24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

Евгений Степанович Волков – инициатор создания Николаевского технического железнодорожного училища.

Дом Волковых на Адмиральской 43В первой половине XIX века в Николаеве с размахом раздавались пустующие земли под строительство домов и обустройство городских усадеб. Дома строили по апробированному (то есть заранее разработанному и разрешенному) плану с выходящим на «красную линию» квартала жилыми помещениями и флигелями и многочисленными хозяйственными постройками в глубине двора.

В 1840 году был утвержден городовым архитектором Людвигом Антоновичем Опацким план дома с флигелем на улице Адмиральской (угол Инженерной), 27 (сейчас 43). Угловой одноэтажный в шесть комнат дом строил для своей семьи Степан Фаддеевич Волков (1799 — 10.11.1882).

Происходил из солдатских детей Херсонской губернии, в 1810 году юнгой поступил в Черноморский флот. Служил в рабочем экипаже, в 1837 году переведен в корпус флотских штурманов, а затем в корпус корабельных инженеров. Служил усердно и неоднократно был жалован денежным вознаграждением, но по службе продвигался медленно (сказывалось происхождение и отсутствие образования).

Степан Фадеевич ВолковВ 1840 году 40-летний поручик женился на 25-летней дочери Херсонского помещика Ксении Степановне Макавеевой (1825 — 9.10.1889). В 1861 году Степан Фаддеевич ушел в отставку подполковником корпуса корабельных инженеров с пенсионом от государственного казначейства 430 рублей и эмеритальной пожизненной кассы морского ведомства 86 рублей в год.

Освободившееся от службы время полностью посвятил дому и семье. Его зять В.А. Страдомский, вспоминал: «Степан Фаддеевич выздоровел и вошел снова в раж хозяина, и в кладовой он по-прежнему то привязывает ручку к молотку, то чинит мышеловку, то исправляет какой-либо замок или точит пилу, хотя сам хорошо сознает, что ни разу не употребит в день всего этого инструмента».

Ксения Степановна ВолковаКсения Степановна была женщиной со сложным и своенравным характером, что не мешало ей быть прекрасной хозяйкой — дом держала в чистоте и порядке. Недостаточность жалованья мужа покрывала доходом от содержания постояльцев. Флигель снимал лекарь Морского госпиталя Василий Андреевич Страдомский, который со временем породнился с семьей Волковых — женился на дочери хозяев Татьяне. В доме жил известный в Николаеве человек — участник легендарного боя брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями 14 мая 1829 года — Федор Евстафьевич Спиридонов. Будучи человеком холостым, он считал семью Волковых-Страдомских «своим ближним кругом».

В семье Волковых рождались сыновья: Евгений (3.03.1841), Павел (1845), Василий (7.08.1851), Владимир (1853); дочери: Екатерина (1843), Елизавета (1848), Елена (28.05.1846 — 24.11.1877), Матрена (в замужестве Куракина), Татьяна (2.01.1850 — 14.06.1904, в замужестве Страдомская). Некоторые, к сожалению, умерли в младенчестве.

Родители особенно радовались успехам своего первенца — Евгения, он был «иконой семьи», образцом для подражания другим ее членам, имел непререкаемый авторитет и влияние.

Действительно, Евгений Степанович Волков сделал блестящую карьеру в области специального образования, обслуживающего развивающуюся бурными темпами железнодорожную сеть Российской империи.

Образование получил традиционное для николаевских юношей — в гардемаринской роте Черноморского флота, накануне (1855) преобразованной из школы флотских юнкеров по личному указанию императора Александра II, бывшего с визитом в городе с генерал-адмиралом великим князем Константином Николаевичем.

В гардемаринскую роту стали принимать юношей не моложе 16 лет, выдержавших экзамен по программе Морского кадетского корпуса для гардемаринского курса и утвержденных в звании гардемарина. После успешной сдачи экзамена гардемарины, принявшие участие в двух морских кампаниях, выпускались во флот мичманами с правами воспитанников Морского кадетского корпуса. Командовал ротой с 1852 года контр-адмирал Яков Матвеевич Юхарин 2-й. Учебную работу в роте вели офицеры: флотские, корпуса штурманов, инженерные, артиллерийские и учителя местных пансионов. Штатными офицерами роты были инженер-капитан Александр Матвеевич Казаков, архитектор морского ведомства, городской архитектор (1851-1861), лейтенант Виктор Иванович Зарудный, ставший в 1863 году начальником гидрографической части Николаевского порта.

Евгений Степанович ВолковЕвгений был выпущен из гардемаринской роты мичманом в 1859 году. Недолгая служба на судах Черноморского и Балтийского флотов была прервана учебой в Николаевской инженерной академии (1859-1863). В академии юноша изучал фортификацию, фортификационное черчение, строительное искусство, строительное черчение, архитектуру, архитектурное рисование, высшую математику, начертательную геометрию, топографию, топографическое черчение, химию, механику, военную историю, железные дороги, минералогию. Академия была настоящим центром передовой военно-инженерной мысли.

В 1863 г. Е.С. Волков был выпущен из практического класса по 2 разряду и отправлен обратно во флот. До 26 августа 1864 г. служил в штабе главного командира Кронштадтского порта под началом контр-адмирала барона Василия Федоровича Таубе.

В 1863 г. под руководством военного министра генерал-адъютанта графа Д.А. Милютина и при деятельном участии генерал-майора главного начальника военно-учебных заведений Николая Васильевича Исакова была проведена реформа. Основная цель ее заключалась в отделении специально-военных классов от общеобразовательных в особые заведения. Преобразование кадетских корпусов в военные гимназии повлекло за собой изменение всего внутреннего порядка заведений. Был упразднен строевой состав и введено разделение воспитанников на группы по возрастам, ближайший надзор за каждым из возрастных отделений был поручен особым воспитателям, которые избирались из военных и гражданских чинов, получивших высшее образование. Состав учебного курса был ограничен предметами общеобразовательного характера: Закон Божий, русский, церковно-славянские языки, арифметика, алгебра, геометрия, черчение, история, география, естествоведение, чистописание, рисование. Самой существенной чертой преобразований было усиление воспитательного элемента. «Деревяшки», как называли в начале XIX века кадет, свободное от классных занятий время стали проводить в играх, прогулках, занятиях мастерствами, ремеслами, живописью, пением, музыкой. Как вспоминает очевидец событий: «Нравы смягчились заметно; то, что считалось прежде молодчеством, теперь называлось непозволительным мальчишеством; злостные шалости и выходки, направленные против старших, стали понемногу исчезать».

Евгений Степанович стал преподавать во Второй военной гимназии, преобразованной из Второго кадетского корпуса, бывшей артиллерийской и инженерной дворянской школы. Выпускниками этого учебного заведения в разные годы были М.И. Кутузов, А.А. Аракчеев, А.Д. Засядко, Ф.Ф. Белинсгаузен, Ф.С. Рерберг, Б.Н. Брусилов, С.Я. Надсон, Н.И. Лорер, В.Ф. Раевский, Г.С. Батеньков. Девиз учебного заведения - «Веру - царю, жизнь — Отечеству, честь — никому!».

Евгений Степанович Волков с женойМожно предположить, что он мог преподавать и в Василеостровской бесплатной школе для бедных детей, в основу деятельности которой (1860-1866) был положен принцип полнейшей непринудительности обучения, совершенное отсутствие наказаний, наград, баллов, экзаменов, введено занятие в мастерских, прогулки, экскурсии для ознакомление детей с различными производствами, музеями. Преподавание было основано исключительно на возбуждении в детях интереса к учебе. Творческий элемент присутствовал и в учебных занятиях: наблюдение и опыты по естествознанию, самостоятельное составление и разбор арифметических задач, записывание образных и метких выражений из прочитанного и услышанного, пословиц и поговорок.

Руководителем школы Федором Федоровичем Резенером и другими педагогами были созданы книги, руководства, педагогические труды. Ф.Ф. Резенер и Е.С. Волков опубликовали книги: «Руководство к изучению грамоте» (1870), «Книжка для чтения при обучении грамоте» (1874), «Букварь» (1876). Проблемы начального образования интересовали Евгения Степановича, несмотря на то, что 5 февраля 1870 г. он получил назначение в Главное управление военно-учебными заведениями и попал в «команду Н.В. Исакова», которая занималась организацией воспитательно-учебного процесса в подведомственных учебных заведениях (Пажеском и сухопутном кадетских корпусах, военных гимназиях, военных и юнкерских училищах), пересмотром уставов, положений, программ обучения.

В 1868 г. в Петербург из Ковно вместе с мужем приехала княгиня Александра Алексеевна Оболенская. Она сразу вошла в кружок образованнейших женщин столицы того времени (А.П. Философова, М.А. Быкова, Е.О. Лихачева, М.В. Трубникова), в котором горячо обсуждался вопрос об открытии Высших женских курсов в Петербурге. Александра Алексеевна, будучи недовольной тем, как обстоят дела со средним образованием для девочек, решила открыть школу, обучение в которой готовило бы к университетскому курсу. Это решение, поддержанное мужем, князем Андреем Васильевичем Оболенским, вызвало бурю негодования среди его родных, так как подобное занятие для княгини считалось низким. Генерал А.Л. Потапов (впоследствии шеф жандармов) язвительно заметил: «Почему бы Вам, Alexandrine, не открыть прачечное заведение?». Вопреки сопротивлению сановных родственников гимназия была открыта в 1870 г., курс обучения примерно соответствовал программам мужских реальных училищ той поры и это было второе учебное заведение для девочек такого уровня в стране.

Евгений Степанович Волков преподавал в гимназии математику, а со временем возглавил ее учительский коллектив.

В 1880 г. Евгений Степанович был причислен к Министерству путей сообщения на должность инспектора низших учебных заведений ведомства. Совместно с управляющим учебного отдела (создан в 1882 г.) В.К. Делла-Воссом им были разработаны новые инструкции и правила для технических железнодорожных училищ. Внимание было сосредоточено на подготовке работников для нового вида транспорта — железнодорожного, не обеспеченного еще своими кадрами. Готовить нужно было прежде всего техников для железнодорожной службы — машинистов, дорожных мастеров и других.

В 1892 г. Евгений Степанович был назначен управляющим учебного отдела. В этой должности состоял до июня 1909 г. За это время количество технических железнодорожных училищ возросло с 29 до 42. Среди них было и николаевское, открытое 17 сентября 1894 г. Первоначально училище находилось в наемном помещении — доме Софьи Петровны Вальд по ул. Потемкинской, 23, где до этого уже располагались частная школа самой госпожи Вальд, женское коммерческое училище Л.Т. Данилевской, уездное училище.

Строительство здания для жележнодорожного училищаА с 26 октября 1897 г. - в собственном двухэтажном каменном помещении по улице Бульварная (позже Пушкинская) угол Пограничной, 54. Фасадом оно выходило на Пушкинскую улицу, двор обнесен железной решеткой, внутри двора посажен сад, разведены цветник и огород. Верхний этаж здания был отведен под три просторных класса. Здесь находились также кабинет начальника, на всю длину здания, рекреационный зал. На первом этаже помещались плотнично-столярная и кузнечно-слесарная мастерские, квартиры начальника училища из шести комнат, канцелярия, швейцарская.

В Уставе училища подчеркнуто, что целью его создания было «подготовлять второстепенных (младших) техников по службе ремонта пути и по строительной части на железных дорогах».

Курс обучения устанавливался пятилетний: 3 года классных занятий в училище и 2 года обязательной практики на железной дороге. К вступительным проверочным испытаниям допускались мальчики с 14 лет, всех сословий и вероисповеданий после обучения в уездных, городских, сельских или церковно-приходских училищах. Экзаменовались по русскому языку и арифметике. Плата за обучение составляла 10 рублей в год.

Сведетельство Николаевского железнодорожного училищаПервый класс изучал Закон Божий, арифметику, геометрию, землемерие, черчение, физику, строительное дело, чистописание, проводились занятия по пению и гимнастике. В послеобеденное время (с 14.30 до 18.00) четыре раза в неделю занятия плотнично-столярным мастерством. Один летний месяц учащиеся занимались практическими занятиями по съемке и нивелировке, и еще один - на практике по строительному делу.

Второй класс - Закон Божий, арифметика, геометрия, землемерие, черчение, физика, телеграфия, строительное дело, практика железнодорожного дела, черчение проекционное, строительное искусство, каллиграфия и надписи чертежей. Продолжались занятия в мастерских. Три недели летних практических занятий по съемке и нивелировке и полтора месяца занятий на практике по строительному искусству и железнодорожному делу.

Третий класс — Закон Божий, практика математики, счетоводства, телеграфии, железнодорожного дела, строительное дело, механика общая и прикладная, черчение по строительному искусству, железнодорожному делу и механике, смета. Проводились занятия в мастерских. Все учащиеся 3-го класса, успешно выдержавшие выпускные испытания, откомандировывались для отбывания двухлетней практики на железной дороге по ремонту пути и зданий под руководством агентов железнодорожной службы.

Заметка в газете о КирьяковеПервым начальником училища был назначен инженер-механик Иоасаф Никанорович Юрьев, выпускник Императорского Московского технического училища (1889), с 1897 г. - инженер-механик Дмитрий Александрович Кирьяков, затем — Николай Иванович Фадеев. По Уставу от 29.04.1897 г. был избран Попечительный Совет. Председатель — Сергей Павлович Шереметевский, инженер путей сообщения, главный инженер Харьковско-Николаевской железной дороги, коллежский советник. Товарищи председателя — Александр Александрович Лебединский, инженер-технолог, коллежский асессор; Дмитрий Александрович Кирьяков, инженер-технолог, коллежский советник; Роберт Дибольд, кандидат физико-математических наук, инспектор училища, секретарь и казначей Попечительства.

В деятельности Попечительства активное участие принимал врач морского госпиталя Василий Андреевич Страдомский, не последнюю роль в этом сыграли родственные связи — он был женат на сестре Е.С. Волкова. Работа в Попечительстве позволила ему рассмотреть талант и чудесные человеческие качества А.А. Лебединского, которого он ввел в свой дом и тот вскоре стал мужем дочери Ольги Васильевны Страдомской.

При содействии Попечительства в январе 1898 г. было открыто общежитие в специально для этого выстроенных помещениях (закладка последнего 4-го дома состоялась 23.05.1902 г.). Учащиеся по желанию могли иметь квартиру, постель, обед, ужин, два раза чай с хлебом, баню и чистку белья за плату в 165 рублей в год.

Техническое железнодорожное училищеВ училище в честь инициатора его создания была учреждена стипендия имени Е.С. Волкова.

При непосредственном его участии создавались не только железнодорожные училища, но и речные — Рыбинское, Благовещенское на Амуре, Казанское. По инициативе министра путей сообщения князя М.И. Хилкова Евгением Степановичем был разработан и проведен закон о курсах для ремесленных учеников при железнодорожных мастерских и депо.

Как не велики труды Евгения Степановича Волкова в области низшего технического образования, главная его заслуга бесспорно заключается в учреждении и организации нового высшего технического учебного заведения — Императорского Московского инженерного училища ведомства путей сообщения.

30 сентября 1895 г. министр путей сообщения князь М.И. Хилков всеподданейшим докладом императору испросил разрешение на разработку вопроса об открытии в Министерстве путей сообщения «нового высшего учебного заведения, хотя бы с курсом учения несколько менее широким по сравнению с установленным для института».

Вся сложная работа по этому делу была возложена на Евгения Степановича: были выработаны общие основания организации предположенного к открытию высшего технического учебного заведения (приняты 25.10.1895); составлены положения и штат училища (15.02.1896); смета на устройство здания и первоначальное обзаведение (18.04.1896), наем помещения в Москве, позднейшее строительство собственного помещения (автор проекта И.С. Китнер, архитектор М.К. Геппнер, председатель строительного комитета тайный советник И.Ф. Рерберг). 1 сентября 1896 г. училище торжественно открылось.

Изучение документов, хранящихся в государственных и семейных архивах, Евгений Степанович Волковпозволяет узнать немного и о личной жизни Евгения Степановича Волкова. Он был трижды женат. О первой жене ничего доподлинно неизвестно, история не сохранила даже ее имени.

Вторая жена — дочь отставного ротмистра, землевладельца Тверской губернии Оттомара-Гуго Густавовича фон Баранова Елизавета. Барон владел деревнями Татьянинское, Андрейцево, Чиганцево, Лесной холм в Весьегонском уезде Делединской волости. Земельные владения перешли его детям: Александре (в замужестве Друри), Елизавете (Волковой), Елене (Карякиной), сыну Владимиру. Имение Рашково с хутором Новоспасским Волковы купили у Василия Фомича Друри. Унаследовал его сын Евгения СтепановичаФедор, но в 1918 г. волостной земельный отдел выселил из усадьбы Рашково всю семью помещика Волкова и дальнейшая судьба его неизвестна.

В волостном центре селе Деледино находилась церковь Всемилостивейшего Спаса. Именно здесь 20 июня 1876 г. венчались Василий Андреевич Страдомский и Татьяна Степановна Волкова.

Его третьей женой стала дочь князя Андрея Васильевича и владелицы частной гимназии, где служил Волков, Александры Алексеевны Оболенских. Ее тоже звали Елизаветой (16.05.1855 — 13.06.1888) и к этому времени она была в разводе с Иваном Ивановичем Дубенским.

Евгений Степанович Волков умер 19 июня 1910 г. в имении «Красная мыза» в Финляндии. Похоронен в Александровско-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Могила, к сожалению, в настоящее время не найдена.

Совет Московского инженерного училища 7 сентября 1910 г. постановил в зале торжеств рядом с портретом министра путей сообщения князя М.И. Хилкова поместить портрет Евгения Степановича Волкова, тайного советника, «одного из главных деятелей, принимавших участие в основании училища» и Николаевского технического железнодорожного училища, 120-летие со дня основания которого мы отмечали в 2014 году.

Авторы статьи: И.В. Гаврилов, Е.В. Пономарева

Фото из фондов НОКМ и семейного архива Страдомских.

Поделиться:

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Цей день у історії Миколаєва:

Дати до 1917 року вказані за старим стилем

1928:

На заводе им.А.Марти спущен на воду первый советский океанский танкер "Эмбанефть"

1946:

На месте захоронения воинов десанта под командованием К.Ф.Ольшанского открыт первый памятник (Скульптор А.М. Измалков)

Николаевский БазарЪ на twitter