Григорий Николаевич Ге
День выдался безоблачный, светило яркое осеннее солнце. Ночью были первые заморозки, и опавшие листья, не успевшие еще полностью пожелтеть, покрывали толстым слоем улицу.
В двери дома № 1 по Инженерной улице нескончаемым потоком входили и выходили люди, а у крыльца, переминаясь с ноги на ноту, толпился в ожидании народ.
Наконец толпа у дома расступилась, пропуская несущих на плечах гроб, который установили на катафалк, и под пение церковного хора похоронная процессия медленно двинулась в путь.
Две пары лошадей, запряженных в катафалк, покрытых сеткой с бахромой, вели с двух сторон молодые люди, одетые в белую длинную одежду. На головах лошадей раскачивались султаны из перьев.
На несколько кварталов растянулись провожающие, а за ними фаэтоны, экипажи, дрожки. Город провожал в последний путь почетного гражданина Николаева, надворного советника, секретаря городской Думы Григория Николаевича Ге. За гробом шли три его дочери — Мария, Вера и Зоя — и приехавший из Петербурга его младший сын Григорий Григорьевич, артист и драматург.
Из некоторых материалов и отрывочных сведений мы узнаем, что родословная семьи Ге ведет свое начало от французского дворянина Матвея Ге, эмигрировавшего с семьей в Россию после разгрома французской революции.
Его сын Иосиф (Осип) был принят в Кирасирский полк, квартировавший в то время в Полтавской губернии. Здесь он познакомился с семьей украинского дворянина Якова Коростовцева и вскоре женился на его дочери, красавице Дарье Яковлевне.
Старший его сын, Николай Осипович, был определен в один из полков Петербурга, где в 1814 году получил офицерское звание. Вскоре он оставил военную службу, переехал в Воронеж и полностью посвятил себя ведению сельского хозяйства. Здесь он женился на круглой сироте Елене Яковлевне, дочери сосланного сюда поляка Якова Садовского. От этого брака родились три сына: Осип, Григорий и Николай.
Но в апреле 1831 года мальчики осиротели – во время эпидемии холеры Елена Яковлевна умирает, и воспитание сирот берет на себя их бабушка Дарья Яковлевна, внеся в дом староукраинский уклад и оказав большое влияние на формирование характеров мальчиков.
Когда пришло время определять мальчиков в гимназию, их отец Николай Осипович продает свое хозяйство в Воронеже и переезжает с семьей в Киев. Но суетная городская жизнь и отсутствие любимого дела стали тяготить Николая Осиповича, и год спустя он со второй женой приобретает в Подольской губернии небольшое имение и до конца своей жизни занимается хозяйством.
После окончания гимназии в Киеве Осип и Николай уезжают в Петербург. Осип поступает в университет, а Николай — в Академию художеств. Григорий же после окончания гимназии идет служить в гусарский полк, но вскоре убеждается, что военная служба не его призвание, оставляет ее и переезжает в Петербург к своим братьям.
Здесь у Григория рождается мысль поступить в Академию художеств. Но свою мечту ему осуществить не удалось – в конце 1855 года умер отец и кому-то из братьев надо было уехать из Петербурга и принять на себя ведение отцовского хозяйства. Осип и Николай наотрез отказались от жизни в отцовском имении. Пришлось Григорию, оставить Петербург и переехать в Подольскую губернию.
Оставшееся после смерти отца хозяйство было очень хорошо налажено, что дало возможность Григорию отличавшемуся прогрессивными взглядами, не дожидаясь общей реформы, упразднить в своем хозяйстве крепостное право. Этот шаг Григория Николаевича в дальнейшем наложил на него печать вольнодумца.
Но находиться все время в деревенской глуши и заниматься сельским хозяйством было не в характере Григория Николаевича, и он в 1865 году оставляет отцовское имение и переезжает в Херсон. Здесь поступает на работу в Акцизное Управление и одновременно включается в общественную жизнь города. Вместе с наиболее просвещенной и влиятельной частью городской общественности он основывает библиотечное общество, а затем и общественную библиотеку, ставшую со временем областной библиотекой.
7 октября 1868 года Григорий Николаевич Ге был избран секретарем Николаевской городской Думы. А в 1879 году на Наваринской улице № 19 (ныне № 25) был закончен собственный его дом, куда он и переехал со своей большой семьей. (На самом деле первым владельцем и, вероятнее всего, строителем был Людвиг Антонович Опацкий. Более подробно об этом доме в статье Е. В. Пономаревой, - прим. НикБазара)
Активно участвуя в общественной и культурной жизни города, Ге вскоре завоевал авторитет среди деловых кругов города и считался одним из культурнейших жителей города. И когда велась подготовка к празднованию столетия города Николаева, то ему было поручено написать очерк к юбилею города. Очерк был написан в 1890 году и назывался "Исторический очерк столетнего существования города Николаева при устье Ингула (1790—1890)". Для написания этого очерка Григорий Николаевич использовал документы Думы и архива. Очерк этот и в настоящее время имеет большую ценность для историков и краеведов.
В 1890 году Григорий Николаевич основал в Николаеве артистический кружок, став его председателем. Для этого кружка и для театрального общества города Григорий Николаевич читает лекции "О драматическом искусстве", которые в этом же году были изданы в Николаеве отдельной книгой. Этот трактате о театральном искусстве представляет собой не только теоретическое, но и практическое руководство для театральных коллективов, не потерявших своего значения и в наши дни.
Григорий Николаевич написал ряд пьес, таких как "Театральные боги", "Свобода искусства", "Шквал" и "Трильби", комедию "Каникулы".
Все эти пьесы шли не только в Николаеве, но и на сценах других городов. А его роман "Софья Малич" был хорошо принят в свое время общественностью города.
Григорий Николаевич написал несколько картин, одна из которых "Могила Николая Николаевича Ге и Анны Петровны Ге на хуторе Ивановском". Она была написана в 1894 году и находится в мемориальном музее Н. Н. Ге в селе Ивангород Черниговской области, основанном правнучкой Григория Николаевича Ольгой Севастьяновной Кузнецовой и ее мужем Николаем Николаевичем.
Будучи постоянным сотрудником местных газет, Григорий Николаевич регулярно освещал культурную жизнь города. Он много времени уделял воспитанию молодежи, будучи попечителем одного из народных училищ города.
В то же время Григорий Николаевич за свое вольнодумство и критические высказывания числился в жандармской картотеке как человек "... крайне вредного в политическом отношении направления...". Его прогрессивные взгляды передались его детям, и младшая его дочь Зоя была членом народовольческой группы в Николаеве, возглавляемой подполковником прагского полка М. Ю. Ашенбреннером.
Из-за расхождения по некоторым жизненно важным для города вопросам с мнением членов Думы в 1887 году кандидатура Григория Николаевича на пост секретаря Думы была забаллотирована. В этом же году Григорий Николаевич продает свой дом и уезжает в Петербург. По настоянию общественности города Николаева в 1888 году Григорий Николаевич заочно вновь был избран секретарем Николаевской городской Думы.
После возвращения в Николаев Григорий Николаевич поселился в доме на Таврической улице (ныне улица Шевченко №44), а после оставления службы секретарем Думы он переехал жить на Инженерную улицу в дом №1.
В этом доме Григорий Николаевич скончался и похоронен на городском кладбище.
На его могиле установлен памятник из черного гранита с надписью "Григорий Николаевич Ге. Скончался 1-го ноября 1911 года на 82 году жизни. Мир праху твоему".
Автор статьи: В. Лифанов (почетный член Украинского общества охраны памятников истории и культуры)
"Вечерний Николаев", 18 января 1992 г.
О жизни Г.Н. Ге более подробно в книге Владимира Щукина "Григорий Николаевич Ге" (издательство Ирины Гудым)