24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

Завод Русского судостроительного общества (РУССУД)


В конце ХIХ века морское ведомство, желая поправить дела на Николаевском Адмиралтействе, решило взамен отсталого судостроительного завода построить новый завод и сухие доки в районе Соляных хуторов. Но геологические изыскания, дали отрицательные результаты и  мысль о постройке сухих доков отпала.

Финансовые трудности морского ведомства привели к тому, что ни один из проектов постройки новых заводов, включая и вариант реконструкции самого Адмиралтейства осуществлен не был и в 1910 году Адмиралтейство закрыли.

А между тем, Россия испытывала огромные трудности с пополнением Черноморского флота современными броненосными кораблями. С целью исправления тяжелого положения, Морское ведомство пыталось заказать несколько боевых кораблей за границей, но нехватка валюты не позволила это сделать.

В это смутное время группа петербургских морских специалистов и крупных коммерсантов обратили внимание на пришедшие в полное запустение цеха Николаевского Адмиралтейства и решили создать акционерное общество для строительства современных кораблей.

Уверенный в успехе дела, учредительный комитет, под руководством  генерал-лейтенант в отставке В.М. Иванова, 5 ноября 1911 года в Петербурге на Галерной улице 63, собрал первое учредительное собрание акционеров Русского судостроительного общества. Собрание приняло решение о проектировании и строительстве двух линкоров, заключило договор с Морским министерством на аренду в Николаеве бывшего казенного Адмиралтейства и назначило директором будущего завода «Руссуд» Н.И. Дмитриева.

В Николаеве в это же время командир Николаевского порта, контр-адмирал Мязговский назначил комиссию по передаче территории и сооружений бывшего Адмиралтейства акционерному обществу. Под постройку завода отвели 27,6 десятин земли на левом берегу Ингула, к ней приобщили 13,4 десятины прилегавшей к военному порту, а так же 7,5 десятины под железнодорожную ветку.

Русское судостроительное общество поставило задачу построить новый завод за два с половиной года. Все производственные объекты, стапеля, эллинги, главная корпусная мастерская, железнодорожная ветка и мост в районе Ингульского спуска, энергетический цех, воздушные, водяные и электрические коммуникации строились одновременно. В то время это была грандиозная стройка!

Строительство велось в строгом соответствии с контрактом. В начале 1912 года на первом стапеле, не оборудованным еще никакими грузоподъемными средствами, где еще не стояла ни одна колонна будущего эллинга, была забетонирована площадка для закладки линкора «Императрица Мария». Через два месяца такая же площадка была подготовлена и на втором стапеле. Закладка и строительство огромных линкоров велась одновременно со строительством завода.

Завод «Руссуд», построенный в 1911-1913 годах, по техническому уровню и особенно по организации судостроительного производства был одним из самых лучших среди всех государственных и частных верфей Европы.

 

Список кораблей и судов

построенных на заводе Русского судостроительного общества (РУССУД)

 

 № п/пТип Зав.№ заказаНаименованиеПроект Водо- измещениеДата   Примечания 
закладкиспускасдачисписания
1 Линейный корабль   Императрица Мария типа "Императрица Мария" 23413 17.10.1911 19.10.1913 25.08.1915 20.10.1916 
2 Линейный корабль   Император Александр III типа "Императрица Мария" 22600 11.06.1911 02.04.1914 11.10.1917 1927 
3 Крейсер   Адмирал Нахимов   7600 18.10.1913 1915 21.03.1927  с 26.10.1922 "Червона Украина"
4 Крейсер   Адмирал Лазарев   9300 19.10.1913 28.05.1916 21.01.1932   с 1932 "Красный Кавказ"
5 Крейсер   Адмирал Истомин   7600 1914 Разобран на стапеле     
6 Крейсер   Адмирал Корнилов     11.11.1915 22.10.1922     в 1929 переделан в нефтевоз "Эльбрус"
7 Плавучий док   Грузоподъемность 30 000 тон   13618 1913 1916 03.06.1916   
8 Буксирный пароход   Спасск   75     1916   
9 Плавучий кран   Грузоподъемность 150 т     1914   1915   
10 Десантная баржа   Построено и сдано 50 судов  серия типа "Болиндер" 255 1915   1916   
11 Шаланда   Казантин   691     1917   
12 Подводная лодка   Буревестник     1915 1916 1917   
13 Подводная лодка   Орлан     1915 1916 1917   
14 Подводная лодка   Лебедь     1915 1916 1917   
15 Подводная лодка   Пеликан     1915 1916 1917   
17 Десантный пароход   Эльпидифор №410   2200 1915 1916 1917   
18 Десантный пароход   Эльпидифор №411   2200 1915 1916 1917   
19 Десантный пароход   Эльпидифор №412   2200 1915 1916 1917   
20 Десантный пароход   Эльпидифор №413   2200 1917 1917     
21 Десантный пароход   Эльпидифор №414   2200 1917 1917     
22 Десантный пароход   Эльпидифор №415   2200 1917 1917     
23 Десантный пароход   Эльпидифор №416   2200 1917 1917     
24 Десантный пароход   Эльпидифор №417   2200 1916 Не спускался     
25 Десантный пароход   Эльпидифор №418   2200 1916 Не спускался     
26 Десантный пароход   Эльпидифор №419   2200 1916 Не спускался     
27 Десантный пароход   Эльпидифор №420   2200 1916 Не спускался     
28 Десантный пароход   Эльпидифор №421   2200 1916 Не спускался     
29 Десантный пароход   Эльпидифор №422   2200 1916 Не спускался     
30 Десантный пароход   Эльпидифор №423   2200 1916 Не спускался     

 

Список кораблей и судов построенных на Николаевском Адмиралтействе.

Список кораблей и судов построенных на Спасском Адмиралтействе в г. Николаеве.

Если у Вас есть замечания или дополнения к данному списку, прошу высказывать их на нашем форуме в теме "РУССУД. Список построенных кораблей и судов".

 

Автор статьи: Шинкаренко Андрей

Поделиться:

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Николаевский БазарЪ на twitter