Сиверсовы маяки
Водные подходы к акватории Николаевского морского порта являются одними из самых тяжелых на Черном море ввиду сложности фарватера и наличия массы мелководий. Поэтому неслучайно Днепровский и Бугский лиманы обилуют маяками. Есть маяки и в непосредственной черте г.Николаева.
В районе Широкой балки расположена маячная система, состоящая из двух маяков – Сиверсова переднего и Сиверсова заднего. Горя красным светом, они обеспечивают проход судов по 11 и 12 коленам Бугско-Днепровского лиманского канала.
Ранее, в бытность СССР, все маяки были исключительно военными, закрытыми объектами и подчинялись Гидрографической службе Черноморского флота Т.е. фактически каждый маяк представлял собой отдельную военно-морскую часть. С обретением независимости Украины ситуация изменилась и с начала 1994 года эти маяки стали гражданскими объектами и в настоящее время структурно подчинены Государственному учреждению «Госгидрография» Министерства транспорта и связи Украины.
Расположен Передний Сиверсов маяк 32-53-38N и 32-00-38E, а Задний - 46-54-42N и 32-02-05E. Они входят в состав Николаевского района ГУ «Госгидрографии». Расстояние между ними – 2778 метров.
Свое наименование Сиверсовы маяки получили от местности, на которой они расположены. Дело в том, что Передний маяк находится на оконечности Сиверсовой косы. Сама же коса еще в ХVІІІ веке носила название Павлова коса, которое ей дали запорожские казаки по имени начальника артели, занимавшейся выловом рыбы в этом месте. Однако в 20-х годах ХІХ века неподалеку от нее был создан Сиверсов хутор - дача выделенная моряку Черноморского флота по фамилии Сиверс. Хутор дал название и косе.
Интересна история существования этих маяков. Сохранились сведения о том, что в 1866 году на оконечности Сиверсовой косы была построена деревянная башня в форме усеченной пирамиды, в верхней части которой был расположен фонарь. Такой же вид имел и задний Сиверсов маяк. Однако в то время они именовались «Нижний Сиверсов створный маяк» и соответственно «Верхний Сиверсов створный маяк». Также в некоторых источниках они именуются «ближний» и «дальний» Сиверсовы маяки.
Вследствие разрушения береговой линии и изменения глубин уже в 1886 году деревянная башня переднего (нижнего) маяка была снесена и примерно в 100 метрах от нее, в глубине берега была построена новая – каменная, белого цвета. Высота ее составляла 40 футов (12 метров.) Она соединялась с жилым двухэтажным домом.
Примерно в то же время была построена и башня заднего маяка, которая также имела белый цвет. Высота ее составляла от основания всего 10 метров, ибо стояла она на возвышенности – огонь ее располагался в 45 метрах над уровнем моря.
В 1975 году башня прошла модернизацию и маяк успешно функционирует до наших дней. В настоящее время она выкрашена в белый цвет, а ее верхняя часть – в красный. Дальность видимости его огня - 16 миль (около 29 км).
Башня Переднего маяка в 1967 году была снесена. О ее существовании ныне напоминают лишь остатки фундамента. В 5 метрах позади нее в том же году возвели новую башню - шестигранную, слегка сужающуюся к верху. Высота ее от основания – 18 метров. Огонь светит на высоте 16 метров над водой. Дальность видимости ее огня – 15 миль (около 27 км).
Три задние и центральная передняя грани башни выкрашены в белый цвет, а две боковые передние грани, обращенные к створу, имеют красный цвет. Т.е. со стороны створа маяк представляется красным с белой вертикальной полосой.
Увидеть эти маяки довольно просто. К Переднему с Октябрьского проспекта ведет улица Менделеева, пройдя по которой и миновав небольшой сосновый лесок можно выйти прямо к интересующему объекту. А Задний маяк вообще расположен прямо среди жилых домов Ш.Балки и даже имеет адрес – ул.Маячная д.2.
Автор статьи: Дмитрий Оранский