Дом по Наваринской 25
В одном из музейных залов, посвященном истории Николаева II половины XIX в., при известной доле воображения можно прямо с брусчатки николаевской улицы попасть в интерьер жилого помещения.
Пройдя через обширную кухню с величественным буфетом и сверкающим самоваром прямиком в уютную гостиную с ее «плюшевым» мирком бархатных обивок, гладкого сукна ломберного столика, хрупкого фарфора каминных безделушек.
Но в сам дом можно войти, мысленно отворив парадные входные двери: двустворчатые, с обилием декоративных деталей, кружевом чугунной решетки, приглашающей бронзовой табличкой «Для писемъ и газетъ». Такие двери еще можно увидеть, походив по улицам исторического центра Николаева, хотя с каждым годом их становится все меньше: хозяева меняют их на новые, более практичные и надежные. А ведь старые двери могут рассказать о многом.
Историки архитектуры Николаева периода позднего классицизма (I половина XIX в.) отмечают, что провинциальные города того времени отстраивались преимущественно домами с «образцовыми фасадами», без архитектурных излишеств. Лучше Н.В. Гоголя не скажешь: «Всем строениям городским стали давать совершенно плоскую простую форму. Домы старались сделать как можно более похожими один на другого...оттого новые города не имеют никакого вида: они так правильны, так гладки, так монотонны, что прошедши одну улицу, уже чувствуешь скуку и отказываешься от желания заглянуть в другую. Это ряд стен и больше ничего».
Действительно, стоит вспомнить, что долгое время дома, выходящие на «красную линию» улиц парадных дверей не имели. В дом можно было попасть, въехав на экипаже через ворота или пройдя в калитку во двор, куда и выходили двери из торцевых стен дома с небольшими сенями (прихожими).
Неоднократное повторение сравнительно небольшого числа вариантов «образцовых фасадов», невыразительных каменных оград создавало впечатление однообразия застройки, которое начали преодолевать во II половине XIX в. Складываются приемы, направленные к смягчению строгости, нормативности классической застройки. Среди мер, которые привели к сознательному «разностилью» и изменению атмосферы города, входило и появление разнообразных парадных дверей, чугунных ступенек и наверший с колонами на фасаде дома.
Но любое строение, а особенно жилое помещение, имеет статус домовладения, а это значит, что у него есть и были хозяева со своим общественным и финансовым статусом, способом жизни, вкусами и привычками. Двери, о которых идет речь, попали в экспозицию музея из дома по адресу Наваринская, 25 (старый номер — 19). Историки-краеведы знают его как дом Григория Николаевича Ге. Но история его домовладения намного более многообразна и интересна.
Первым владельцем (и вероятнее всего строителем) был Людвиг Антонович Опацкий. В 1831 г. по предложению Главного командира Черноморского флота и военного губернатора Николаева и Севастополя А.С. Грейга он был назначен первым гражданским городским архитектором. В 1839-1850 гг. занимал должность архитектора Южного округа морской строительной части.
В Николаеве разработал проекты и построил Спасское адмиралтейство с двумя эллингами и зданием для чертежников (1828), эллинг для постройки 120-пушечных кораблей (1831), переправу через Бугский лиман с пристанями и службами в Спасске (1833), жандармские конюшни со службами (1837), новый литейный завод при Адмиралтействе (1839), морской госпиталь (1840, совместно с Э. Аннертом), магазины и канатный завод в Адмиралтействе (1850), другие ведомственные и частные дома.
После смерти Опацкого дом унаследовала дочь архитектора. Эмилия Людвиговна была замужем за Сергеем Сергеевичем Сенявиным из славного рода черноморских моряков. Родной племянник Д.Н. Сенявина, главнокомандующего вооруженными силами на Средиземном море в боевых действиях против Наполеона, в 1837 г. был выпущен из Морского кадетского корпуса и начал службу во Втором учебном морском экипаже Черноморского флота в Николаеве.
С 13 сентября 1854 г. лейтенант 41 флотского экипажа находился в составе гарнизона Севастополя на 4-ом отделении оборонительной линии. Особенно отличился в период первого бомбардирования Севастополя, командуя батареей №17 (Сенявинская батарея) на Малаховом кургане, за что получил звание капитан-лейтенанта, орден Святого Георгия 4 степени, в дальнейшем награжден золотой саблей «За храбрость». Был контужен и ранен. После войны в 1861 г. стал служить в 3-ем сводном Черноморском экипаже в Николаеве. Умер в 1866 г. в чине капитана 1 ранга. И, конечно, все эти годы жил с женой в доме по Наваринской, 19.
Овдовев, Эмилия Людвиговна Сенявина (Опацкая) в 1873 г. продала дом с участком земли николаевскому купцу 1 гильдии Лейбе Соломоновичу Рафаловичу, сыну известного подрядчика-судостроителя Шлемы (Соломона) Мошковича (Моисеевича) Рафаловича, строившего корабли в Спасском адмиралтействе и таким образом теснейшим образом связанный с Л.А. Опацким. Лейба Рафалович не был так знаменит как его отец и брат Александр, но занимал должность казначея сумм коробочного сбора (1866-1869), еврейской больницы (1870).
Владел домом по Наваринской недолго — в 1879 году продал его надворному советнику, отставному чиновнику Херсонско-Таврического акцизного управления Григорию Николаевичу Ге. 2 мая 1880 г. Григорий Николаевич был избран гласным, а затем и членом управы городской думы.
В этом качестве немало сделал для благоустройства города, стал инициатором создания первой в городе общественной библиотеки-читальни, став впоследствии заместителем председателя ее правления, жертвовал книги, выступал с лекциями для читателей. Одновременно вел активную литературную деятельность (писал романы, пьесы, сотрудничал с прессой).
В это время Г.Н. Ге уделяет много времени своему дому, в котором он жил с семьей — обустраивает его в своем вкусе и даже строит «торговую баню с колодцем», желая, по-видимому, поправить свои финансовые дела. Но в составе городской думы Г.Н. Ге слыл человеком с неуживчивым характером. 19 мая 1887 г. в газете «Южанин» появляется открытое письмо к горожанам, в котором он объясняет причину своего отказа от обязанностей гласного — противоречие со многими выборными по вопросам решения первоочередных задач, способствующих развитию Николаева.
Г.Н. Ге уезжает в Петербург, но уже 7 сентября 1888 г. заочно избирается секретарем городской управы и возвращается в город. Впереди и работа над «Историческим очерком столетнего существования г. Николаева», и руководство артистическим кружком и много других деяний, сделавших его имя известным в городе.
Но в 1889 г. он продал свой дом по Наваринской жене одесского мещанина Фрейде Мееровне Гуревич и с этого времени живет в разных съемных квартирах.
Но и дом по Наваринской, 19 стал достаточно часто менять владельцев: мещанин Григорий Григорьевич Гиммельфарб, купеческий сын Абрам-Берко Абрамов, Юдель-Хаим Беркович Браверман. В 1915 г. собственником дома числится николаевский купец Михаил Ефимович Рейниш, который сдает его в аренду главному агенству Северного страхового общества, в котором сам и служит. А сразу после установления советской власти в доме был организован жилищный кооператив. Владельцы дом не щадили, осуществляя немыслимые пристройки и разрушая аутентичные архитектурные детали.
Инициатива общественности создания в нем литературного музея и даже установки мемориальной доски городской властью поддержана не была.
Во время очередных ремонтных работ в 2004 г. с дома были сняты старые парадные двери. Их могла постичь участь многих архитектурных деталей старых домов, но рядом оказался не равнодушный прохожий, а знаток и ценитель истории старого Николаева — Михаил Давидович Гольденберг, председатель Областной еврейской общины.
Двери могли бы занять достойное место в музее Культурного центра еврейского общества, находящемся совсем недалеко — по Навринской 23/1. Но Михаил Давидович рассудил иначе — столь замечательный артефакт должен попасть в областной краеведческий музей, чтобы его видели как можно больше людей. Для того, чтобы двери стали частью экспозиции, М.Д. Гольденберг выделил денежные средства для его реставрации, которую с блеском осуществили Александр Докукин, Александр Косолап и Сергей Шевченко.
Авторы статьи: Елена Владимировна Пономарева (заведующая научным историко-экспозиционным отделом НОКМ) и Игорь Гаврилов (старший научный сотрудник НОКМ).