24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

Малоизвестные факты: Производство трамваев в Николаеве.

История Николаева всегда была неразрывно связана с судостроением. Но далеко не все знают, что николаевские кораблестроители имели прямое отношение к изготовлению трамваев в нашем городе. В музее судостроения и флота есть интересный снимок под названием «Сборка и ремонт трамваев». Именно он и подтолкнул меня к поиску информации о трамваях николаевского производства.

Толчком для начала производства трамваев на заводе «Наваль» стал заказ из Севастополя. В «Севастопольской газете» за 24 октября 1906 г. была напечатана заметка следующего содержания: «Севастопольское трамвайное общество, находя ныне действующий состав вагонов севастопольского трамвая недостаточным, заказало в Николаеве на судостроительном заводе несколько новых вагонов по образцу уже действующих в Севастополе. Недавно из Севастополя в Николаев отправлен вагон, по образу которого изготовлены будут новые». [1] К сожалению, других документов или даже упоминаний об этом совместном проекте найти не удалось. В списке подвижного состава трамваев в Севастополе николаевские трамваи не значатся. Можно предположить, что этот заказ по неизвестным причинам так и не был выполнен.

Тем не менее, работа по производству трамваев в Николаеве не была заброшена. Однако сразу в полном объеме освоить производство электрического трамвая в вагонном цехе завода «Наваль», по-видимому, не удалось. Сначала был налажен выпуск прицепных трамвайных вагонов, которые по сравнению с моторными вагонами намного проще в изготовлении. В альбоме «Общество николаевских заводов и верфей» 1911 года издания [2] можно найти снимок под названием «Трамвайный вагон» (Фото 1 и 2). На снимке представлен двухосный закрытый вагон с накопительными площадками в передней и задней частях кузова. Бросается в глаза отсутствие токоприемника – неотъемлемой части электрического самоходного трамвая.

трамвайный вагон для Саратова.След этих трамваев обнаружился в Саратове. В архивах местного музея электротранспорта сохранился черно-белый снимок с надписью «Tramways de Saratow», на котором изображен вагон николаевской постройки (Фото 3). Статистические данные о поступлении трамваев в Саратов подтверждают, что в 1911 г. было получено 11 прицепных вагонов, изготовленных на заводе «Наваль». [8] На старых открытках Саратова неоднократно попадаются виды, на которых запечатлен трамвай зелено-желтой расцветки (Фото 4). Здесь стоит отметить, что на всех открытках трамвай изображен без прицепа, но с токоприемником, а по конструкции кузова напоминает вагон николаевской постройки. Можно предположить, что уже в Саратове прицепные николаевские вагоны переоборудовались в моторные. Внешне такие саратовские трамваи отличались токоприемником на крыше в виде одиночной штанги. (Фото 4)

Это был единственный выполненный заказ по изготовлению трамвайных вагонов на николаевском заводе «Наваль» до революции.

 В 1924 г. на заводе им. А. Марти (бывший «Наваль») после длительного перерыва возобновил свою работу вагонный цех. После революции здесь выпускали 20-тонные железнодорожные вагоны и 50-тонные железнодорожные цистерны для нефти. В феврале 1924 г. для создания объема работ руководство предприятия разослало письма в трамвайные парки Елизаветграда, Кременчуга и Одессы с целью исследования потребностей этих городов в трамваях. Позднее в эти города был откомандирован представитель завода для выяснения возможностей получения заказов на трамвайные запчасти. Дополнительно завод изучил состояние дел в трамвайном депо Николаева. Эта проверка показала, что в нашем городе увеличение парка трамваев на ближайшие годы не планируется, а запасные части к трамваям депо изготавливает своими силами.    

15 января 1925 г. на общезаводской конференции директор Степанов сообщил о поступившем заказе из Екатеринослава на 75 трамвайных вагонов. В связи с этим завод начал развертывать подготовку производства трамваев. Кроме того, начались переговоры о поставках 10 трамваев в Ростов и 100 в Харьков. В апреле 1925 г. на завод поступили заказы на производство трамваев для Казани и Киева.

 Первый заказ на 20 моторных трамваев завод принял от Управления киевских коммунальных предприятий. Согласно договору, первые 10 вагонов нужно было подготовить не позднее 10 апреля 1926 г., а оставшиеся – к 10 мая этого же года. Далее вагоны с готовым механическим оборудованием передавали Государственному электротресту Центрального района (ЭТЦР) в Николаеве, где на них монтировалось пневматическое и электрическое оборудование. После этого трамваи грузили на железнодорожные платформы и отправляли в Киев.

Рассмотрим производство трамваев в Николаеве более подробно. Чертежи вагонов были разработаны в конструкторском отделе завода им. А. Марти. Николаевские трамваи делали двухосными, на нюрнбергских тележках, с опускающимися боковыми окнами и остекленными накопительными площадками. Отличительной особенностью наших трамваев стало отсутствие фонаря на крыше и наружная обшивка листовым железом. (Фото 5)

В Государственном архиве Николаевской области (ГАНО) удалось отыскать дело «О постройке трамвайных вагонов для управления киевского трамвая». [3] В частности в этом документе говорится, что в течение недели с 18 по 23 февраля 1926 г. работала комиссия по утверждению чертежей будущих трамваев. Комиссия утвердила следующие положения:

1. Окна в кузове должны быть цельными. В посадочном отделении (накопительная площадка) – все 4 боковые рамы цельные.

2. Сидение для вагоновожатого, разработанное николаевским заводом, утвердить.

3. Площадочные дверцы должны быть складными из двух половинок и иметь надежную защелку для удержания дверей в сложенном положении.

4. Ограждение ступенек должно быть несъемным, убирающимся, в сложенном состоянии не должно мешать пассажирам.

5. Тип ступеней – решетчатые.

6. Дверной замок с закидным крючком.

7. Железную раму вагона изготавливать по предложенным николаевским заводским чертежам.

Конструкция моторного вагона предполагала возможность работы с прицепом. По просьбе киевлян на специальных табличках, а также над каждой дверью на эмалированных пластинках наносился номер вагона. Дополнительно в салоне были выполнены надписи «Курити, смiтити i плювати забороняється», надписи на окнах «Не виглядати» и др.

Вагоны устанавливали на тележки собственной конструкции, нюрнбергского типа со стальными буксами, позволяющие вписываться в кривые радиусом 11 м. Вагоны были оснащены 8-колодочной системой торможения с использованием воздушного, механического и ручного тормоза. Предохранительные доски располагались на высоте 10 см от рельса по бокам вагона, а также спереди.

После отправки первой партии трамваев в Киев на завод им. А. Марти пришли следующие замечания:

- окна сделаны опускными из двух половинок, из которых верхняя глухая – это неприемлемо, комиссия настаивает на цельных опускных окнах без фрамуг;

- дуговой токоприемник должен быть заменен роликовым;

- угловые диваны, размещенные в конце вагона, повернуть на 90 градусов и уменьшить расстояние между остальными диванами;

- внутри вагона сделать оконный ограждающий прут по всей длине вагона, т. к. опускные вагонные рамы находятся выше подоконника;

- число спиц в колесах должно быть 9.

 

            Техническая характеристика трамваев, построенных в Николаеве:

Общая длина вагона без буферов, мм                                          9400 

Размеры кузова (длина × высота × ширина), мм                 5900×2230×2400

Длина площадки, мм                                                                 1750

Межосевое расстояние, мм                                                         3200

Диаметр колеса по кругу катания, мм                                           880

Толщина колесного бандажа, мм                                                   70

Вес вагона, кг                                                                         12000

Вес тягового электродвигателя, кг                                               1200

Мощность двигателя, л. с.                                                        около 50

Передаточное число                                                                   5,12

Число мест для сидения                                             12 на двух продольных скамьях

                                                                             или 16 на поперечных сидениях

Число мест для стояния                                                               13

Число мест для стояния на каждой площадке                                   12    

Число окон с каждой стороны                                                         6

Число ручных песочниц                                                                 2

Число пневматических песочниц                                                      2

 

По подсчетам специалистов на изготовление одного трамвайного вагона расходовалось  740 кг листового железа, 234 кг обшивочного железа, 45 кг фанеры, 1870 кг экспортного дуба и   533 кг сосны.

Стоит отметить некоторые конструктивные особенности николаевских трамвайных вагонов. Кузов имел по 6 боковых окон с каждой стороны, тогда как на вагонах других заводов их было по 8. В салоне для сидения устанавливались две длинные скамьи вдоль стен кузова. Только в вагонах для Киева вместо продольных скамей были сделаны общепринятые поперечные сидения.

На всех трамваях николаевского производства устанавливалась специальная металлическая табличка. Подобные таблички завод устанавливал и на другую свою продукцию.

Всего в 1920-х годах было изготовлено и отправлено 20 моторных вагонов для Киева     (1926 г.), 70 вагонов для Екатеринослава (1926-27 гг.), 4 вагона для Казани (1926 г.) и 10 моторных вагонов для Самары (1927 г.).

В 1927 г. руководство Южного механического треста (ЮМТ), в состав которого входил завод им. А. Марти, запросило судостроительный завод о возможности постройки 100 вагонов трамвая в год. Но к этому времени производство трамваев было налажено на коломенском, мытищенском, Путиловском и сормовском заводах, и острая потребность в трамваях стала спадать. В результате, начиная с 1928 г., трамваи на николаевском заводе выпускать перестали.

Спустя 4 года, в январе 1931 г., николаевский трест "Электротрамвод" начал переговоры с городскими властями о возможности изготовления на заводе им. А. Марти 10 моторных вагонов трамвая для Николаева. Для этой цели городским советом была выделена немалая сумма в размере 90 тыс. рублей. Почти полтора года продолжались переговоры с руководством судостроительного завода, но договор так и не был подписан. Тогда на пленуме николаевского городского совета 2 октября 1932 г. было принято постановление, согласно которому заводу им.   А. Марти было предложено построить 40 трамвайных вагонов на протяжении 1932 г. [4] Но эти сроки завод не устроили. В результате договора горсовет утвердил, что 18 вагонов (9 моторных и 9 прицепных) будут собраны в 1933 г. и 22 вагона (11 моторных и 11 прицепных) – в 1934 г.

Следует отметить, что трамваи для Николаева решили строить не по имеющимся чертежам завода им. А. Марти, а взять за основу двухосный вагон мытищенского завода, который на Всесоюзном трамвайном съезде, проходившем в 1925 г. в Харькове, был рекомендован к серийному производству и применению в большинстве городов СССР. Такой моторный вагон получил наименование «Серия Х» (харьковский), а прицепной к нему – «Серия М» (московский).

Николаевский трамвайный парк предоставил заводу чертежи нужных вагонов и внес 100 тыс. рублей на покупку материалов. Штамповку каркасов вагонов было решено выполнять на мытищенском заводе, но из металла, присланного из Николаева. Отштампованные детали отправлять на завод им. А. Марти, где и проводить окончательную сборку трамваев.

15 февраля 1933г. на заводе в качестве ответственного за поиск материалов для будущих трамваев был назначен Сундуков. Договор на поставку электрооборудования с московским заводом «Динамо» было поручено заключить обкоммунснабу.

Согласно договору, в июне 1933 г. под монтаж оборудования в цистерностроительном цехе должны были встать три вагона. Металл на 20 вагонов, отправленный 16 мая 1933г. на мытищенский завод, вернулся в виде штамповок лишь к концу июня 1933 г. По прибытию штампованных частей кузова трамвайный парк передал заводу рессоры, пружины, компрессоры, электродвигатели и др.

Сборку первых трамваев выполняла бригада Добрынюка. С 11 июля 1933 г. к ней присоединилась еще одна бригада, которая работала по вторую смену. Только к 16 июля  первые три кузова были обеспечены готовыми материалами. По вине смежников немного задерживались поставки некоторых узлов. Так завод «Сельинтерн» с опозданием поставил элементы ручного тормоза, а предприятием «Большевик» были сорваны сроки поставки подножек. Да и на самом заводе им. А. Марти к производству трамваев отнеслись скептически. Корпусной цех отправлял на сборку трамваев много бракованных материалов, а электросварочный цех поручил выполнять сварочные работы ученикам ФЗУ.

Срыв срока подачи под монтаж трех вагонов (15 июля 1933 г.) привел к тому, что в Николаеве было созвано совещание по этому вопросу с участием представителей завода-изготовителя, нового руководителя николаевского трампарка Е. Н. Штемберова и представителей предприятий - смежников.  На совещании, которое проходила в саду дома техники, критиковали бюрократическое отношение завода к заказу, отсутствие высококвалифицированных рабочих. Выяснилось, что и штампованные детали, присланные из Мытищ, оказались искривленными, поэтому много времени ушло на их рихтовку. Обвинения были направлены и в сторону трамвайного депо, которое с опозданием передало на завод чертежи электрического и пневматического оборудования.

В августе 1933 г. во время сборки трамвайных тележек в цехе провели обучение рабочих основам технологического процесса сборки трамвая и его узлов с целью исключения частых переделок того или иного элемента вагона.

Только к 12 октября в цистерностроительном цехе собрали 9 кузовов вагонов. В деревообработочном цехе были выполнены монтажные работы на 6 вагонах и сдано под монтаж еще 3. В мастерских электрооборудования началась установка пневматической системы.

Первые вагоны для Николаева получили бортовые номера «51», «52», «53» и были готовы к выходу на линию 7 ноября 1933 г. Это событие достаточно подробно было описано в местной газете: «В цистерностроительном цеху завода им. А. Марти оживление. На малярном участке заканчиваются последние работы на моторных вагонах. Час - два, и городская комиссия их примет. Справа и слева стоят выкрашенные в красный цвет три красавца. Пронумерованы № 51, 52, 53. Старший мастер тов. Михайленко озабочено что-то суетится, дает последние распоряжения работникам цеха, малярам и художникам.  Наконец, тов. Михайленко заявил: Три трамвайных вагона в предзнаменовании 16-й годовщины Октября готовы к сдаче. В первом часу дня комиссия их осмотрела, поздно вечером они покинули завод и сегодня на протяжении целого дня продлится их опробование на линии. Город обогатился еще трамвайными вагонами. Пролетарии цистерностроительного  цеха  празднуют  завтра  еще одну  победу на производственном фронте». [5]

В 1933 г. из-за недополучения тяговых двигателей Николаеву было передано всего 5 моторных вагонов. Эти вагоны были оснащены 10-ю моторами ДТУ-10, полученными из Одессы. Следующая передача готовых трамваев городу была осуществлена 8 января 1934 г. В этот день трамвайный парк пополнился 3-мя моторными и 4-мя прицепными вагонами. Еще 4 вагона были полностью собраны, но стояли из-за отсутствия электромоторов. К концу 1934 г. завод им. А. Марти достроил остальные вагоны. В первые месяцы 1935 г. на маршруты города вышло 20 моторных и 20 прицепных вагонов, что позволило увеличить количество маршрутов с 3-х до 7-ми.

                      Техническая характеристика трамвайных вагонов «Серия Х»:

Габаритные размеры (длина × ширина × высота), мм                            10074×2250×2330

Межосевое расстояние, мм                                                                    2700

Вес вагона, кг                                                                                   12000

Максимальная скорость вагона, км/ч                                                        40

Число мест для сидения                                                                          26

Число мест для стоячих пассажиров                                                          36

Число двигателей/ тип                                                                 2 / ДМ-1А  или 2 / ДТИ-60

Мощность двигателей                                                        52,3 кВт (ДМ-1А) или 55 кВт (ДТИ-60)

 

И еще один небольшой эпизод, связанный с трамваями в Николаеве. В декабре 1946 г. николаевский трамвайный парк разместил на судостроительном заводе им. А. Марти и ряде других предприятий города заказ на капитально-восстановительный ремонт 20-ти трамваев. Работы продолжались несколько лет, и последние вагоны были восстановлены к маю 1948 г.

Проанализировав историю производства трамваев на других предприятиях, можно смело утверждать, что наш Черноморский судостроительный завод (бывший «Наваль» и им. А. Марти) был одним из первых, где развернулось производство трамваев собственной конструкции. И речь идет не о единичной продукции, а о налаженном серийном выпуске. Всего же в Николаеве было построено 155 трамвайных вагонов: 11 до революции, 104 в 1926-27 гг. и 40 в 1933-34 гг.

Больше в Николаеве трамваи никогда не выпускались.

Автор статьи: Александр Говоруха.

      Литература и источники:

  1. Севастопольская газета, №241, 24 октября 1906 г.
  2. Общество николаевских заводов и верфей/ альбом, 1911.
  3. ГАНО, ф. 578, оп. 1, д. 840.
  4. Шлях индустріалізації, 22 квітня 1933 р.
  5. Шлях индустріалізації, 6 листопада 1933 р.
  6. Электротранспорт Украины/ энциклопедический справочник. – Киев, 2010.
  7. Городской электрический транспорт в России, СССР и Российской федерации/ энциклопедический справочник. – Нижний Новгород, 2007.
  8. Розалиев В. В. История николаевского трамвая. –  М., 2007.
Поделиться:

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Николаевский БазарЪ на twitter