24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

«Скамейка» на маяках

Созданный на берегу судоходного лимана, наш город и его окрестности изобилуют самыми различными объектами, связанными с навигацией на воде. К ним относится и целое семейство маяков, указывающих путь в тринадцати коленах, ведущих к Николаевскому морскому торговому порту.

В рядах форумчан «Скамейки» давно витала идея посетить маяки, расположенные в районе сел Лиманы и Лупарево. И лишь 22 сентября нынешнего года поездка наконец-то состоялась. Еще две пары маяков были добавлены в копилку посещений краеведческого форума. Это были Лупаревский Передний и Кисляковской Задний, а также Хабловский Средний и Хабловский Задний маяки.

Первые два указывают путь судам по седьмому, а вторые – по шестому колену канала.

Поездка заняла практически весь день. Впечатлений и положительных эмоций было получено огромное множество. С разрешения руководства Николаевского района Госгидрографии нас допустили к основным рабочим инструментам маяков - световым приспособлениям, установленным в их кабинах. А Хабловский Задний маяк даже удостоил нас своим «пением» в ветреную погоду.

Приведу небольшое описание маяков, которые нам удалось посетить. Информация сайта ГУ «Госгидрография».

 

Маяк Лупаревский переднийЛупаревский Передний  

Географические координаты:
Широта - 46 ° 41.3 'N
Долгота - 31 ° 58.5 'Е
Высота башни от основания - 13 м
Высота огня от уровня моря - 26 м
Дальность видимости огня - 16 миль

 

 

 

Маяк Кисляковский задний

Кисляковский Задний

Географические координаты:
Расположенный в 3,2 мили от переднего
Высота башни от основания - 12 м
Высота огня от уровня моря - 57 м
Дальность видимости огня - 19 миль

 

 

 

 

Маяк, названный Кисляковский, установлен в 1862 году в степи на каменном фундаменте бывшего Кисляковского телеграфа, разрушенного временем. Маяк был построен в виде башни высотой 10 м с четырьмя подпорками. В верхней части башни для лучшей видимости был закреплен квадратный деревянный щит.

Лишь через 10 лет вместо деревянной здесь построили каменную четырехгранную пирамиду высотой 6 м. Когда в 1906 году построили светящийся створ для безопасного плавания четвертым коленом Бугско-Днепровско-Лиманского канала, на месте этой пирамиды появилась белая башня высотой 10,4 м с красной крышей и фонарный сооружением сверху (Задний маяк створа), в которой был установлен диоптрический светооптических аппарат 4-го разряда, светил постоянным белым огнем, дальность видимости которого достигала 19 миль. Таким стал Кисляковский маяк.

В 3,2 мили от него в селе Лупарево был построено другой маяк - передний, который в сочетании с первым образовывал створ 40,2°-220,2 °.

Во время Великой Отечественной войны Кисляковский маяк был разрушен, а Лупаревський пострадал лишь частично. Обновлены они в 1955 году, а точнее, на тех же местах построены новые маяки - белые четырехгранные каменные башни. В их фонарных сооружениях установили светооптические аппараты с красным постоянным огнем, светящиеся в направлении створа.

 

Маяк Хабловский среднийХабловский Средний

Географические координаты:
Широта - 46 ° 39.4 'N
Долгота - 31 ° 59.1 'Е
Высота башни от основания - 11 м
Высота огня от уровня моря - 34 м
Дальность видимости огня - 10 миль

 

 

Маяк Хабловский заднийХабловский Задний

Географические координаты:
Широта - 46°40.3 'N
Долгота - 32°01.9 'Е
Высота башни от основания - 24 м
Высота огня от уровня моря - 58 м
Дальность видимости огня - 20 миль

 

 

Бугско-Днепровский лиман уже с конца XVIII в. стал местом оживленного плавания сначала военных, а позднее и торговых судов, как парусных, так и паровых. Учитывая это, а также сложность прохождения через мелководья и узкие места, черноморские гидрографы всегда уделяли особое внимание навигационно-гидрографическом обеспечению на этом участке, в частности строительству здесь маяков.

Безопасному подходу военных и торговых судов в Николаев и Херсон мешали Очаковский бар и отмели в лимане. Именно поэтому еще в 1828-1836 годах Морским министерством для нужд военного флота через Очаковский бар был прорыт канал протяженностью около 3 км, ширина которого достигала 53 м, а глубина 5,5 м. Новый канал проходил не только лиманом, но и заходил в реку Южный Буг и устье Днепра, образуя таким образом своеобразные колена. Впоследствии таких колен насчитывалось уже тринадцать. Это затрудняло движение судов и увеличило вероятность их столкновения, посадки на мель и т.д.

Часть карты Николаевского района ГосгидрографииЧтобы уменьшить количество таких случаев, в 1902 году на левом берегу реки Южный Буг за 2,6 милях от действующего на то время Хабловського переднего маяка был построен Хабловський Средний маяк. И тогда же на том же левом берегу за 4,7 мили от переднего появился Хабловський Задний. Они надежно указывали мореплавателям путь от Хабловського в Днепро-Лиманского колена БДЛК и наоборот.

В годы Великой Отечественной войны оба маяка понесли ощутимые разрушения и полностью восстановлены были только в 1952 году. Тогда же установили и более надежные осветительные аппараты.

Сегодня Хабловський Средний светит в направлении створа в темное время суток. Для лучшей видимости башня маяка освещается.

Маяк Хабловский Задний по своему строению идентичен среднему, только башня черная, а полоса на нем белого цвета. Светит, как и другие, в направлении створа в темное время суток, при плохой видимости включается и днем.

Интернет-портал «Николаевский Базар» и форум «Скамейка» благодарит руководство Николаевского района Госгидрографии в лице Кучеры Сергея Эммануиловича за предоставленную возможность посетить маяки Днепро-Бугского лимана. Отдельная благодарность смотрителям маяков за теплый прием и подробные рассказы.

Автор: Дмитрий Оранский

Поделиться:

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Николаевский БазарЪ на twitter