24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

По памятным местам Бредихина и Карабчевского

Кирьяковка. Все вместе.Нынешнее путешествие по историческим местам нашего края было не совсем обычным хотя бы потому, что наш неизменный квартет увеличился вдвое. На сей раз в поездку с нами отправились: основатель сайта «Николаевский Базар» Андрей Шинкаренко, издатель Василий Торубара, форумчанин Борис Грехов, а также корреспондент газеты «Вечерний Николаев» Наталья Михайловна Христова.

Во-вторых, это был тот случай, когда о тех местах, куда мы едем, мы узнали практически все задолго до поездки, а не после нее, как это было раньше.

А помогли нам в приобретении знаний два старинных путеводителя: «Херсонская губерния <…> по сведениям 1859 года» и «Список населенных мест Херсонской губернии. Статистические данные о каждом поселении. 1896г.»

Сливино Коренихской волости.

Почтовая станция 19 векСегодня Сливино неразрывно ассоциируется в нашем сознании с медгородком. Однако медгородок возник в конце 60-х годов прошлого века, а время возникновения деревни потерялось в круговороте истории. В 1859-м году на хуторе Сливина насчитывалось три двора и 22 жителя (18 мужчин и 4 женщины). Здесь же находилась почтовая станция. Возможно, эти и были служащие станции.

По состоянию на 1896 год Сливина - деревня, река Буг, дворов 35, жителей 165 (75 мужчин и 90 женщин). 130 верст до уездного города, до волости – 10 верст.

Земская почтовая станция – 14 верст, железнодорожная станция Николаев – 14 верст, пароходная пристань Николаев -16 верст.

Деревня относилась к Коренихской волости Одесского уезда. Название получила, видимо, от сливовых садов, которые росли у деревни до 70-х годов 20-го века. Кто и когда стал разводить здесь сады – неизвестно.

Впервые появилась на Военно-топографической карте Херсонской губернии 1855–1877 годов.

Захоронение ВОВ в СливиноРядом со Сливино найдено поселение эпохи поздней бронзы.

В 1940-м году артель «Червоний вапняр» в Сливино производила кирпич и известь.

Есть в истории деревни и героические страницы, связанные с обороной сливинского аэродрома 12-го августа 1941 года. На рассвете немецкие войска перешли в наступление. Корабли ДВФ (Дунайской военной флотилии) высадили 7-ю роту морской пехоты в район аэродрома Сливино, которая уничтожила воздушный десант противника, но с подходом немецких танков отступила к Варваровской переправе. В 14:00 аэродром и село Сливино были заняты врагом. По другим данным это были бойцы комендатуры 29 авиабазы во главе с политруком Б. М. Гурой. Отряд защищал аэродром до тех пор, пока его не покинул последний самолет, и последняя машина с имуществом аэродрома самолета не добралась до Николаева. Почти весь отряд погиб, в том числе погиб и политрук Борис Михайлович Гура. Только после этого враг сумел овладеть аэродромом.

В братской могиле похоронены старший политрук Иван Григорьевич Максюта*, а также два неизвестных красноармейца и санитарка. В Сливино установлен памятник односельчанам деревень Сливино и Косюрино.

 *Старший политрук, уполномоченный 348 стрелкового полка 51 стрелковой дивизии. Утонул в реке Южный Буг 13.08.1941 года.


Паточная. В потоке времени.

Паточинное (Паточная), деревня. Дворов 17, жителей 108 (52 мужчины и 56 женщин). При немецком поселении Штейнберг. Относилась к Петровской волости Одесского уезда. Другие названия – Косюрьевка (Косюровка), Косюрино по фамилии капитана Николая Косюры. Находилась рядом с Поточной балкой. Впервые появилась на Военно–топографической карте Херсонской губернии 1855–1877 г.г.

1859 год. Дворов 11, жителей 54 (31 мужчин и 23 женщины).

Сейчас деревни не существует. Мы с трудом нашли старое кладбище, в котором хоронили жителей Паточной. Последнее захоронение датируется 1958-м годом. Сегодня на месте деревни находится дачный поселок. По рассказам владельца одного из дачных участков, в 1945 году в Паточной случился большой пожар. После этого дожди стали обходить это место стороной. Как связаны между собой эти два события – не известно.

 Американская карта 1956-го года Балка ПаточнаяДачный поселок на месте Паточной На кладбище Косьюревки (Паточной) 


Кирьяковка. Жемчужное побережье.

КирьяковкаКириаковка, деревня. Дворов 61, жителей 318 (152 мужчины и 156 женщин). Лавка, корчма. При селе Петровское.

В 1806 г. владельцем Кирьяковки был надворный советник Федор Михайлович Крюков. В 1859-м году дворов 49, жителей 402 (207 м. и 195 ж.). В 50-60-е годы 19-го века Кирьяковка принадлежала бабушке Николая Платоновича Карабчевского Ефросиньи Ивановне, урожденной Богдановой. Как рассказывал в своих воспоминаниях Николай Платонович, «По рождению она была, очевидно, из "столбовых", так как именье "Кирияковка", в несколько тысяч десятин земли, с соответствующим числом "крепостных душ", было ее родовым, наследственным именьем. Первым браком она была замужем за Дмитрием Петровичем Кузнецовым. Он умер генерал-лейтенантом, состоя в должности инспектора морского кораблестроения, которое процветало в Николаевском адмиралтействе. Второй бабушкин муж, мой дед, был Петр Григорьевич Богданович».

Относилась Кирьяковка к Петровской волости Одесского уезда.

Глазурированая черепица на немецкой улице ШтенбергаОкраину Кирьяковки населяли немецкие колонисты. Называлась она Штейнберг, местные жители говорят Штемберка. Там еще можно найти дома, крытые зеленой глазурованной черепицей, которую сами немцы и производили. Когда-то в деревне было немецкое кладбище, сейчас там пустырь, от захоронений не осталось и следа.

Много споров вызвало старинное здание в центре Кирьяковки. Предполагается, что оно построено немецкими колонистами, но оказалось, что строили его предки украинцев, проживающих ныне в деревне. Об этом рассказала одна из жительниц Кирьяковки, проживающая как раз напротив этого здания. На стене здания есть даже дата его постройки, только где – не помнит. После нескольких телефонных звонков выяснилось, что надо искать в полутора-двух метрах сверху слева от середины. Добрых десять минут, задрав головы, мы искали эту дату, потом она неожиданно нашлась в полутора метрах от земли – 1919-й год. И строилось оно как казенное учреждение, что видно по планировке и расположению комнат.

Дом БогдановичаДом помещиков Богдановичей, перестроенный много раз, сохранился до наших дней, там сейчас учебное заведение. Николай Платонович Карабчевский очень подробно описал его в своих воспоминаниях.

Отличительная черта Кирьяковки, а также Петрово–Солонихи и Каменной Балки – каменные заборы, выложенные из плоских камней без раствора. Иногда длина такого забора достигает одного километра. Долго удивлялись, откуда могли привезти камень в таком количестве, но, спускаясь к реке, благополучно эту загадку разрешили – под Кирьяковкой огромный пласт камня, и в низине это хорошо видно.

В 1940-м году артель им. Артема производила и реализовывала штучный бут и известь.

А вот побережье Южного Буга откровенно изумило: сотни раковин моллюсков покрыли почти весь берег. В этом не было бы ничего удивительного, если бы их размер не достигал десяти сантиметров и более.

Наука говорит, что это Unio pictorum или перловица обыкновенная. Впрочем, Вася Торубара сразу сказал, что это жемчужница, а он знает, что говорит.

Вид с берега изумительный – небольшая заводь, поросшая камышом по обоим берегам. Идешь по тропинке вдоль берега, как по тоннелю – верхушки камыша смыкаются над головой так густо, что не видно неба…

 Жемчужница в КирьяковкеДом в центре Кирьяковки, 1919 годаНадпись на доме - 1919 г.Вид из дома Богдановича

 

Петрово-Солониха. Сокровища Бредихиных.

Церковь в Петрово-СолонихеПетровское (Солониха), село. Р.Буг, дворов 147, жителей 956 (536 мужчин и 420 женщин). Волостное правление, православная церковь Святых Петра и Павла (1798 год по ходатайству генерала Пасека). В 1808 году перестроена помещиком Михаилом Павловичем Миклашевским (1756-1847). (Уточнение от 21.12.2020 г. Эта церковь была построена в 1801 году Миклашевским. ГАОО, ф-37, оп.3,д. 405,л. 207).

Церковно–приходская школа на 50 учеников (40 мальчиков и 10 девочек), фельдшер. 4 лавки, винная лавка. По местной легенде, церковь приплыла по реке и сама стала на свое место.

Уездный город – 120 верст, железнодорожная станция и пароходная пристань в Николаеве – 18 верст. Хутор Федоров (Бредихин).

1859 год, село при реке Буг и балке Солониха. 63 двора, 433 жителя (231 мужчина и 202 женщины).

Здесь в семье флотского офицера капитан - лейтенанта Александра Фёдоровича и Антонины Ивановны Бредихиных родился выдающийся астроном Федор Александрович Бредихин (1831 – 1904). Первоначальное обучение получил дома под руководством З.С.Соколовского. С детства проявлял склонность к физико-математическим наукам.

Марка в честь БредихинаОкончил физико–математический факультет Московского университета. В 1872 году Бредихин был избран советом Киевского университета на должность ординарного профессора. В 1873 году в Москве умер профессор Швейцер и Бредихин был приглашён на его место. С 1890 по 1895 годы был директором Николаевской Главной астрономической обсерватории в Пулкове.

За свою деятельность Ф.А.Бредихин был награждён орденами св. Владимира и св. Анны. В 1946 году Президиум АН СССР учредил премию им. Ф.А.Бредихина за выдающиеся работы в области астрономии. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны.

Под названием Солониха село нанесено на ряд карт 1800-го года. Находилось на берегу одноименной реки, ныне высохшей.

В 1911-м году в Петрово-Солонихе уже была земская больница и врач – надворный советник Михаил Валерьянович Бернштейн (1862 - ?). Курс медицинских наук закончил в 1888-м году.

Вблизи села найдено поселение скифского времени.

У Бредихиных было три усадьбы в разных концах села. Одна усадьба на Качатниках разрушена полностью, от второй остался только подвал, а третья, в остатках которой мы побывали, разрушается с катастрофической скоростью.

Усадьба БредихинаНекогда добротный полутораэтажный дом над рекой впечатляет и в полуразрушенном виде, а когда усадьба процветала, жить здесь было, по-видимому, удивительно приятно. Бредихины производили вино в огромных количествах. Во дворе сохранилась каменная емкость, в которую по трубе стекал выжатый виноградный сок. Отсюда он разливался по бочкам и бродил три недели. Дальше технологию производства вина рассказывать не буду, ее и так все знают лучше меня. Готовое вино хранилось в огромном подвале, идущем через весь дом, и еще в одном на подворье. По обеим сторонам ступеней, ведущих в подвал, были устроены пандусы для того, чтобы можно было выкатывать и закатывать бочки. Словом, все продумано для производства и продажи вина.

Масса подсобных помещений – сараев, каморок, кладовых - наводила на мысль, что хозяева были людьми запасливыми, и не полагались на урожайный год. Внизу на реке была пристань, и один из тоннелей подвала, возможно, выходил прямо к реке.

После отмены крепостного права в период с 1862 по 1890 годы земельные наделы, принадлежавшие потомкам Алексея Федоровича Бредихина, были выкуплены временнообязанными крестьянами. В советское время в доме был детский лагерь, потом его передали военным. Сейчас усадьба разрушается, в том числе и с помощью кладоискателей. Слухи о сокровищах Бредихиных передаются из поколения в поколение, видоизменяясь и трансформируясь по своей сути. Началось это безумие еще в 19-м веке:

«В кургане на земле помещика Бредихина, по мнению крестьян, зарыт запорожцами клад. Раскопка ни к чему не привела» (Клады и древности Херсонской губернии).

Сегодня ищут золотые яйца Фаберже, спрятанные кем-то из Бредихиных в одном из винных подвалов. Подтверждаем: подвалы изуродованы основательно, однако, надо сказать, никаких сокровищ там нет. А кто, собственно говоря, решил, что они там были?

Усадьба не имеет статуса памятника архитектуры или истории, и никем не охраняется, к нашему большому сожалению. 

Съемки усадьбы с квадрокоптера

 

Знаменитый колодец в Петрово-СолонихеКресты в Петрово-СолонихеШкола в Петрово-СолонихеРазрушенная усадьба Бредихина


Каменная Балка. Конечная остановка.

Каменная балкаКаменная Балка (Крюково, Крюковка), деревня. Дворов 24, жителей 222 (112 мужчин и 110 женщин. При деревне Кириаковка. В 1806 г. Каменной Балкой владел надворный советник Федор Михайлович Крюков. От него, собственно, деревня и получила название Крюково или Крюковка.

Позже принадлежала бабке Н.П. Карабчевского Е.И.Богданович (Кузнецовой). В 1859 году - деревня при колодцах и балке Солонихе. 47 дворов, 269 жителей (135 мужчин и 134 женщины).

Карабчевский Николай ПлатоновичВот как Карабчевский описывал Крюковку в своих воспоминаниях:

«Крюковка отстояла от Кирьяковки верстах в восьми, а то и больше; никто не мерил. Это было тоже именье бабушки, доставшееся ей от первого мужа, Кузнецова, у которого оно было благоприобретенным. Раньше чем въехать во двор Крюковской "экономии", приходилось проехать деревенской улицей, вдоль которой с обеих сторон были раскиданы, довольно беспорядочно, крестьянские дома - мазанки.

Их было меньше, чем в Кирьяковском поселке, и выглядели они не так аккуратно. Там он были чисто побелены снаружи и по низу обмазаны желтой глиной, а здесь и пооблупились, и пошли пятнами. Реки в Крюковке не было.

Был только широкий "став", который надо было объехать вдоль всего его края и попасть на мосток, перекинутый через "болотце", в котором рос камыш; а дальше шло только топкое место. С этого места надо было только довольно круто подняться мимо двух крылатых мельниц, стоявших на бугре, и тогда уже, на совершенно ровном и гладком месте, видны были и ворота и сероватые стены Крюковского двора.

В раскрытые настежь ворота виднелся уже фасад одноэтажного, растянувшегося в длину, белого дома, с посеревшею соломенною крышею, на коньке которой, рядом с дымовой трубой, высилось большое гнездо аиста.

По двум сторонам двора тянулись постройки, вперемежку: чуланы, сараи и навесы, с решетчатыми загородками. На самой середине двора возвышалась большая деревянная голубятня, с целым голубиным стадом на ее крыше и балкончике.

Ближе к дому, на двух высоких столбах, была прилажена на веревках длинная доска - качели.

Едва только въедешь в ворота, сразу видишь, как тут много всякой живности и как свободно она разгуливает по двору, почти сплошь заросшему травой».

(Карабчевский Н.П. Что глаза мои видели. Т.1)

Памятники на кладбищеКладбище Камменной БалкиПустырь на краю селаДом на окраине села Каменная Балка


Мы попытались установить место, где стоял дом, но никто из местных жителей ничего об этом не знает. По нашим предположениям, он мог находиться в самом конце села. Судя по описанию Карабчевского, так оно и было. После мостика через заболоченный пруд дорога резко поворачивает налево и круто поднимается вверх. На горе находились две мельницы. Сейчас их нет, но есть огороженная каменным забором с воротами некая территория (ворот тоже нет, предполагается, что они там были). Что было за этой оградой – неизвестно, никаких следов фундамента или еще чего–нибудь. Может здесь и была одна из мельниц? Попробуем выяснить, вдруг повезет, и мы найдем место, где стоял дом, куда так любил ездить маленький Коля Карабчевский.

После отмены крепостного права в период с 1862 по 1890 годы земли, принадлежавшие Аполлону Дмитриевичу и Всеволоду Дмитриевичу Кузнецовым – деревни Кирьяковка и Каменная Балка были проданы.

Автор статьи: Николай Пономаренко.

Фото Николая Пономаренко, Дмитрия Оранского, Светланы Крыщенко.

Вид с усадьбы Бредихина на другую сторону реки

Поделиться:

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Николаевский БазарЪ на twitter