От прошлого через настоящее к будущему...

Старофлотские казармы принимают новый экипаж!

"Мир в миниатюре: Николаев железнодорожный"

В Николаевском областном краеведческом музее представлен интерактивный макет города с действующей железной дорогой (в масштабе 1:87). Кроме макета, на выставке представлены уникальные материалы и предметы, которые рассказывают об истории железной дороги Николаева и области.
Выставка будет работать с 27 июля 2017 по 1 февраля 2018 года. Стоимость: для детей и студентов - 10 грн., для взрослых - 15 грн.
О жизни городка Dreamcity, читайте в новом разделе нашей фотогалереи.

В предновогодней кутерьме мы пропустили наиболее яркое событие уходящего года в истории нашего города - переезд Николаевского областного краеведческого музея в помещение отреставрированного корпуса старофлотских казарм.

После вывода российских военных и передачи территории под музейный городок в нем начались ремонтно-реставрационные работы. Долгие годы здания стояли в запустении, годами не выделялось финансирование вовсе, правда иногда  в них появлялись строители, но дело не шло. По городу ходили разные слухи - и о том, что часть музейного городка уже продана под коттеджный поселок, и о том, что здания передадут коммерческим структурам и о том, что в него переселят музей имени Верещагина. Глядя на разбитые окна, заброшенную территорию казалось, что казармы просто тихо умирают, подобно одиноким старикам. Но 2011 год принес оживление на строительную площадку, а когда в декабре в залах будущего музея вспыхнул свет, заработала система отопления, а строители деловито взялись за отделку - стало ясно - одно из старейших зданий города вернулось к полноценной жизни.

Сегодня северный корпус преобразился - он подобно морскому офицеру, одевшему парадную форму, замер в ожидании нового "экипажа" - экипажа Николаевского областного краеведческого музея.

Увидев 30 декабря 2011 года это прекрасное здание с ярко освещенными окнами, я не смог удержатся и решил, обобщив имеющийся у меня материал, поделиться им с Вами и всем вместе проследить историю создания и жизни этого уникального комплекса.


Здания комплекса

В 1832 - 1838 годах по проекту  Карла Акройда в Николаеве был  возведен комплекс казарм флотского экипажа. Он состоял из трех  одинаковых зданий, поставленных буквой П. Все здания построенны в строгом стиле позднего английского классицизма и имеют скромные фасады. Центр и угловые части П-образных в плане корпусов акцентированы слабо выраженными ризалитами, выделенными пилястрами тосканского ордера. Эти здания предназначались для матросов флотских экипажей. В каждом из них размещалось от 1200 до 2000 человек. Комплекс зданий - только третья часть намечавшегося вокруг Адмиралтейской площади ансамбля. Замыслу помешала реализоваться Крымская война.

 


Изображение из проекта строительства казарм.Гравюра с изображением зданий казарм.Изображение из проекта строительства казарм.
   
Александровская мужская гимназияАлександровская мужская гимназия. Главный вход.Александровская мужская гимназия
   
   
Пожар в Александровской гимназииПервыми на помощь пришли моряки флотского экипажа.Горит кровля Александровской гимназии
   

 

 

 

 

 

 

 

Восточное здание.
20-е годы ХХ столетия. 

 Западное здание комплекса.
Строительный техникум.

31 декабря 2011 года.
В здание вселяется краеведческий музей. 

 

После окончания Крымской войны, когда России запретили иметь флот на Черном море, штат экипажа резко сократился, что привело к освобождению одного из зданий (западного). В 1862 году, оно было передано первому среднему учебному заведению города Николаева – Александровской мужской гимназии, а 14 ноября 1863 года в нем официально открылась мужская гимназия. К зданию был пристроен входной одноэтажный ризолит с балюстрадой наверху.  При гимназии была устроена домовая церковь и над зданием появились церковные купола. В начале ХХ века в церкви случился пожар. Здание гимназии подверглось незначительной перестройке.

Во время Великой Отечественной войны здание сгорело. Во время восстановления к нему был пристроен шестиколонный дорический портик с треугольным фронтоном. В здании разместился Николаевский строительный техникум.

Два оставшихся корпуса вместе с территорией продолжали служить верой и правдой военно-морским силам СССР, а затем России. В них располагалась бригада строящихся и ремонтируемых кораблей.

 


Памятник, который вернулся на свое место

Перед центральным зданием (северным)  26 августа 1874 году был открыт памятник матросу  Игнатию Шевченко, грудью закрывшему своего командира от пуль при обороне Севастополя в 1855 году. Он стал первым памятником матросу в России.

Деньги на сооружение памятника собирались по подписке. Первыми жертвователями были ростовские купцы Кузнецов и Сорокин, пожертвовавшие по 300 рублей каждый. Собрав 1819 рублей 30 копеек, они заказали проект памятника академику М.О. Микешину. Резчик Николаевского Адмиралтейства Юдин по рисункам художника вызвался безвозмездно вырезать из дерева модель бюста Игнатия Шевченко.

Бюст и все остальные бронзовые детали были отлиты на Николаевском Адмиралтействе из казенного металла. На сооружение памятника израсходовано 1300 рублей 69 копеек, остаток – 518 рублей 61 копейка - передан в Николаевское благотворительное общество, чтобы на проценты с этого капитала содержался один стипендиат имени Шевченко. 

Сохранилось описание памятника очевидцем в одном из календарей: «Перед главным фасадом казарм Черноморских экипажей стоит памятник Игнатию Шевченко, отличившемуся геройским подвигом во время осады Севастополя англо-французскими войсками. Он состоит из металлического бронзового бюста… утвержденного на гранитном пьедестале. На сторонах пьедестала находятся следующие надписи: «Матросу Игнатию Владимировичу Шевченко слава! На службу поступил в 30-й флотский экипаж в 1850 году. Во время осады Севастополя находился на 3-м бастионе. 20 января 1855 года убит, спасая жизнь своего начальника» (лейтенанта Бирюлева). Памятник был установлен именно в Николаеве, поскольку Шевченко служил здесь и проживал в казармах флотского экипажа.

К 50-летию обороны «Комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны» решил перенести памятник И. Шевченко в город, где он совершил свой подвиг.

В 1902 году его перевезли в Севастополь и смонтировали на территории Морских Александровских казарм.

Во время Великой Отечественной войны он был уничтожен фашистскими захватчиками. Казалось бы – памятник потерян навсегда, но оказалось, что литейщики Адмиралтейства, отлив прекрасный бюст матроса, пожалели разбивать литьевую форму памятника. Они зарыли её в литейной мастерской и  составили план, на котором указали место, где ее спрятали.

Пролежав в земле более чем 120 лет, она была использована повторно в середине 90-х годов прошлого столетия, её извлекли и вновь отлили памятник .

30 сентября 1995 года состоялось торжественное открытие памятника, но уже перед западным зданием.

 


Инженерные и подземные коммуникации комплекса

Комплекс интересен не только как памятник архитектуры, но и как памятник инженерной мысли. Дело в том, что он обладал уникальной системой обогрева здания и входил в систему Спасского самотечного водопровода.

Под каждым корпусом было расположено по две котельные. Принцип их действия заключался в подаче нагретого воздуха в специальные каналы расположенные внутри стен, которые в свою очередь передавали тепло непосредственно помещениям.

Ничего сложного  в этой системе нет, однако не следует забывать, что комплекс зданий строился в далеком 1840 году и в распоряжении наших предков не было ни электричества, ни циркуляционных насосов, ни тем более радиаторов отопления.

Я не знаю, были ли наши предки знакомы с современными принципами строительства энергоэффективных зданий, но им удалось создать систему, являющуюся на сегодняшний день оптимальной не только с точки зрения энергетики, но и современной экономики.

Котельные могли работать на угле либо любом горючем топливе. К воздухогрейным котлам подавался воздух по специальным подземным галереям, проложенным от каждой котельной к центру бывшего плаца.

 

 Общий вид помещения котельной. Одна из галлерей по которым подавался воздух.

Коридор для подачи угля.

  

 

 
 

Комендант городка А.А. Флинтюк
во время осмотра подземных галлерей.

Пролом в одну из воздухоподводящих галлерей.

Бывший плац, в центре которого расположен колодец.

 

В центре бывшего плаца расположен колодец, в советские времена перекрытый железобетонной плитой. Видимо именно он являлся главным пунктом назначения Спасского самотечного водопровода и одновременно главным воздухозаборником всей системы отопления комплекса.

Суть этого инженерного решения заключалась в том, чтобы не только увеличить естественную тягу за счет перепада температур между наружным и внутренним воздухом, но и прогреть его за счет естественного тепла земли. Ведь известно, что  температура земли на глубине более 1,5 метров одинакова летом и зимой и равна 8 градусам. 

Таким образом, воздух, проходя через систему галерей, нагревался за счет естественной температуры земли и попадал в воздухогрейный котел уже подогретым, по отношению к температуре зимнего наружного воздуха.

В летний период, котлы не работали, но нагретый степной воздух попадая в колодец с водой, а затем проходя по тоннелям, охлаждался до температуры земли и попадал в специальные стеновые каналы охлаждая здание. Таким образом, система отопления одновременно являлась и системой кондиционирования воздуха в далеком 1840 году. 

С подвалами старофлотских казарм связано множество легенд. Что из них правда, а что вымысел еще предстоит разобраться. Наиболее часто встречающейся является история о многоярусности самих подвалов. Народная молва довела их количество до 11 уровней, хотя до сих пор ниже второго яруса котельной еще никто не проникал. При прокладке различных коммуникаций строители периодически натыкались на ходы различного назначения, но узнать достоверно - куда и какой ведет так и не удалось.

С большой долей вероятности можно утверждать, что существовал ход между комплексом зданий и Адмиралтейством. При строительстве центральной проходной завода имени 61 коммунара этот ход был перерезан зданием бюро пропусков. В книге профессора В.В.Яковлева "Эволюция долговременной фортификации" упоминаются подземные казематы на 15000 человек. Думаю, однозначно можно утверждать, что если они действительно были построены, то где то недалеко от казарм и наверняка были связаны с ними.

Существует рассказ об огромном медном котле установленном на дне колодца в который раньше подавалась вода из Спасского водопровода. Проверить этот рассказ можно либо демонтировав бетонную плиту, накрывающую колодец в центре плаца, либо из рассказов очевидцев замуровки этого колодца.

Поделиться своими легендами или мыслями по этому поводу всегда можно на страницах форума "Скамейка" в разделе "Подземный Николаев", сайта "Николаевский базар".

 


31 декабря 2011 года

 

Центральный вход
Николаевского областного краеведческого музея.

Вид на здание по ул. Набережной, 26

Ворота краеведческого музея.

 

Действующий губернатор, Николай Петрович Круглов, много лет назад посодействовал передаче комплекса старофлотских казарм краеведческому музею. В этом году он настоятельно требовал окончания ремонта к концу 2012 года. Скажу честно – не верилось, но слово губернатора оказалось твердым, что в наше время скажем прямо – редкость. И вот случилось чудо – в декабре начался переезд в отремонтированный корпус!

Здание просто преобразилось – отремонтирован фасад, благоустроена прилегающая территория, появились парковочные карманы, вокруг установлены красивые фонари и скамейки, а внутри заканчиваются отделочные работы. Музейные работники, не покладая рук, перевозят фонды в новое здание и готовят экспонаты и 16 залов музея к приходу посетителей, которые столько лет ждали этого удивительного события.

Автор статьи: Андрей Шинкаренко

Этот день в истории Николаева:

Даты до 1917 года указаны по старому стилю

1963:

Во второй раз закрыта Петро-Павловская церковь в с.Матвеевка

Николаевский БазарЪ на twitter