24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

Свято-Николаевская домовая церковь при Николаевском Техническом железнодорожном училище

Николаевское Техническое железнодорожное училищеНа пересечении улиц Пушкинская и Пограничная находится старинное здание постройки конца XIX века, в котором сейчас расположен Николаевский колледж транспортной инфраструктуры, известный как Николаевский техникум железнодорожного транспорта имени академика В. Н. Образцова.

Одной из особенностей данного заведения на заре начала его деятельности было наличие домовой церкви, именованной в дальнейшем Свято-Николаевской. Такие церкви обычно устраивали в приютах, больницах, благотворительных учреждениях и учебных заведениях и предназначались для той категории людей, которые по разным причинам не могли посещать общественные храмы.

Домовая церковь при Николаевском Техническом железнодорожном училище церковь построена в 1898 году на средства Министерства путей сообщения и освящена 17 января 1899 года. Престол во имя Святого Чудотворца Николая, ее престольный день празднуется 6 декабря (по старому стилю). Церковь была устроена во вновь построенном здании училища, открытие которого состоялось 26 октября 1897 года.

Вид с западной стороны здания. 2014 год.Место под училище было подарено городом: "Николаевская Городская Управа, с Высочайшего позволения 10.07.1896 г. и на основании собрания (решения) Николаевской Городской Думы 10.03.1895 г., отвела безвозмездно 18.04.1897 года в дар Николаевскому железнодорожному училищу (в лице его начальника Д.А. Кирьякова) два участка городской земли: в квартале 84, не вполне еще застроенном, долженствующем образовывать собою новый квартал 93.

1. С юго-востока, по улице Бульварной (ныне Пушкинская - прим.авт.) – 22 сажени; с юго-запада, у продолжения улицы Пограничной - 50 саженей; с северо-запада, у продолжении улицы Инвалидной – 23,5 саженей; с северо-востока, у пустыря – 50 саженей; всего 1150 квадратных саженей.

2. С юго-востока, по улице Бульварной – 51 сажень;  юго-запада, у продолжения улицы 2-Песчаной – 50 саженей; с северо-запада, у продолжения улицы Инвалидной – 57 саженей; с северо-востока, у продолжения улицы Пограничной – 50 саженей; всего 2700 квадратных  саженей. На одном из них построить здание училища, на втором – строения для проживания учащихся. Цена продаваемых участков – 300 рублей".

Свято-Николаевская церковь планировалась еще при строительстве здания железнодорожного училища. В 1897 году законоучитель, священник Петр Петрович Еланский, составлял ведомость предметам церковного инвентаря, которые будут необходимы для домовой церкви. В то же время начальник училища Д.А. Кирьяков занимался проверкой смет и проектов по строительству здания, посещая железнодорожные училища в других городах, попутно "… с целью выбора и заказа для училищной церкви наиболее подходящих как по цене, так и по выполнению иконостаса и икон для иконостаса и инвентаря…" посетил иконостасные мастерские в Херсоне, Одессе, Харькове и Киеве, произведя окончательный заказ в Киеве.

Внутреннее убранство Свято-Николаевской домовой церквиРазмещение церкви планировалось на втором этаже здания, в так называемом рекреационном зале. Где именно впоследствии был размещен алтарь, пока не представляется возможным определить, но на единственной фотографии внутреннего убранства можно увидеть как из-за алтаря пробивается свет. На основании этого можно предположить, что алтарь мог находится в правом крыле здания и традиционно был размещен с востока на запад.

Подготовка к обустройству училищной церкви заняла больше года и уже в начале января 1899 года николаевские газеты начинают публиковать заметки о предстоящем освящении домовой церкви во имя святителя Николая Чудотворца. Вход на богослужение в этот и последующий день для горожан был свободным.

Вот как описала это событие газета "Южанин": "В воскресенье, 17-го января, технические железнодорожное училище торжественно праздновали освещение своей домовой церкви. Накануне, в субботу, благочинным церквей города Николаева о. Игнатием Зубовым (настоятель Богородичной Церкви Всех Скорбящих Радости. прим. авт.) в сослужении с другим духовенством отслужена была всенощная, по церковному уставу, без зажигания свечей и по средине церкви пред столом с священными предметами, возлагаемыми на престол (крест, Евангелие и проч., а также вещи, употребляемые при освящении престола).

На всенощной присутствовали начальник училища Кирьяков, учащие, учащиеся и молящаяся публика.

В воскресенье, 17 января, в 8 час. утра началось водоосвящение, которое совершал настоятель училищной церкви о. Петр Зенчевский. В 10 часов началось освящение церкви, а затем литургия и молебствие. Богослужение совершал о. Игнатий Зубов в сослужении трех священников и двух дьяконов. Как во всенощной, так и на освещении церкви под хор воспитанников училища.

В конце обедни настоятель церкви о. Петр Зенчевский сказал слово, в котором разъяснил значение религиозного воспитания юношества, которое в своем дальнейшем жизненном пути находит нравственную поддержку и утешение в церкви и ее догматах. На ту же тему сказал слово и о. И. Зубов.

Богослужение закончилось благодарственным молебствием с провозглашением многолетия Государю-Императору, Государыням-Императрицам, Наследнику-Цесаревичу и всему царствующему Дому.

Заметка из газеты об освящении училищной церкви. Место хранения - библ. им. ГмыреваНа богослужении присутствовали: начальник училища Д.А. Кирьяков с супругой и весь состав преподавателей, генерал-лейтенант Н.В. Коршиков, генерал-майор А.П. Перелешин, д.ст.сов. Е.И. Кортацци, полковник Ишеев с супругой, городской голова В.А. Даценко с супругой, Н.Н. Беклемишев, Ю. М. Горяинов, главный врач городской больницы Ю.Ю. Трейберг с супругой, начальник Николаевских мастерских Харьково-Николаевской ж. д. Г.Н. Теодорович, прибывшие на торжество помощник начальника службы пути С.П. Шереметевский, начальник Севастопольского технического железнодорожного училища инженер Фадеев, преподаватели местных учебных заведений и другие.

После богослужения, окончившегося после 2 часов, в квартире начальника был сервирован завтрак, к которому приглашены были присутствовавшие на богослужении. Первый тост был провозглашен за драгоценное здравие Государя-Императора. Тост был встречен громким продолжительным "ура!". Городской голова В.А. Даценко предложил тост за министра путей сообщения князя М.И. Хилкова и начальника училища Д.А. Кирьякова. Последний предложил тост за и. д. Николаевского военного губернатора контр-адмирала А.В. Федотова и за управляющего учебным отделом министерства путей сообщения т. с. Волкова, содействию которого училище главным образом обязано открытием домовой церкви.

Церковь технического училища довольно больших размеров в 7 просветов на запад. Иконостас исполнен в живописно-иконостасной мастерской художника Мурашкова, в Киеве, и произвел на всех прекрасное впечатление. Иконостас – белый с позолотой. Иконы – точные копии икон Владимирского собора в Киеве. На фронтон училища водружен большой позолоченный крест. Престол – в честь св. Николая Чудотворца, чествуемого 6 декабря. О состоявшемся освящении церкви послано несколько телеграмм в Петербург".

После освящения, церковь уже считалась отдельной хозяйственной единицей с ежегодным отчетом о своей деятельности. Данные эти публиковались в конце каждого годового отчета по Николаевскому техническому железнодорожному училищу. Ответственность за расходами и доходами возлагалась на священника церкви, должность которого входила в штат училища и по которой полагалось два оклада: за настоятельство – 300 рублей в год и за уроки Закона Божьего – 400 рублей. Для сравнения приведем ставки других служащих, входящих в штат училища на 1913 год: начальник училища статский советник Н.И. Фадеев – 2400 руб./год (1200 р. – жалованья, столовых – 600 р., за уроки – 600 р.); преподаватель пения И.Д. Грищин – жалованья 240 рублей в год.

Извлечение из годового отчета училищной церкви за 1901 и 1902 годы. Место хранения - библ. им. Гмырева.В ежегодных отчетах училищной церкви находим как постепенно дооснащался храм:  в 1900 году была установлена церковная кованая перегородка; в 1901 году построена временная колокольня, после чего за 641 руб. 43 коп. на валдайском колокольном заводе "Братьев  Усачевых" приобретены три колокола с доставкой.

Расходовались также средства на покупку свечей, лампадного масла, просфор, ладана, церковного вина, фитильков и на церковную утварь. Доходную часть составляли пожертвования, кошельковый (кружечный) сбор, продажа свечей.

В 1903 году из крупных приобретений числилось зеркальное стекло в окно, в котором помещалась запрестольная икона (60 руб.) и приобретены выносной подсвечник (19 руб.), подризник (14 руб.).

В 1907 году в расходной части отчетов училищной церкви значатся выплаты диакону, певчим и регенту общей суммой 116 р. 35 коп. Часть дохода израсходовано на ремонт церкви, возобновление инвентаря и подписку на "Епархиальные ведомости". В доходной части отчета помимо стандартных поступлений числится также 5% выигрышные билеты Дворянского Земельного Банка в сумме 1012 р. 08 коп.

Преподавание "Закона Божьего" было обязательным и законоучитель руководствовался учебниками "Краткая церковная история" Соколова и "Священное писание Ветхого и Нового Завета". Обязательным также считалось наличие у учеников книг "Дни Палестины" Девольского, "Пространный катахизис" и карты Палестины.

* * *

Петр Петрович ЕланскийНа протяжении двадцать двух лет существования домовой церкви история сохранила имена троих священников.

Протоиерей Петр Петрович Еланский оставил в жизни города Николаева довольно значимый след и в рамках этой статьи нельзя поместить всю его деятельность, тем более, что в училищной церкви он находился недолго. Должность законоучителя Петр Петрович занимал со дня основания заведения – с 1 июля 1894 года в съемном здании на ул. Потемкинской, 33, но основным местом его служения и преподавания оставалась Николаевская Александровская гимназия.

Когда Свято-Николаевская церковь уже была подготовлена к освящению в новопостроенном здании на углу Пушкинской и Пограничной, на должность настоятеля и законоучителя был назначен новый священник: пятнадцать лет, с 01 января 1899 года по 22 декабря 1914 года, прослужил настоятелем в Николаевском техническом железнодорожном училище Петр Тихонович Зеньчевский.

Выписка из адрес-календаря 1915 года.Он родился в 1869 году, образование получил в Одесской духовной семинарии, в сане с 1891 года. Помимо преподавания в железнодорожном училище с февраля 1899 года, еще читал Закон Божий в шестиклассном народном училище и одноклассном при Черноморском заводе; кроме того был членом училищной комиссии Николаевской Городской Думы.

Во время Первой мировой войны был назначен священником в один из полков действующей армии и 7 января 1915 года выехал к месту назначения. Дальнейшая его судьба неизвестна.

О личной жизни известно немного. Вдовец, детей не было. Владел домом по адресу Одесская, 27 (ныне Потемкинская). В завещании Петра Тихоновича от 10.03.1908 года указано, что свой дом он завещает дворянке Ольге Николаевне Гербель. Но любопытно завещание самой Ольги Гербель, оформленное восемью годами ранее: "Дочь поручика Гербель, девица Ольга, проживающая на Одесской 27, завещает 20.11.1899 года все свое имущество Петру Тихоновичу Зеньчевскому". Какие отношения связывали священника и дворянку на данное время неизвестно.

Серафим Федотович КупчевскийВторым и последним настоятелем Свято-Николаевской церкви был Серафим Федотович Купчевский. Он прожил долгую и насыщенную событиями жизнь, в том числе и довольно печальными.

Родился он 28 сентября 1873 года в семье священника. В 1894 году окончил Одесскую духовную семинарию и был назначен псаломщиком и учителем церковно-приходской школы Николаевской церкви города Овидиополя. В 1896 году переведен в село Александровка того же уезда, а 24 июля 1898 года назначен настоятелем Рождества Богородичной церкви села Варваровка, Александрийского уезда; священником стал 15 августа 1898 года.

14 апреля 1903 года Серафима Купчевского переводят в город Николаев и назначают священником Свято-Алексеевской (Острожной) церкви, где он принимает решение обосноваться надолго, купив  3 января 1904 года дом по улице Одесской, 75 (ныне Потемкинская) у капитана Владимира Ивановича Дударева. В январе 1915 года Серафима Купчевского переводят настоятелем и законоучителем Свято-Николаевской церкви при железнодорожном училище Николаева.

О личной жизни известно совсем немного, только скупые факты из его послужного списка от 17 февраля 1916 года: вдовец, дочь Вера (родилась 20 августа 1899  года) и сын Серафим (родился 3 октября 1901 года).

С приходом советской власти, Купчевский эмигрировал в Сербию вместе с дочерью Верой, о чем свидетельствует "Список русских беженцев, вывезенных из Одессы через Салоники на пароходе "Рио Пардо" в 1919 году (Список С)". На самом деле Серафим Федотович выехал только после февраля 1920 года, так как еще 14 января 1920 года он участвовал в заседании городской думы Николаева, как заместитель председателя думы и как гласный.

Вид с севера. 2009 год.В эмиграции, в 1921 году Купчевский был избран на Русский Зарубежный Церковный Собор в Сремских Карловцах. Принимал участие в работе Собора. Позднее был назначен архиерейским наместником Загребской митрополии Хорватской Православной Церкви. Служил настоятелем русской Свято-Преображенской церкви в Загребе (Хорватия). В 1941 году арестован немцами и провел в тюрьме несколько месяцев. После освобождения с 1942 году, примкнул к Хорватской Автокефальной Православной Церкви митрополита Гермогена из рук которого, в конце марта – начале февраля 1944 года, получил последние церковные награды.

Дальнейшая его судьба описана М.В. Шкаровским в "Истории Русской церковной эмиграции": "29 июня 1945 г. по распоряжению правительства Тито состоялся суд Военного трибунала при коменданте Загреба под председательством капитана Р. Владе над 23 священнослужителями различных конфессий, в том числе шестью православными и 35 мирянами. Фактически это оказался не суд, а расправа, так как он проходил без заслушивания показаний свидетелей и выступлений защитников обвиняемых. Митрополит Гермоген (Максимов), епископ Спиридон (Мифка), протоиереи Серафим Купчевский, Иосиф Цвиянович, Димитрий Мрихин, протодиакон Алексий Борисов, а также некоторые священнослужители других конфессий и миряне (в том числе Петр Лазич и начальник отдела культов Радослав Главаш), всего 49 человек, были 29 июня приговорены судом к смерти и вскоре казнены".

* * *

После установления советской власти в 1920 году, должности законоучителя и настоятеля были упразднены, а сама церковь закрыта, как и все домовые церкви при учебных заведениях и других учреждениях. Начиналась эпоха "воинствующего" атеизма.

Авторы статьи: Гаврилов Игорь Владимирович (ст. научный сотрудник НОКМ), Крыщенко Светлана.

Краєзнавчий альманах. Історія. Археологія. Наука. Культура. Освіта. – Миколаїв: ОІППО, 2016.

Второй этаж училища во время Второй мировой войныЗдание училища во время Второй мировой войны

Поделиться:

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Николаевский БазарЪ на twitter