Спешите делать добрые дела… не корысти ради
Тема существования старого некрополя нашего города время от времени освещается на новостных сайтах и в местных печатных изданиях. Его убирают, стараются взять под охрану, исследуют и т.д. и т.п. Основная проблема, конечно же, заключается в сохранении от разрушения памятников на могилах наших известных и малоизвестных земляков, в разное время отошедших в другой мир.
Приятно, когда ее, эту проблему, стараются решить дети. Решить тихо и незаметно: не ради пиара или же из каких-то корыстных побуждений, а просто «ради дела».
Еще в далеком 2003 году, за год до начала проведения так называемых «чистых четвергов», группа учеников Николаевского юридического лицея, при поддержке учителя истории М.Е. Варшавской, решила своими силами найти и восстановить разрушенные памятники на могилах николаевцев. В течение нескольких последующих лет лицеистами были найдены и восстановлены захоронения А.М. Погодаева – композитора и музыканта, ученика Н.И. Римского-Корсакова; В.И. Вебера – инженера, одного из строителей городского водопровода (могила найдена); А.Н. Петрова – военно-морского врача и литератора; В.И. Соколова – активного участника подпольного движения, входившего в состав комитета «Николаевского центра» и замученного гитлеровцами. Поиск иногда проходил по приблизительным координатам, которые сообщали «крестные» лицеистов из краеведческого музея – Н.М. Гаркуша и Е.В. Пономарева.
На могиле А.М. Погодаева | |||
Чисто физический труд ребят всегда сопровождался научной работой: поиском информации об умерших, с последующим написанием исследовательских работ и статей. Смотря на фотографии тех лет, удивляешься слаженности работы, когда каждый выполняет свой фронт работ, не мешая другим, и радостному воодушевлению на лицах подростков. Глядя на них, думаешь, что поколение нельзя назвать «потерянным», если у него есть хотя бы несколько таких представителей...
Особого внимания и слов благодарности заслуживает восстановление памятников над могилами неизвестных солдат, которые расположены за мемориалом «Скорбящая мать» на Херсонском шоссе. Гранитные надгробия были установлены работниками краеведческого музея еще в 1972 году, но руками вандалов сброшены с постаментов и втоптаны в землю. Результат работы лицеистов – два практически «с нуля» восстановленных памятника и вывезенный самосвал мусора.
Восстановление учащимися Юридического лицея могил неизвестных солдат | ||
Однако, время берет свое: «подшефные» могилы зарастают травой и кустарниками, засыпаются отходами человеческой жизнедеятельности, выгорает краска на обелисках, процветает вандализм.
В прошлом, 2014 году группа лицеистов прямо после проведения экскурсии по некрополю своими руками «ампутировала» обнаруженные метастазы беспамятства, выползшие наружу в виде фашистских символов на захоронениях советских солдат, освобождавших г. Николаев в марте 44-го.
В апреле текущего года учащимися Юридического лицея снова было принято решение навести порядок на захоронениях городского некрополя, переданные по эстафете выпускниками. Никакого принуждения, только вызвавшиеся добровольцы.
Мне посчастливилось присутствовать на собрании лицеистов, когда велись жаркие споры относительно того, кто в какой группе и где будет наводить порядок, обсуждался инвентарь, необходимый для этого. Глаза ребят светились азартным блеском, а руки «чесались» для предстоящей работы.
Это не высокие слова, а наглядное пособие по воспитанию подрастающего поколения. Пожертвовав ученическим обедом, они сами приняли решение сброситься на покупку краски, цемента и прочих мелочей в виде кисточек, перчаток, мусорных пакетов. Примечательно, что необычный в плане места проведения работы детский интерес был безоговорочно поддержан их родителями.
В преддверии празднования 70-й годовщины Великой Победы, 8 мая после уроков лицеисты отправились на некрополь. Единственное, что их тревожило, это погода: день выдался погожим, но прогнозировался дождь. Ребята боялись не успеть, но все обошлось.
Прибыв на место и разделившись на три группы, они дружно принялись за дело. Первой группе выпало провести уборку на могилах подпольщика В.И. Соколова и музыканта А.М. Погодаева. Причем памятник последнего предстояло, кроме всего прочего, очистить от старой краски и заново покрасить. Вторая группа принялась за уборку захоронения судового врача А.Н. Петрова, его жены и дочери. А третьей досталась самая почетная в преддверии праздника миссия – наведение порядка на могилах неизвестных солдат.
Мальчишеским рукам, более сильным, досталась выкорчевка разросшегося кустарника, покраска и возня с цементным раствором. А нежные девичьи руки рвали траву, подравнивали холмики над могилами, подметали и сажали цветы, заблаговременно принесенные с собой.
Во всем этом лицеистам помогали их учителя: являясь «старшими» в группах, они не заняли позицию наблюдателей, а активно, на правах равных, включились в работу. Советы были излишни – каждый знал свое место и делал свое дело. В течение каких-то двух с половиной часов все задуманное было сделано.
«Венцом» произошедшего стало представление ученицей 10-го класса Дубровиной Катей своего стихотворения, посвященного памяти всех прошедших через Великую Отечественную войну.
***
Шинель в руках и автомат,
Лежит в окопе море:
Из двадцати от всех солдат -
В живых осталось двое.
Вокруг гоняет ветер пыли,
И где-то слышно шум гранат.
Тела товарищей остыли,
И среди них лежит твой брат.
В кармане, рядом возле сердца,
Забылось фото с того мая.
Стою сейчас я возле дверцы,
Не знаю - ада или рая.
Я посмотрю на эти руки,
Скольких людей они убили?
И сколько их терпели муки?
Кого из них вообще любили?..
Борьба за власть идет полвека,
Но главное не забывать:
Храни в себе ты человека,
Зачем друг друга убивать?
Вдруг тишину нарушат стоны,
Всех искалеченных солдат:
У нас закончились патроны...
И нас давно уже бомбят…
Вдвоем с товарищем мы вышли,
Чтоб немцам как-то дать отпор.
Еще мы дышим. Как-то дышим,
И ограничим им простор.
Как говорят: один не воин.
Нас было двое: я и он.
В борьбе кровавой нас запомнят,
Дрались за целый батальон.
Шинель в руках и автомат...
Лежит в окопе море.
За восемнадцать тех солдат
Взорвались и те двое.
Закончив тихо свой рассказ,
Поставив в «стенку» фото,
Мне бабушка сказала раз:
- «Не знать про деда - плохо.
Его я помню как сейчас», -
Сказала мне бабуля,
- «Любила в жизни только раз
И то, шумели пули.
Я им горжусь, пока дышу,
Меня уж вы поймите.
Погиб за Родину свою,
Ее вы - берегите!».
Попрощавшись, ребята расходились по домам. Через внешнюю усталость, которую они прятали за искренними улыбками и веселым настроением, было видно огромное внутреннее удовлетворение от проделанной своими руками работы и, если хотите, даже некоторую одухотворенность. Им не нужно было какое-либо вознаграждение, таковым являлся сам результат.
А я от всей души хочу поблагодарить этих детей, их родителей, учителей. Не из корыстных побуждений, ради славы, а просто так, они сделали маленькое в масштабах города, но огромное, с точки зрения человечности, доброе дело. Только за это стоит назвать парней и девчат поименно:
Гуденко Виктор Безбабный Виорел Чулуп Роман Белый Вячеслав Садченко Владимир Тимощук Николай | Манченко Владислав Чмилева Дарья Дубровина Екатерина Погорелый Максим Шерстюк Виктория Левченко Ирина | Горбунов Богдан Ляшко Виктор Бамхалов Шамиль Шиловец Василий Гук Алина Голобир Анастасия | Цюпа Станислав Новицкий Владислав Багрий Александр Старенков Денис Палладий Дмитрий |
А также учителя ребят: Варшавская Майя Ефимовна, Чулуп Клавдия Дмитриевна и Клубачук Валентина Анатольевна.
Автор статьи: Алексей Кравченко