От прошлого через настоящее к будущему...

Выдающиеся морские гидрографы братья Манганари. Часть II.

Наследственность часто определяет дальнейшую судьбу человека. Ум, честь, отвага, упорство, верность, трудолюбие – эти черты передались от отца-основателя греко-николаевского рода Манганари сыновьям.

В первой части мы уже рассказали о «патриархе» Павле Манганари и о его старшем сыне, Егоре - знаменитом гидрографе, который еще и во многом определил жизненный путь своих младших братьев.

Иван Павлович Манганари

Николаевское штурманское училищеВторой сын Павла Манганари, Иван, родился в 1802 году. Он так же, как и его старший брат Егор, посвятил всю свою жизнь флоту.

1 октября 1815 года он был произведен в гардемарины. С 1816 года начал ежегодно плавать в Черном море. Выдержав экзамен, Иван Манганари, 9 февраля 1818 года получает чин мичмана. С 1822 по 1825 годы он находится в Дунайской флотилии при крепости Измаил, где 21 апреля 1824 года становится лейтенантом.

Следующие три года Иван Павлович находится у берегов Абхазии на фрегате "Евстафий", затем в июне 1828 году его переводят на новый линейный корабль «Чесму» - построенный в Спасском адмиралтействе Николаева. Задачей команды был переход «Чесмы» из Николаева в Севастополь для участия в войне с Турцией.

В 1829 году на том же корабле плавал с флотом у румелийских и анатолийских берегов, и участвовал при взятии городов Инады и Мидии. 2 апреля того же года Иван Манганари в составе команды «Чесмы» прибыл в захваченный русскими войсками болгарский город Сизополь и в период с мая по август крейсировал у пролива Босфор. А затем, 13 сентября 1829 года корабль отправился в Севастополь, имея на борту раненых и орудия, взятые в Сизополе.

Но война еще не была окончена для Ивана Павловича – и в 1830 году, в составе эскадры контр-адмирала М.Н. Кумани он на том же корабле «Чесма» плавал с десантными войсками из Румелии в черноморские порты.

В 1832 году его временно перевели на транспорте "Кит", на котором он в составе команды занимался перевозкой грузов между Севастополем и Николаевом. Спустя год, Ивана Манганари вновь назначают состоять при корабле «Чесма», на котором он принимает участие в экспедиции Черноморского флота на Босфор. 2 февраля в составе эскадры контр-адмирала М.П. Лазарева корабль Ивана Павловича вышел из Севастополя и через шесть дней прибыл в Буюк-дере. 28 июня того же года корабль «Чесма» вышел в море, чтобы доставить в Одессу чрезвычайного посла и командующего силами экспедиции генерал-лейтенанта графа А. Ф. Орлова. Затем перешел на феодосийский рейд, где присоединился к эскадре, и с ней 22 июня прибыл в Севастополь.

Зимой с 1833-1834 года, Иван Павлович вместе с командой занялись тимберовкой «Чесмы», то есть ремонтом корабля, что требовало немалых знаний об устройстве военных парусных кораблей. Затем Ивана Манганари переводят на фрегат «Анна», где он и участвует в войне с Кавказом. 6 декабря 1834 года за отличие Иван Павлович был произведен в капитан-лейтенанты.

В 1836 и 1837 годы фрегат Ивана Манганари, в составе отряда судов Абхазской экспедиции крейсировал у берегов Кавказа. 2 июня 1837 г. во главе отряда контр-адмирала С. А. Эсмонта фрегат вышел из Сухум-Кале с войсками на борту и уже через четыре дня подошел к мысу Адлер и, обстреляв укрепления горцев, высадил десант. Оценив состояние корабля, морское ведомство отдало приказ о переобуродовании фрегата в блокшив, а Ивана Манганари назначают командовать транспортом «Березань», на котором он в течение 1840 года перевозил десантные войска и казенный груз от Севастополя к восточным берегам Черного моря, а следующие семь лет оставался командиром этого транспорта, бывая во всех черноморских портах.

Херсонский портПоследующие годы для Ивана Павловича Манганари отмечены рядом событий: 11 апреля 1843 года - произведен в капитаны 2 ранга; в 1844 году - награжден орденом Св. Станислава 3-й степени; 2 марта 1847 года - произведен в капитаны 1 ранга; за выслугу 25 лет в офицерских чинах, награжден орденом Св. Георгия 4-го класса.

26 ноября 1847 года Ивана Павловича Манганари назначают управляющим Херсонским портом. Последующие восемь лет Иван Павлович посвятил себя благоустройству и развитию одного из самых крупных портов Российской империи. Именно в тот период открылось частное пароходное судоходство из Херсона в Одессу. Именно то время было наиболее трудным и важным, так как назревала Крымская война и богатейший опыт Ивана Манганари нашел применение наилучшим образом.

4 мая 1855 года Иван Павлович окончательно возвращается в Николаев, где его назначают командиром 15-го рабочего экипажа Черноморского флота с переименованием в полковники.

Чем же занимался 15-й рабочий экипаж?

«Указ №1405 от 25.9.1827 г. О СФОРМИРОВАНИИ РАБОЧИХ И ЛАСТОВЫХ ЭКИПАЖЕЙ ДЛЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА.
Вместо мастеровых адмиралтейских команд Черноморского ведомства учреждается восемь рабочих экипажей (11-18).
15-й рабочий экипаж: роты № 1-3 формируются из архитекторской команды николаевского порта; роты № 4-6 - из состоящих при Богоявленских фабриках мастеровых; роты № 7-8 - из находящихся при Измаильской верфи корабельных плотников и мастеровых мелочных мастерств. Назначить: роты № 1-3 - в Николаев для архитекторских работ; роты № 4-6 - для работ при фабриках в Богоявленске ; роты №7-8 - в Измаил, для тамошней верфи.
Командир экипажа (подполковник или майор) - оклад (600-520 руб.)»

Несомненно ответственный и нужный пост в родном городе занял Иван Павлович, и отдал этой службе два года, но ухудшение здоровья чаще напоминало о себе и 11 ноября 1857 года его производят в генерал-майоры с увольнением от службы.


Дом на Никольской, 33 (ныне ул. Никольская, 45).Жена, Марина Ивановна, была младше Ивана Павловича Манганари на четырнадцать лет. Детей (известных историкам) было трое: сын Николай, дочь Александра и сын Виктор.

Ивану Павловичу Манганари принадлежала часть родительского дома на улице Черниговская, 8. Но впоследствии он приобрел двухэтажный дом, находившийся в Одесской части города, в квартале 20, по улице Никольской, 33 (ныне ул. Никольская, 45).

Умер Иван Павлович Манганари 25 октября 1865 года, окруженный любовью и почетом. Жена его, Марина Ивановна пережила мужа на двадцать пять лет и скончалась 16 января 1891 года: отпевали ее в Рождество-Богородичном соборе.

Иван Манганари не стал настолько знаменитым как его старший и младший братья, но он внес весьма существенный вклад в развитие Херсонского порта и передал свой бесценный опыт сыновьям, которые тоже избрали военно-морскую службу.

Потомки Ивана Манганари

Старший сын Ивана Павловича, Николай, родился примерно в 1829 году. 9 июня 1843 года он стал гардемарином Черноморского флота, а уже 1 февраля 1844 года переименован в юнкеры.

23 марта 1847 года его переводят на Балтийский флот мичманом. Сначала Николай Манганари был назначен на фрегат «Венус», находящийся на то время в Кронштадском рейде. Затем переведен на транспорт «Гапсал» (перевозка грузов по портам Финского залива) и 1849 году – назначение на корабль «Святой Георгий Победоносец», на котором в составе 2-й дивизии контр-адмирала З.З. Балка крейсировал у берегов Дании.

В 1850 году Николай Иванович был переведен на новопостроенный корабль «Сысой Великий», а затем на бриг «Парис». Приобретя за"Трех иерархов" четыре года немалый опыт, Николай Манганари переводится с Балтийского на Черноморский флот. Сначала следует назначение на корабль «Двенадцать Апостолов», осуществлявший практические плавания под руководством командира А. И. Панфилова, затем Николая назначают на 84-х пушечный корабль «Трех Иерархов» и далее его служба продолжалась на шхуне «Забияка».

19 апреля 1853 года Николая Ивановича производят в лейтенанты и на фрегатах «Коварна» и «Флора», учавствует в патрулировании пролива Босфор.

С конца 1853 и первую половину 1854 года, Николай Манганари находится на корабле «Двенадцать Апостолов», участвуя в Крымской войне. Этот корабль в сентябре 1853 года перевез 1466 солдат и офицеров Белостокского полка 13-й дивизии из Севастополя в Сухум-Кале. 29 октября 1853 года в составе эскадры вице-адмирала В. А. Корнилова, вышел из Севастополя для поиска турецких судов к румелийскому, а затем анатолийскому берегам. 11 ноября того же года, не встретив противника, эскадра вернулась в Севастополь. Из-за открывшейся течи корабль не смог выйти к Синопу. Уже в январе 1854 года, Николай Иванович Манганари вместе с экипажем корабля строит береговую батарею и вскоре его назначают на фрегат «Мидия», находящийся в составе эскадры защиты севастопольской гавани.

С 23 декабря 1854 года по 26 мая 1855 года Николай Иванович прикомандирован к севастопольскому гарнизону на третьем бастионе. Крымская война оставила на нем свою отметину - 25 мая 1855 года он был ранен штуцерной пулей в правую руку. За отвагу и проявленную храбрость в военных действиях Николай Манганари был награжден орденом Св. Анны 3-й степени с мечами.

После войны, он вернулся в родной Николаев, где его назначают в 38-й флотский экипаж в котором он состоит до 1 мая 1860 года, после чего, с переформированием экипажей, определяют во 2-й сводный Черноморский флотский экипаж.

1862 год был наполнен событиями для Николая Ивановича – 17 апреля года его производят в капитан-лейтенанты, а 29 октября переводят в 1-й сводный Черноморский флотский экипаж. Участие в боевых действиях подорвали здоровье перспективного молодого моряка - в январе 1865 года капитан-лейтенант Николай Иванович Манганари ушел из жизни.

Дочь Ивана Павловича Манганари, Александра, родилась в 1838 году. Когда ей исполнилось восемнадцать лет, она вышла замуж за поручика Василия Павловича Шмидта, который на тот момент был прикомандирован к Кирасирскому, принца Петра Ольденбургского, полку. Венчалась молодая пара 11 ноября 1856 года в церкви Черноморской штурманской роты.

Виктор МанганариВиктор, младший сын Ивана Манганари, родился в 1842 году. В возрасте 19 лет он стал уже гардемарином 1-го Черноморского сводного флотского экипажа, а к 1868 году - лейтенантом Черноморского флотского экипажа. Был женат на Надежде Александровне Фроловой (род. 25 августа 1849 года) из семьи дворян Таврической губернии. Родители ее - Фролов 2-й Александр Филиппович (1804-1885), уроженец Ени-Кале, подпоручик Пензенского пехотного полка, декабрист и Маркова Евдокия Николаевна (1820-1901), казачка.

Виктору Ивановичу, после смерти его отца в 1865 году по наследству принадлежала часть дома под номером 8 по улице Черниговской, который построил его дед Павел – основатель династии николаевских Манганари. А также он был единственным наследником двухэтажного дома своего отца на улице Никольской (номер 33), который он продал Роберту-Теодору Яковлевичу Гагену 21 сентября 1871 года.

Фролов 2-й Александр ФилипповичДальнейшая судьба Виктора и Надежды Манганари неизвестна. Нет свидетельств того, что они жили в Николаеве (скорее всего в Крыму), но их сын стал достойным продолжателем греческого рода и, по сути, единственным известным прямым потомком Манганари, жившим в советское время.

Александр Викторович Манганари родился примерно в 70-е годы XIX столетия. Он избрал совершенно другую стезю в жизни, не относящуюся к морю, но в нем проявились таланты его знаменитых предков – гидрографов Егора и Михаила Манганари. С 1891 по 1896 годы он учился в Академии художеств в Петербурге, затем работал в мастерской профессора В.В. Матэ и в 1897 году уехал в Мюнхен. В 1900 и 1915 годы вместе с другими художникам посещал город Ростов для изучения ростовских фресок XVII-го столетия.

Александр Викторович был очень талантливым гравером, живописцем-декоратором, педагогом. Раннюю известность и популярность в художественных кругах, ему принесли такие картины как «Колокольня Юрьева монастыря» (1908), «Перунов остров» (1909), «Господин Великий Новгород» (1913). Николай Григорьевич Порфиридов, автор книги «Новгород, 1917-1941: воспоминания» упоминает о том, что в их городе на старой Легощей улице проходила выставка работ офортиста Александра Манганари и художник запомнился ему человеком небольшого роста с, заросшей буйными черными волосами, головой.

Александр Манганари впоследствии работал в Москве, был участником Нового общества художников и общества «Свободное искусство». Очень ценны воспоминания, найденные в журнале «Москва» №6 за 1966 год под названием «Деньги революции» (авторы Н. Вержбицкий, Э. Медведовская): «...3 апреля 1918 года жюри единогласно признало лучшими работы, присланные под девизом «И так далее» эскизы денежных знаков трех достоинств «на доске, листом с семью рисунками», как было сказано в решении жюри. Постановили: автора премировать и поручить ему «исполнить всю серию в окончательной раскраске».

Вскрыв конверт с девизом, обнаружили в нем записку с собственноручной подписью – Александр Викторович Манганари.

...За эскизы денежных знаков он взялся с большим воодушевлением. Эскизы его, по словам видевших их, производили впечатление шедевров. Манганари, богато использовав русский орнамент, изобразил кремлевский ансамбль в условно-сказочной манере, тонкой и прозрачной.

Но самое главное, что запомнилось современникам, - что Манганари уже тогда создал эмблему серпа и молота – символическое изображение союза рабочих и крестьян. Вскоре идея этого символа получила официальное признание.

Общий вид вокзала на станции Керженец. Сентябрь 1925 года (ГАрхАДНО)В мае 1918 г. Петроградская коллегия по делам искусств и художественной промышленности при отделе изобразительных искусств комиссариата народного просвещения открыла конкурс на проекты рисунков для серебряных монет, для народного флага, для народного герба, печати Совета Народных Комиссаров и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, причем в условиях этого конкурса было сказано: «…В композиции печати СНК и ВЦИК необходимы эмблемы рабочей и крестьянской республики – орудия труда (например, серп и молот)».

26 января 1921 года в парижской художественной галерее Magellan открывается выставка императорской Академии художеств Петрограда, в которой участвуют картины Александра Викторовича. Некоторые его работы были в собрании ленинградских музеев. Также художником была выполнена картина-панно на тему «Сказание о граде Китеже» для зала ожидания вокзала станции Керженец.

Занимаясь художественным творчеством, Александр Манганари находил время для изучения истории своей семьи. Так, живя в Москве, он работает в архивах, с материалами о декабристском движении, пытаясь глубже изучить биографию своего деда, А.Ф. Фролова.

Как известно из воспоминаний родственников и знакомых, Александр был «странным человеком, с длинными волосами и бородой. Он хромал и ходил с палкой. В какой-то мере он напоминал Карла Маркса».  Семьи у него не было,  поэтому после обострения  болезни матери он решается на переезд из Москвы в Крым. Здесь они  жили вдвоем на даче своих предков, Фроловых.  Предположительно в 1932 году А. Манганари умер в поезде от тифа и был похоронен в братской могиле.

О семейной жизни Александра нет упоминаний, но может быть когда-то страницы единственного потомка славной фамилии будут найдены и мы сможем узнать о нем больше.

Михаил Павлович Манганари

Михаил Павлович МанганариСамой знаменитой и неординарной личностью рода был Михаил Павлович Манганари – младший брат Егора и Ивана. Избрав в юности тот же путь, по которому пошли старшие братья, он не только во много раз преумножил славу своей фамилии, но и вошел в историю как талантливый гидрограф и государственный деятель.

Родился Михаил Манганари 6 ноября 1804 года в городе Евпатория, Таврической губернии. 8 сентября 1815 года поступает на службу гардемарином в Черноморский флот и с 11-летнего возраста ежегодно бывал в плавании, изучая теорию и практику морского дела. Выдержав экзамены, 2 марта 1821 года он становиться мичманом и продолжает ежегодные плаванья в Черном море до 1827 года.

22 февраля 1828 года Михаила Манганари производят в лейтенанты и в этом чине он встретил начало русско-турецкой войны 1828-1829 годов. На фрегате «Рафаил», в отряде вице-адмирала Ф.Ф. Мессера, плавал от Босфора до Синопа и Варны. Этот 36-ти пушечный фрегат прикрывал суда, доставляющие в порты Румелии снабжение для армии, а 27-29 июля 1828 года, вместе с эскадрой А.С. Грейга участвовал в бомбардировке крепости Варна.

После этого, Михаила Павловича переводят на корабль «Пармен», осаждавший крепость Варна. 7 августа того же года была повторная бомбардировка крепости на ходу и корабль, на котором был Манганари, получил 20 пробоин и 45 повреждений рангоута и такелажа. Приняв на борт 300 раненых и больных «Пармен» ушел в Одессу, а затем в Севастополь. За участие в этих битвах – «при вырезке неприятельских судов из под крепости Варны», Михаил Манганари был награжден орденом Св. Георгия 4-го класса.

В 1829 году на том же корабле, в отряде контр-адмирала И.С. Скаловского, патрулировал анатолийские берега для поиска неприятельских судов. С 3 по 5 мая 1829 года корабль «Пармен» во главе отряда уничтожил в Пендераклии турецкий корабль и 16 малых судов, за что был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом.

Далее начинается в его жизни гидрографический и картографический период. Михаила Манганари назначают на яхту «Голубка»,Карта Е. Манганари 1836 год которой командовал его старший брат Егор и основной целью этого плаванья было описание Румелийских берегов.

Руководство Егора Павловича, ум, внимательность и ответственность самого Михаила открыли в нем большие способности к гидрографии. Для достижения точности исследований, он с августа по сентябрь был откомандирован в действующую армию в город Адрианополь, для определения румелийских астрономических пунктов.

В 1830 году Михаил на призовом судне №8 плавал в Черном море, затем на яхте «Голубка» изучал берега от Очакова до крепости Кюстенджи, а следующие пять лет вместе с братом на той же яхте описывал Черное и Азовское моря, за что в 1832 году был награжден полугодовым окладом жалованья. В 1836 году Михаил Павлович принимает у своего брата Егора Павловича командование яхтой «Голубка».

Руководство заметило перспективного молодого офицера и 1 января 1837 года, за отличие, Михаила Манганари производят в капитан-лейтенанты.

В 1838 году Россия приобрела у Англии для Кавказского корпуса пароход «Колхида», вооруженного бомбическими пушками, которые «... в отличие от обычных морских орудий того времени, стреляли как сплошными снарядами ядрами, так и бомбами — разрывными снарядами, снабженными дистанционными зажигательными трубками. При попадании такой бомбы на вражеский корабль она, пробив борт навылет или застряв в нем, разрывалась, создавая многочисленные очаги пожара. Во время сражения деревянный корабль, получивший по корпусу серию бомбовых ударов, неизбежно обрекался на гибель. Бомбы, снабженные короткими трубками, при попадании в борт корабля действовали как ударные, так как одновременно с ударом, происходил сильный разрыв снаряда».

"Двенадцать апостолов"Именно Манганари был назначен командовать пароходом "Колхида", находящимся у абхазских берегов. Применение этих пушек заставило Морское министерство рассмотреть рапорты М. П. Лазарева о том, что необходимо оснастить закладываемый на Николаевской верфи, корабль «Двенадцать Апостолов», этими передовыми на тот момент орудиями.

С 1840 по 1843 годы Михаила Павловича Манганари назначают командовать шхуной «Забияка», описывая берега Крыма и Абхазии и замеряя глубины Черного моря. За отличную службу его в 1842 году награждают орденом Св. Станислава 2 степ.

В 1843 году, командуя той же шхуной, перевозит десантные войска из Севастополя в Одессу.

Последующие годы стали для Михаила Павловича Манганари одними из самых важных в его карьере. Ему, как уже опытному моряку и гидрографу, доверяют командовать экспедицией по съемке Мраморного моря с 1845 по 1848 годы. В состав команды Манганари входили русские и турецкие гидрографы, что способствовало взаимному изучению языков и традиций, а также обязательным членом экспедиции считался художник. М.П. Лазарев обращался с просьбой к И.К. Айвазовскому найти художника для съемки береговых видов при составлении нового издания карт Мраморного моря.

Это место было предложено молодому живописцу – Моисею Меликову. Спустя многие годы, художник в своих воспоминаниях подробно опишет, как с 1847-1848 годы работал в составе команды Михаила Манганари (которого 7 апреля 1846 года за отличие произвели в капитаны 2-го ранга): «Мы поздравили друг друга с прибытием в Константинополь. <…> Затем все мы перешли на турецкий бриг, на котором производилась опись. Служба началась. Матросы без устали бросали лот для измерения глубины. Гидрографы записывали и вели свои журналы. Там, где нужно было определить место – моя обязанность была снять береговой вид. Почти все время мне приходилось вставать в три часа утра. <…> Мы познакомились и подружились с турками, славными ребятами, но до такой степени неразвитыми и неподготовленными, что не мыслимо было, что они могли следить за описью и астрономическими наблюдениями, при всех стараниях наших гидрографов научить их».

Далее Меликов отметит, что они работали только в теплое время, а в зимнее месяца возвращались на шхуну «Забияка».

После окончания описи, в 1849 году шхуна «Забияка», отправилась в Николаев, с двухнедельным заходом в Севастополь для карантина.

В городе Николаеве экспедицию встречали начальник Черноморского гидрографического депо генерал-майор Н.М. Кумани и ГлавныйКарта Мраморного моря М. Манганари командир Черноморского флота и портов – адмирал М.П. Лазарев.

В 1850 году лоция Мраморного моря была издана. Художник Меликов некоторое время оставался при Гидрографическом депо в Николаеве и занимался обучением граверов и литографов, а также «имел занятия в Гардемаринской школе, в Штурманском училище и занятия по адмиралтейству».

В то же время, 3 апреля 1849 года, Михаила Павловича Манганари за отличие при проведении описи Мраморного моря, произвели в капитаны 1 ранга, 31 декабря того же года – он был награжден орденом Св.Анны 2-й степени. До 1853 года Михаил Павлович находился при Гидрографическом депо г. Санкт-Петербурга, контролируя издание карт Мраморного моря. Эти карты получили высокую оценку не только от современников, но многие годы после, моряки разных стран руководствовались необычайно точными данными этих карт.

В частности Императорское русское географическое общество в 1855 году приняло к рассмотрению карты Мраморного моря, как ученый труд, автор которого мог быть удостоен Константиновской медали, выдаваемой раз в год за особые заслуги перед географической наукой. Совет общества отметил, что «<…> астрономические наблюдения для изыскания географических широт и долгот произведены с необыкновенной точностью <…> Степень точности наблюдений усматривается из сравнений между широтами и долготами десяти главных пунктов… и теми же определениями, найденными через вычисление триангуляции. <…> Берега моря, заливы и острова покрыты были особой сетью треугольников, углы в которых выверены с точностью до одной минуты». Также Совет отметил качественное исполнение карт с указанием глубин, якорных и опасных мест. Проливы изображены дополнительно в большем масштабе и со всеми подробностями.

Список предметов и баллов в Черноморской штурманской роте за 1855 годПосле завершения работы над изданием карт Мраморного моря, Михаил Павлович возвращается в Николаев, где его ждало новое назначение - управляющий Черноморской штурманской ротой и звание полковника корпуса флотских штурманов.

В юности Михаил Павлович сам был учеником Черноморского штурманского училища (с 1826 года - Черноморская штурманская рота). Поэтому он не понаслышке знал о том, чего не доставало этому заведению и что можно было бы улучшить. Журнал «Морской сборник» в 1856 году опубликовал «Извлечение из отчета управляющего Черноморскою Штурманскою ротою, полковника Манганари, за 1855 год». В отчете подробно описана история заведения, текущее количество учеников, состав преподавателей, названия изучаемых дисциплин, расходы на содержание, уровень знаний учеников, распорядок дня и другие сведения, которые представлены со скрупулезной точностью. В конце отчета Михаил Павлович обращает внимание на то, что «Черноморская штурманская рота руководствуется штатом и положением 1819 года, с небольшой прибавкой к жалованию учителям в 1847 году, но с нынешнем увеличением цен на продукты и материалы не представляется возможным достойно содержать заведение и что вскоре оно может прийти в упадок».

Манганари всегда отличался дальновидностью, продуманностью действий и чрезвычайной честностью, что и определило его дальнейший карьерный рост.

5 апреля 1856 года Михаил Павлович Манганари был произведен в генерал-майоры, 8 сентября 1859 года Михаил Павлович - в контр-адмиралы, а 17 апреля 1862 года награждают орденом Св. Владимира 3-й степени с мечами. 8 октября того же года прикомандировуют к Черноморской флотилии.

Следующие десять лет, с 1863 по 1873 год Михаила Павловича назначают исполнять обязанности командира Севастопольского порта и главного командира Николаевского порта. Это были годы усовершенствований флота, увеличения экспортных грузоперевозок, восстановления экономики после Крымской войны. За особые заслуги 1 января 1864 года Михаила Павловича Манганари призводят в вице-адмиралы, 27 марта 1866 года награждают орденом Св. Станислава 1-й степени, а 21 октября того же года - крестом за службу на Кавказе.Подпись М. Манганари

Не оставляя должности, в 1869 году на пароходе "Казбек" Михаил Иванович изучает восточный берег Черного моря для строительства нового порта, за что и был награжден орденом Св.Анны 1-й степени 1 марта 1871 года.

4 апреля 1876 года Михаилу Павловичу Манганари присваивают звание адмирала и уже в этом чине, вместе с другими высокопоставленными лицами, встречает в порту Севастополя команду знаменитого парохода «Веста», в одиночку принявшими бой с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд». В воспоминаниях очевидцев праздника, одной из наград экипажу были слова адмирала Манганари, сравнившему их подвиг с подвигом «Меркурия».

1 апреля 1879 года Михаила Павловича награждают орденом Св. Владимира 2-й степени. 30 августа того же года ему была пожалована аренда в 3000 рублей с 17 декабря 1879 года на двенадцать лет. Накопленный опыт, профессиональные качества моряка и огромная управленческая практика способствовали тому, что с 1 января 1881 г. Михаил Павлович Манганари был назначен главным командиром Черноморского флота и портов и военным губернатором г. Николаева, сменив на этом посту умершего Николая Андреевича Аркаса, тоже грека по происхождению.

Спустя год, 11 января 1882 года Михаила Павловича переводят в Санкт-Петербург и назначают членом Адмиралтейств-Совета и награждают орденом Белого Орла, а в 1886 году - орденом Св. Александра Невского.

Карта НиколаеваПланируя в дальнейшем оставаться в родном городе, в начале 1860-х годов, Михаил Павлович подает прошения на выдачу открытых листов на строительство домов в Николаеве.

В Государственном архиве Николаевской области было найдено несколько документов, благодаря которым стало известно, где и какими участками владел Манганари.

В отчетах Городской думы выдача открытых листов Манганари:
- 3 августа 1862 года в Одесской части, квартал 82, №3871, а по окладным книгам в квартале 41, по Таврической, 2 (сейчас - улица Шевченко, дома 2, 2-а, 4, 6, 6-а, 8);
- 18 июня 1864 года - там же;
- 27 марта 1872 года Михаилу Павловичу Манганари Московской части, квартале 18, №404 (а по окладным книгам – квартал 20, по Черниговской, 8), рядом с принадлежащим ему, совместно с родственниками, домом его родителей (ныне, улице Карла Либкнехта, 8).

Кроме того, 31 октября 1875 года ему был отведен участок земли под дачу №8 на берегу Южного Буга, между Спасском и Лесками.

Официально Михаил Павлович никогда женат не был и спустя некоторое время, адмирал частично распродает, принадлежащие ему земли - 4 мая 1877 года продал жене капитана-лейтенанта Юлии Федоровне Колонтаевой участок земли при даче №8 за 540 руб.; 5 мая 1879 года продал жене подпоручика Александре Васильевне Сущевской свой дом, находившийся возле родительского дома на Черниговской, 8 за 2000 руб., а 5 ноября 1879 г., продает жене контр-адмирала Осипа Осиповича Федоровича - Варваре Григорьевне оставшийся участок при даче №8 (1100 кв.саженей) за 680 руб.

Памятник Михаилу Павловичу МанганариВ своем завещании Михаил Павлович указал, что небольшая часть его движимого состояния отойдет родственникам, а большую часть и три дома он завещает благотворительным учреждениям: Николаевскому благотворительному обществу, обществу Красного креста, обществу спасения на водах, бедным духовного звания, ночлежным приютам, народным школам грамотности и Адмиралтейскому собору.

3 февраля 1887 года в возрасте 82 лет Михаил Павлович Манганари умер. На его похороны собралось огромное количество жителей города Николаева. Похоронили Михаила Павлович на городском кладбище, недалеко от Всехсвятской церкви, справа от центральной аллеи. И до сих пор николаевцы могут увидеть могилу адмирала, на котором установлен памятник из черного гранита в виде усеченной пирамиды.

За один год период губернаторства Михаила Павловича Манганари, в Николаеве произошло немало событий, но наиболее значительными из них были: основание общественной библиотеки с бесплатной читальней (ныне областная научная библиотека им. А. Гмырева), открытие сквера напротив мужской гимназии и открытие у реки Ингул образцового спасательного приюта.

Михаил Павлович Манганари внес огромный вклад в мировую гидрографию и картографию. Его исследования ценны своими подробностями, представляющими интерес для мореплавателей и историков.

Благодарные севастопольцы увековечили память о знаменитом адмирале, назвав один из мысов между Козачьей и Камышовой бухтами в честь Михаила Павловича – «мыс Манганари».

Сквер в центре Николаева, напротив мужской гимназии в 1891 году назвали «Манганариевским».

Имена братьев Манганари навечно вписаны в мировую историю. Вечная слава и вечная память николаевскому греческому роду Манганари.

Авторы статьи: Игорь Гаврилов, Светлана Крыщенко (2013 г.)

Оставить комментарий

Этот день в истории Николаева:

Даты до 1917 года указаны по старому стилю

1898:

Первое празднование дня 1-го мая (маёвка) в Лесках

1903:

Прекращение работ на Французском и Черноморском заводах. Невыход половины рабочих Адмиралтейства на работу.

1936:

В центре пл. Коммунаров открыт памятник расстрелянным 61 коммунару

Николаевский БазарЪ на twitter