Культурное и природное наследие украинского Причерноморья. Остров Змеиный. Часть III.
Совсем недавно, чтобы показать Румынии и мировому сообществу, что остров - неотъемлемая часть Украины, на Змеином развернули грандиозную стройку. В этот период активно продвигался и стал реализовываться проект ветро-дизельной электростанции с высоко поднятой над островом башней.
Ветрогенератор - угроза для мигрирующих птиц.
Вообще-то идея построить на Змеином ветряную электростанцию не нова. Ее выдвигали еще в конце 90-х годов. Однако против этого выступали многие экологи, поскольку остров Змеиный является местом отдыха для огромного количества перелетных птиц. И считалось, что единственно приемлемым вариантом может быть постройка ветростанции на специально выстроенном для нее искусственном сооружении в море. Она должна была разместиться на морских платформах и состоять из 5 ветряков, каждый из которых мог бы вырабатывать 110 кВт. Кроме этой идеи, были варианты прокладки кабеля с материка.
Однако специалисты, изучив этот вопрос, вынесли заключение о нецелесообразности прокладки такого кабеля. Но после этого появлялись и другие идеи. Например, глава правления ОАО «Одессаоблэнерго» А. Козлов еще в 2008 г. считал: «Куда лучше использовать комбинацию дизель-генератора и ветряной электростанции общей мощностью 6 МВт. Это позволит полностью решить проблему энергоснабжения острова».
Правда, зачем нужна такая огромная мощность, абсолютно непонятно, ведь острову при максимальной нагрузке нужно не более 100 кВт.
Причем затратить на ветряк нужно было немалые бюджетные средства: «...Думаю, если учесть все расходы, ее окончательная стоимость составила бы порядка 15 млн. грн. Согласно проекту, электричество должен был генерировать огромный ветряк с размахом лопастей 16 м, рассчитанный на силу ветра 13 м/с. Но такой мощный ветер бывает не всегда. Средняя скорость ветра в Украине составляет 4 м/с. То есть под вопросом оставался и КПД этого ветряка. Кроме этого, не стоит забывать и об экологической составляющей проекта. Остров Змеиный имеет огромное значение в сезонной миграции около 100 видов птиц, многие из которых занесены в Красную книгу. Поэтому наличие мощной ветровой энергоустановки на Змеином могло бы повлиять на перелеты птиц», — рассказывал в 2010 году директор департамента солнечной энергетики «Солар КВ» ПАО «Квазар» Александр Прокопенко.
Несколько позже было принято решение о другом варианте. В 2006 году была установлена фотоэлектрическая станция, которая, по расчетам специалистов, позволяет экономить до 2 млн. гривен в год. Специалисты ПАО «Квазар», занимавшегося разработкой проекта и установкой станции, утверждают, что за 25 лет, а именно столько составляет минимальный срок эксплуатации солнечных батарей, экономия составит порядка 50 млн. грн.
Заказчику, государственному управлению «Госгидрография», специалисты «Квазара» предложили, в свою очередь, проект строительства фотоэлектрической станции (ФЭС) общей стоимостью 570 тыс. грн.: «Мы сказали: дайте нам 10% от суммы, необходимой на установку ветряка, и мы предложим вам куда более выгодную альтернативу. Тогда мало кто верил, что за такие деньги можно обеспечить электроэнергией всю службу маяка. Но тендер «Квазар» выиграл. В итоге работы были выполнены за 3 недели усилиями всего 4 человек».
Действующая солнечная станция на о. Змеиный включает 60 фотоэлектрических модулей, разбитых на 3 секции по 20 модулей в каждой. Мощность каждого модуля — 100 КВт. Станция вырабатывает 50 КВт/ч энергии в сутки в весенне-летний период и 30 КВт/ч — в осенне-зимний период.
«В летнее время уже до 11-12 часов утра установка накапливает энергию, необходимую для целого дня работы. Ее хватает всему персоналу на обслуживание маяка, аппаратуры, персональных компьютеров, бытовых приборов (холодильников, электроплит, телевизоров, бойлера) и на нужды работающих на острове орнитологов. За 4 года работы ФЭС не было ни одной претензии к ее работе», — отмечает эксперт ПАО «Квазар». Работа ФЭС не требует дополнительного персонала по эксплуатации и обслуживанию. Второе преимущество ФЭС заключается в ее автономности.
Тем не менее, строительство ветроагрегата запустили. Строительство велось за счет госбюджета. Предполагалось, что новая электростанция сможет производить 1,7 мегаватт в час. Генератор тогда был заказан компании «Конкорд-Энергия». Перед тем, как разместить ветрогенератор на Змеином, планировалось его опробовать в порту. И если установка себя оправдает, то ее перенесут на остров. Но испытания в порту никакого не было. Однако об опасности ветроагрегата для птиц нигде не говорилось, и публично этот вопрос ни с кем не обсуждался.
Более того, управление экологии в Одесской области не принимало участия в обсуждении и экспертизе этого проекта, несмотря на то, что объект строится непосредственно в границах государственного заказника и в одной из самых насыщенных, по скоплению птиц во время миграций, точек острова. И как считают орнитологи, наблюдавшие многие годы за птицами острова, ослабленные птицы во время перелетов, особенно в весенний период, подлетают именно с этой стороны и будут постоянно подвергаться опасности из-за мощных лопастей. А о том, что птицы предпочитают эту зону острова, свидетельствуют многочисленные наблюдения орнитологов.
При установке такого опасного для птиц ветроагрегата и не менее опасного с гигиенической точки зрения объекта для проживающих здесь людей нужно было предусмотреть в проекте оценку воздействия на окружающую среду, а также общественные обсуждения проекта строительства. Но такими документами управление экологии в Одесской области не располагает. При этом следует однозначно отметить, что никакие современные нормативы и фактические данные по мониторингу за птицами на острове объективно не позволили бы допустить строительства такого опасного объекта, поскольку он будет служить главным антропогенным фактором, препятствующим нормальному отдыху, посадке птиц на остров и их выживанию.
При этом следует учесть такой важный факт, что наиболее интенсивный пролет мигрирующих птиц отмечается орнитологами на о. Змеиный в темное время суток (наблюдения М. Яковлева, Д. Радькова, А. Гайдаша). При этом довольно часто птицы, мигрирующие через остров, сталкиваются с уже имеющимися на острове препятствиями и разбиваются. По наблюдениям указанных орнитологов, нередки случаи столкновения летящих ночью птиц (перепел и др.) с башней маяка, что, как правило, приводит к их гибели. Соответственно, при наличии башни ветряка, с огромными лопастями и имеющей большую, чем маяк высоту, столкновения птиц с ней неизбежны. Это будет происходить даже при отключенном ветрогенераторе, особенно в ночное время и при сильных ветрах. Следует также иметь в виду тот факт, что ветряк располагается в наименее людной части острова, где обессилевшие после дальних перелетов птицы ищут покоя и укрытия. Потому ветроагрегат будет главным фактором беспокойства птиц и наиболее вероятной причиной их гибели.
А ведь уникальное место — остров Змеиный, с прилегающей к нему акваторией, могло бы превратиться в прекрасный объект природно-заповедного фонда по сохранению островной и морской природы, а также развитию рекреации. Здесь целесообразно создавать комплексный природный резерват национального уровня, а в последующем и международного. И именно поэтому решать вопросы энергообеспечения таких островных зон необходимо с учетом мирового опыта, с соблюдением норм национального и международного природоохранного законодательства. В этой связи хотелось бы сообщить, что на севере Германии есть аналогичный Змеиному - остров Гельголанд. Там также скапливается огромное количество птиц при перелетах, там также обитают люди, причем их намного больше, чем на Змеином. Там тоже нужна энергия. Но немцы не строили там ветряк, поскольку подписывали, как и Украина, ряд международных конвенций по охране птиц, в том числе Боннскую конвенцию по мигрирующим птицам и Афро-Евразийское соглашение по охране перелетных птиц, и, естественно, как настоящие европейцы, неуклонно их соблюдают. К тому же, и зонирование острова в отличие от Змеиного, там намного логичное, а не хаотичное: самую высокую и большую часть острова отдали природе, а сами компактно заняли часть, что пониже.
Автор статьи: Иван Русев, доктор биологических наук. г. Одесса. Фото автора.