[2]Информации о локомобилях Николаева почти нет, но это и неудивительно, так как те крохи, что доступны, не тянут на полноценную статью. Потому, мы решили начать с того, что есть, а потом (может быть) и на "ловца зверь побежит".
Что такое локомобиль? Локомобиль (передвижной паровой двигатель, преобразующий энергию пара в механическую работу, то есть, приводит в движение сельскохозяйственные и другие машины) – появился в Европе в 18 ст. Распространение получил только в 19 ст.
Локомобили были двух видов: стационарные, как генераторы электрического тока (125-800 л.с.) и передвижные, с котлами паровозного типа, мощностью от 12 до 25 л.с.
Представьте себе мир, где мелкогабаритным сухопутным средством перевозки грузов считалась подвода с мощностью в 1 лошадиную силу (чаще всего) или "воловья сила", не вошедшая в мировой список единиц измерения мощности. И вот появляется локомобиль!
Во второй половине 19 века это изобретение добирается и до Николаева. [3]
Кораблестроение, расширение границ города, строительство портов, грандиозные планы на сооружения элеваторов [4], прокладка ветки Харьково-Николаевской железной дороги [5].
На 1890 год в одном только Николаеве насчитывалось мельниц (паровых, конных, ветряных) – 52 шт., фабрик и мастерский разных – 84 шт., заводов различных – 21 шт., кузниц – 48 шт. (список любезно предоставил Григорий Николаевич Ге [6] в своем "Историческом очерке столетнего существования города Николаева при устье Ингула (1790—1890)").
Почему бы не использовать передовую паровую машину, да еще и использующей как топливо всё, что горит? [7]Неизвестно в каком именно году впервые локомобиль начали использовать в Николаеве, но в книге "История фабрик и заводов. Имени 61 коммунара", изданной в Одессе в 1973 году отмечено, что "Если раньше в Адмиралтействе [8], раскинувшимся на две версты по берегу, для внутренних перевозок ежегодно в среднем использовалось свыше пяти тысяч воловьих подвод, на которых работали крепостные поселяне, то теперь нанимать такое количество подсобной силы было невыгодно. Поэтому с 1863 года вступила в строй перевозочная машина на тяге локомобиля".
Вполне вероятно, что именно этому локомобилю повезло принимать участие в строительстве уникальных круглых броненосцев (более подробно про их историю создания и строительства узнать в статье "Первенцы броненосного флота – "Поповки" [9]).
Мы пока нашли две фотографии локомобилей на "Руссуде" [10] (Николаевское Адмиралтейство, им. 61 Коммунара). Это как раз год реконструкции завода 1911-1913 годов и паровая машина (машины?) активно участвует в строительных работах.
А что же с "Обществом Николаевских заводов и верфей [11]" ("Общество судостроительных, механических и литейных заводов", "Наваль", им. Андре Марти [12], ЧСЗ), включавшее в себя несколько разных заводов. Да, нашлась фотография локомобиля и здесь.
Те, кто знаком хоть немного с историей завода, знает, что его сложно назвать исключительно корабле- и судостроительным.
Что только не изготавливали на этом заводе. Еще до революции было налажено мостостроительное (секции мостов после изготовления грузили на ж.д. вагоны с помощью парового железнодорожного крана) и кузнечно-механическое производство. Изготавливали котлы и паровые машины разных типов.
Был вагоностроительный завод, включавший в себя "малярку", лесопильню и деревообрабатывающую мастерскую. Давно уже не секрет, что здесь строили и трамвайные вагоны, и ж.д. цистерны [16] для нефти. Машиностроительный и паровозостроительный завод занималось изготовлением оборудования для рудников, металлургических заводов, железнодорожных мастерских и паровозов для широкой и узкой колеи. И ещё три литейных завода: чугунолитейный и меднолитейный, труболитейный (трубы для водопровода и канализации), сталелитейный. [17]Не удивительно, что главные паровые цилиндрические паровые машины, котлы и артиллерийские башни главного калибра для броненосца "Князь Потемкин Таврический", который строился на Адмиралтействе, было доверено именно мастерам "Наваля".
Рядом находился Черноморский механический и котельный завод, который позже вошел в состав всего комплекса. Его продукция была весьма обширна – станки для обработки металлов, котлы различных систем (Ланкаширские, Корнуэльские, Ланшанэля, Водотрубные, Концентрические, Полутрубные, Локомобильные, Бельвиля и др.), паровые машины Компауд, Вейера, Ричмонда, гидравлические прессы и насосы, стропила, лебедки, оборудование для сахарных заводов, стрелочные переводы и т.д.
И, самое главное, завод производил ЛОКОМОБИЛИ Французских и Английских типов!
Так что и на "Навале" не только использовали локомобили, но и сами изготавливали их. Ведь не считая потребностей николаевских предприятий, необходимо было обеспечить и Херсонскую губернию. [18]Локомобиль, конечно же, не был "вечным двигателем" и, бесспорно, как любой механизм ломался, но в Николаеве было кому ремонтировать, не считая самих производителей. Например, "Чугунно-литейный завод и фабрика земледельческих машин под фирмою "Инженер К. Эссен", вблизи вокзала" (район завода "Кристалл") предлагал капитальный ремонт локомобилей.
[19]Локомобили производились и после революции, не говоря о том, что пользовались ими еще не один десяток лет. Вот, например, в 1921 году паровой автомобиль применили для ремонта Пересадовского моста под Николаевом. В газете уточняют, что одолжили это чудо инженерной мысли на одной из мельниц.
Конечно, интересно, как долго в Николаевской области использовали локомобили именно дореволюционной постройки? Кто-то говорит, что от старых моделей отказались ещё 1940-х, а кто-то их помнит до 1960-х. А почему бы и нет, ведь для небольших сельскохозяйственных потребностей сгодится всё.
Локомобили сейчас выглядят артефактом давно минувших дней, но они появились в нужное время, выполнив свои задачи, уступив дорогу новым моделям и новым технологиям.
Николаеву не помешал бы такой артефакт. А вдруг найдется?
Автор заметки: Светлана Крыщенко
Ссылки:
[1] http://bazar.nikolaev.ua/category/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8/%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE
[2] http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_4/lokomobil2.jpg
[3] http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_4/lokom1890.jpg
[4] http://bazar.nikolaev.ua/content/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B
[5] http://bazar.nikolaev.ua/content/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B2-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B5-%D0%B2%D0%BE-%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B5-xix-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B5-xx-%D0%B2%D0%B2
[6] http://bazar.nikolaev.ua/content/%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%B3%D0%B5
[7] http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_4/lokomobil3.png
[8] http://bazar.nikolaev.ua/content/%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
[9] http://bazar.nikolaev.ua/content/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D1%8B-%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8
[10] http://bazar.nikolaev.ua/content/%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D1%83%D0%B4
[11] http://bazar.nikolaev.ua/content/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%BC-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2-%D0%B8-%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%B9-1911-%D0%B3%D0%BE%D0%B4
[12] http://bazar.nikolaev.ua/content/%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4-%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0
[13] http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_4/lokomobil.jpg
[14] http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_4/lokom1900_2.jpg
[15] http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_4/lokom1908.jpg
[16] http://bazar.nikolaev.ua/content/%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D0%B2-%D0%B2-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B5
[17] http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_4/lokom1900.jpg
[18] http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_4/lokom1900_3.jpg
[19] http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_4/lokomobil4.jpg
[20] http://www.addtoany.com/share_save?linkurl=http%3A%2F%2Fbazar.nikolaev.ua%2Fcontent%2F%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25B8-%25D0%25B2-%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B5&linkname=%D0%9B%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B5
[21] http://bazar.nikolaev.ua/users/lessa