Спешите делать добрые дела… не корысти ради
Тема существования старого некрополя нашего города время от времени освещается на новостных сайтах и в местных печатных изданиях. Его убирают, стараются взять под охрану, исследуют и т.д. и т.п. Основная проблема, конечно же, заключается в сохранении от разрушения памятников на могилах наших известных и малоизвестных земляков, в разное время отошедших в другой мир.
Приятно, когда ее, эту проблему, стараются решить дети. Решить тихо и незаметно: не ради пиара или же из каких-то корыстных побуждений, а просто «ради дела».
Еще в далеком 2003 году, за год до начала проведения так называемых «чистых четвергов», группа учеников Николаевского юридического лицея, при поддержке учителя истории М.Е. Варшавской, решила своими силами найти и восстановить разрушенные памятники на могилах николаевцев. В течение нескольких последующих лет лицеистами были найдены и восстановлены захоронения А.М. Погодаева – композитора и музыканта, ученика Н.И. Римского-Корсакова; В.И. Вебера – инженера, одного из строителей городского водопровода (могила найдена); А.Н. Петрова – военно-морского врача и литератора; В.И. Соколова – активного участника подпольного движения, входившего в состав комитета «Николаевского центра» и замученного гитлеровцами. Поиск иногда проходил по приблизительным координатам, которые сообщали «крестные» лицеистов из краеведческого музея – Н.М. Гаркуша и Е.В. Пономарева.
На могиле А.М. Погодаева | |||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Чисто физический труд ребят всегда сопровождался научной работой: поиском информации об умерших, с последующим написанием исследовательских работ и статей. Смотря на фотографии тех лет, удивляешься слаженности работы, когда каждый выполняет свой фронт работ, не мешая другим, и радостному воодушевлению на лицах подростков. Глядя на них, думаешь, что поколение нельзя назвать «потерянным», если у него есть хотя бы несколько таких представителей...
Особого внимания и слов благодарности заслуживает восстановление памятников над могилами неизвестных солдат, которые расположены за мемориалом «Скорбящая мать» на Херсонском шоссе. Гранитные надгробия были установлены работниками краеведческого музея еще в 1972 году, но руками вандалов сброшены с постаментов и втоптаны в землю. Результат работы лицеистов – два практически «с нуля» восстановленных памятника и вывезенный самосвал мусора.
Восстановление учащимися Юридического лицея могил неизвестных солдат | ||
![]() |
Однако, время берет свое: «подшефные» могилы зарастают травой и кустарниками, засыпаются отходами человеческой жизнедеятельности, выгорает краска на обелисках, процветает вандализм.
В прошлом, 2014 году группа лицеистов прямо после проведения экскурсии по некрополю своими руками «ампутировала» обнаруженные метастазы беспамятства, выползшие наружу в виде фашистских символов на захоронениях советских солдат, освобождавших г. Николаев в марте 44-го.
В апреле текущего года учащимися Юридического лицея снова было принято решение навести порядок на захоронениях городского некрополя, переданные по эстафете выпускниками. Никакого принуждения, только вызвавшиеся добровольцы.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Мне посчастливилось присутствовать на собрании лицеистов, когда велись жаркие споры относительно того, кто в какой группе и где будет наводить порядок, обсуждался инвентарь, необходимый для этого. Глаза ребят светились азартным блеском, а руки «чесались» для предстоящей работы.
Это не высокие слова, а наглядное пособие по воспитанию подрастающего поколения. Пожертвовав ученическим обедом, они сами приняли решение сброситься на покупку краски, цемента и прочих мелочей в виде кисточек, перчаток, мусорных пакетов. Примечательно, что необычный в плане места проведения работы детский интерес был безоговорочно поддержан их родителями.
В преддверии празднования 70-й годовщины Великой Победы, 8 мая после уроков лицеисты отправились на некрополь. Единственное, что их тревожило, это погода: день выдался погожим, но прогнозировался дождь. Ребята боялись не успеть, но все обошлось.
![]() | ![]() | ![]() |
Прибыв на место и разделившись на три группы, они дружно принялись за дело. Первой группе выпало провести уборку на могилах подпольщика В.И. Соколова и музыканта А.М. Погодаева. Причем памятник последнего предстояло, кроме всего прочего, очистить от старой краски и заново покрасить. Вторая группа принялась за уборку захоронения судового врача А.Н. Петрова, его жены и дочери. А третьей досталась самая почетная в преддверии праздника миссия – наведение порядка на могилах неизвестных солдат.
Мальчишеским рукам, более сильным, досталась выкорчевка разросшегося кустарника, покраска и возня с цементным раствором. А нежные девичьи руки рвали траву, подравнивали холмики над могилами, подметали и сажали цветы, заблаговременно принесенные с собой.
Во всем этом лицеистам помогали их учителя: являясь «старшими» в группах, они не заняли позицию наблюдателей, а активно, на правах равных, включились в работу. Советы были излишни – каждый знал свое место и делал свое дело. В течение каких-то двух с половиной часов все задуманное было сделано.
«Венцом» произошедшего стало представление ученицей 10-го класса Дубровиной Катей своего стихотворения, посвященного памяти всех прошедших через Великую Отечественную войну.
***
Шинель в руках и автомат,
Лежит в окопе море:
Из двадцати от всех солдат -
В живых осталось двое.
Вокруг гоняет ветер пыли,
И где-то слышно шум гранат.
Тела товарищей остыли,
И среди них лежит твой брат.
В кармане, рядом возле сердца,
Забылось фото с того мая.
Стою сейчас я возле дверцы,
Не знаю - ада или рая.
Я посмотрю на эти руки,
Скольких людей они убили?
И сколько их терпели муки?
Кого из них вообще любили?..
Борьба за власть идет полвека,
Но главное не забывать:
Храни в себе ты человека,
Зачем друг друга убивать?
Вдруг тишину нарушат стоны,
Всех искалеченных солдат:
У нас закончились патроны...
И нас давно уже бомбят…
Вдвоем с товарищем мы вышли,
Чтоб немцам как-то дать отпор.
Еще мы дышим. Как-то дышим,
И ограничим им простор.
Как говорят: один не воин.
Нас было двое: я и он.
В борьбе кровавой нас запомнят,
Дрались за целый батальон.
Шинель в руках и автомат...
Лежит в окопе море.
За восемнадцать тех солдат
Взорвались и те двое.
Закончив тихо свой рассказ,
Поставив в «стенку» фото,
Мне бабушка сказала раз:
- «Не знать про деда - плохо.
Его я помню как сейчас», -
Сказала мне бабуля,
- «Любила в жизни только раз
И то, шумели пули.
Я им горжусь, пока дышу,
Меня уж вы поймите.
Погиб за Родину свою,
Ее вы - берегите!».
Попрощавшись, ребята расходились по домам. Через внешнюю усталость, которую они прятали за искренними улыбками и веселым настроением, было видно огромное внутреннее удовлетворение от проделанной своими руками работы и, если хотите, даже некоторую одухотворенность. Им не нужно было какое-либо вознаграждение, таковым являлся сам результат.
А я от всей души хочу поблагодарить этих детей, их родителей, учителей. Не из корыстных побуждений, ради славы, а просто так, они сделали маленькое в масштабах города, но огромное, с точки зрения человечности, доброе дело. Только за это стоит назвать парней и девчат поименно:
Гуденко Виктор Безбабный Виорел Чулуп Роман Белый Вячеслав Садченко Владимир Тимощук Николай | Манченко Владислав Чмилева Дарья Дубровина Екатерина Погорелый Максим Шерстюк Виктория Левченко Ирина | Горбунов Богдан Ляшко Виктор Бамхалов Шамиль Шиловец Василий Гук Алина Голобир Анастасия | Цюпа Станислав Новицкий Владислав Багрий Александр Старенков Денис Палладий Дмитрий |
А также учителя ребят: Варшавская Майя Ефимовна, Чулуп Клавдия Дмитриевна и Клубачук Валентина Анатольевна.
Автор статьи: Алексей Кравченко
