От прошлого через настоящее к будущему...

Сиверсовы маяки вновь принимают гостей

"Мир в миниатюре: Николаев железнодорожный"

В Николаевском областном краеведческом музее представлен интерактивный макет города с действующей железной дорогой (в масштабе 1:87). Кроме макета, на выставке представлены уникальные материалы и предметы, которые рассказывают об истории железной дороги Николаева и области.
Выставка будет работать с 27 июля 2017 по 1 февраля 2018 года. Стоимость: для детей и студентов - 10 грн., для взрослых - 15 грн.
О жизни городка Dreamcity, читайте в новом разделе нашей фотогалереи.

Задний Сиверсов маяк принимает гостейДень 5 июня 2016 года для краеведов-«скамеечников» и наших друзей был переполнен впечатлениями. Не успели мы «отойти» от экскурсии в «Николаевзеленхозе», как сразу же оказались у ворот «Заднего Сиверсового маяка».

Походы на маяки давно стали для нас культовыми событиями. Еще в 2009 году мы познакомились с замечательными людьми, работающими в «ФДУ «Миколаївський район Держгідрографії», начиная с начальника Василия Викторовича Подгорного, его заместителя Сергея Эммануиловича Кучеры и заканчивая смотрителями, которые днем и ночью стоят на вахте и обеспечивают безопасность прохода судам по Днепро-Бугскому лиману.

«Маячники» всегда шли навстречу любителям истории и благодаря им мы побывали на таких маяках: Лупаревский Передний, Кисляковский Задний, Хабловский Средний, Хабловский Задний, Передний Сиверсов и уже в этом году – Задний Сиверсов.

Чем же знаменит этот маяк? Приведем справку с сайта «Госгидрографии»

Географические координаты:

Расположен в 1,5 мили от Переднего Сиверсового

Высота башни от основания - 10 м

Высота огня от уровня моря - 45 м

Дальность видимости огня - 16 миль

Оба маяки были установлены в 1866 году на Сиверсовой косе: Передний - на оконечности косы, а Задний - от 2778 м от Переднего. Это были обычные деревянные башни, имевшие форму усеченной пирамиды с фонарями, которые обеспечивали безопасное прохождение судов на этом участке реки Буг.

Задний Сиверсов маякНа Сиверсовом маякеТерритория Заднего Сиверсова маяка

Вследствие штормов, под действием которых видоизменялся профиль Сиверсовой косы, менялись и глубины, поэтому Сиверсовы маяки несколько раз пришлось перестраивать и переоборудовать. После Великой Отечественной войны Сиверсовы маяки снова перестроили, и сегодня вместе с Константиновским они формируют два створа, обеспечивая плавание по 11 и 13 коленах Бугско-Днепровско-лиманского канала (БДЛК).

Территория Заднего Сиверсова маякаМаяк Задний Сиверсов в 1975 году был модернизирован. Сегодня - это добротная каменная башня, верхняя часть которой красного цвета, а нижняя - белого. Высота маяка над уровнем моря – тридцать метров. В ночное время огонь маяка светит в постоянном режиме белым цветом на 11-е колено, а красным – на 13-е колено БДЛК соответственно. Оборудование маяка отечественное, работает исправно, хотя ему уже больше сорока лет.

Обслуживают его два замечательных человека – Вячеслав Владимирович Коновалов и Максим Васильевич Подгорный.

А вот как о маяке писал журнал «Морской сборник» №06 за 1870 год:

табличка, установленная в 1966 году«На Черном море, на левом берегу реки Буга, у оконечности косы Сиверса, построен каменный верхний Сиверсов маяк в расстоянии 2600 сажен от нижнего маяка по линии створа к северу. Новый маяк этот состоит из небольшого дома, в котором устроены: помещение для прислуги, кухня и кладовая для осветительных материалов. В мезонине же этого дома, в большом единственном окне, будет устроен отражаемый петролеумовый аппарат, состоящий из двух рефлекторов, который перенесется туда в начале навигации 1871года из находящейся теперь между новым верхним и старым нижним маяками прежней временной деревянной башни, которая вслед за тем будет немедленно разобрана, причем красный свет огня останется без изменений. При новом, верхнем маяке, крайне необходимо еще выстроить сарай для хранения топлива, с небольшим погребом, что предполагается исполнить при первой к тому возможности».

Кстати, внимательный читатель уже подсчитал, что Сиверсовым маякам в этом году исполняется 150 лет. Но возраст на территории маячного хозяйства не чувствуется – везде идеальный порядок, башни выкрашены-побелены и выглядят, как новенькие.

Да будет всегда виден свет маячный и моряку, и тому, кто его ищет – еще, как минимум, сто пятьдесят лет.

Автор заметки: Николай Пономаренко.
Фото: Дмитрия Оранского
.

Исходники фотографий для участников мероприятия

КСТАТИ...

На маяке мы нашли механический анемометр (прибор для измерения скорости ветра) и устроили соревнование, кто больше всего "надует" ветра из собственных лёгких. Желающих заработать мороженное было так много, что не всех успели сфотогрфировать для истории.

Соревнование с анемометром на маякеСоревнование с анемометром на маякеСоревнование с анемометром на маяке

Соревнование с анемометром на маякеСоревнование с анемометром на маякеСоревнование с анемометром на маяке

Сиверсовы маяки в одном створе

Этот день в истории Николаева:

Даты до 1917 года указаны по старому стилю

1963:

Во второй раз закрыта Петро-Павловская церковь в с.Матвеевка

Николаевский БазарЪ на twitter