье "Первенцы броненосного флота – "Поповки").

Мы пока нашли две фотографии локомобилей на "Руссуде" (Николаевское Адмиралтейство, им. 61 Коммунара). Это как раз год реконструкции завода 1911-1913 годов и паровая машина (машины?) активно участвует в строительных работах.

А что же с "Обществом Николаевских заводов и верфей" ("Общество судостроительных, механических и литейных заводов", "Наваль", им. Андре Марти, ЧСЗ), включавшее в себя несколько разных заводов. Да, нашлась фотография локомобиля и здесь.

Те, кто знаком хоть немного с историей завода, знает, что его сложно назвать исключительно корабле- и судостроительным.

Что только не изготавливали на этом заводе. Еще до революции было налажено мостостроительное (секции мостов после изготовления грузили на ж.д. вагоны с помощью парового железнодорожного крана) и кузнечно-механическое производство. Изготавливали котлы и паровые машины разных типов.

Локомобиль на НавалеОбщество Николаевских заводов и верфейКарта 1908 года

Был вагоностроительный завод, включавший в себя "малярку", лесопильню и деревообрабатывающую мастерскую. Давно уже не секрет, что здесь строили и трамвайные вагоны, и ж.д. цистерны для нефти. Машиностроительный и паровозостроительный завод занималось изготовлением оборудования для рудников, металлургических заводов, железнодорожных мастерских и паровозов для широкой и узкой колеи. И ещё три литейных завода: чугунолитейный и меднолитейный, труболитейный (трубы для водопровода и канализации), сталелитейный.

Черноморский механический и котельный заводНе удивительно, что главные паровые цилиндрические паровые машины, котлы и артиллерийские башни главного калибра для броненосца "Князь Потемкин Таврический", который строился на Адмиралтействе, было доверено именно мастерам "Наваля".

Рядом находился Черноморский механический и котельный завод, который позже вошел в состав всего комплекса. Его продукция была весьма обширна – станки для обработки металлов, котлы различных систем (Ланкаширские, Корнуэльские, Ланшанэля, Водотрубные, Концентрические, Полутрубные, Локомобильные, Бельвиля и др.), паровые машины Компауд, Вейера, Ричмонда, гидравлические прессы и насосы, стропила, лебедки, оборудование для сахарных заводов, стрелочные переводы и т.д.

И, самое главное, завод производил ЛОКОМОБИЛИ Французских и Английских типов!

Так что и на "Навале" не только использовали локомобили, но и сами изготавливали их. Ведь не считая потребностей николаевских предприятий, необходимо было обеспечить и Херсонскую губернию.

Ремонт локомибилей в 1900 годуЛокомобиль, конечно же, не был "вечным двигателем" и, бесспорно, как любой механизм ломался, но в Николаеве было кому ремонтировать, не считая самих производителей. Например, "Чугунно-литейный завод и фабрика земледельческих машин под фирмою "Инженер К. Эссен", вблизи вокзала" (район завода "Кристалл") предлагал капитальный ремонт локомобилей.

Заметка из газеты про локомобиль 1921 годЛокомобили производились и после революции, не говоря о том, что пользовались ими еще не один десяток лет. Вот, например, в 1921 году паровой автомобиль применили для ремонта Пересадовского моста под Николаевом. В газете уточняют, что одолжили это чудо инженерной мысли на одной из мельниц.

Конечно, интересно, как долго в Николаевской области использовали локомобили именно дореволюционной постройки? Кто-то говорит, что от старых моделей отказались ещё 1940-х, а кто-то их помнит до 1960-х. А почему бы и нет, ведь для небольших сельскохозяйственных потребностей сгодится всё.

Локомобили сейчас выглядят артефактом давно минувших дней, но они появились в нужное время, выполнив свои задачи, уступив дорогу новым моделям и новым технологиям.

Николаеву не помешал бы такой артефакт. А вдруг найдется?

Автор заметки: Светлана Крыщенко

Поделиться:

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Николаевский БазарЪ на twitter