От прошлого через настоящее к будущему...

История замощения улиц Николаева (XIX - I пол. XX ст.)

"Мир в миниатюре: Николаев железнодорожный"

В Николаевском областном краеведческом музее представлен интерактивный макет города с действующей железной дорогой (в масштабе 1:87). Кроме макета, на выставке представлены уникальные материалы и предметы, которые рассказывают об истории железной дороги Николаева и области.
Выставка будет работать с 27 июля по 1 ноября. Стоимость: для детей и студентов - 10 грн., для взрослых - 15 грн.
О том, как создавался этот макет, читайте на нашем сайте.

Разные аспекты истории благоустройства Николаева XIX - I пол. XX ст. освещались во многих работах историков-краеведов. Вопросы истории замощения городских улиц затрагивались в работах известных авторов Ю. С. Крючкова, Н. А. Кухар-Онышко и требуют более детального и полного исследования.

Город Николаев. Картина неизвестного художника. Хранится в краеведческом музее Николаева.К 70-м годам XIX в. Николаев оставался практически немощеным городом. В осеннюю слякоть улицы, особенно Слободские и Военные, становились непроходимыми. Только административная часть города кое-где была вымощена еще в период правления адмирала А. С. Грейга. Согласно проекта архитектора Ф. И. Вунша в 1819 г. были выложены булыжником улица Адмиральская и Ингульский спуск. Но в 1824 г., когда было намечено продолжение работ, население воспротивилось этому, поскольку оплата работы была возложена на город. А. С. Грейг привлек также средства морского ведомства, но ему с трудом удалось добиться замощения еще только одной улицы - Соборной.

Только на двух парадных улицах - Соборной и Адмиральской - были сделаны тротуары, и они были обсажены с двух сторон тополями и акациями.

Во «Всеусерднейшем приношении от сословия жителей портового города Николаева» от 06.12.1821 г. А. С. Грейгу под пунктом третьим в перечислении заслуг адмирала перед городом значилось: «Устроение тротуаров с аллеями для исправления улиц, служащие украшением города и облегчением пешеходам». Но в целом же город еще долго оставался провинциальным, низким, распластанным по холмам, пыльным и однообразным.

Ф. В. Каразин, который служил в Николаеве (1832-1853 гг.) в штабе Черноморского флота в качестве чиновника особых поручений и заведующего походной канцелярией при адмирале М. П. Лазареве, 28.07.1849 г. обратился к своему начальнику с просьбой поручить ему сбор денег за использование воды Спасского бассейна, на которые он сможет устроить хорошую дорогу.

Карта замощения дорог в НиколаевеИз акта осмотра построенной дороги от 28.04.1852 г. мы узнаем, что шоссе устроено в 5 сажень. Имеет два поворота: к Спасскому урочищу и бассейну; «наружный вид опрятен, поверхность везде ровная, в основании положен бутовый камень, кладеный на растворе, составленном из гравия, толченого кокса и щебня на том же растворе. По обеим сторонам шоссе сделаны бордюры, сложенные из крупного бутового спасского камня, покрытого плитами инкерманского камня. По обеим сторонам врыты в землю каменные тумбы через каждые 8 аршин для того, чтобы уберечь тротуары от наездов экипажей... Для освещения дороги поставлены 8 фонарей».

Все выше перечисленное заставило комиссию сделать вывод, что устройство шоссе обещает большую прочность. Но вскоре, по приказу занявшего пост военного губернатора М. Б. Берха, дело окончания сооружения дороги было передано думе.

Недостроенную дорогу заносило песком, и она постепенно разрушалась. Город потерял шанс устройства дорог прочно и очень недорого.

С момента открытия в Николаеве коммерческого порта в 1862 г. вновь поднимается вопрос о замощении городских улиц. Этот вопрос всей тяжестью лег на избранную по новому городскому положению думу. Все избранные постоянно сознавали, что необходимо во что бы то ни стало вымостить, если не весь город, то хотя бы торговую часть в районе соединения ее с портом.

Хлебная торговля настоятельнее самих жителей требовала мостовых. Г. Н. Ге писал: «Портовый город - громадная гостиница, в которой все суетятся, дорожа каждым часом своего времени. А немощеный портовый город есть гостиница в недостроенном здании, в котором нет еще даже полов и кругом - ямы, мусор и прочее».

Улица Соборная в Николаеве. Начало 20-го века.Благодаря ходатайствам адмирала Н. А. Аркаса перед императором Александром II и великим князем Константином Николаевичем, 20.08.1877 г. состоялось высочайше утвержденное мнение Государственного совета, в силу которого было отпущено из казначейства на счет министерства путей сообщения для устройства в Николаеве мостовых 65 тыс. рублей (на два года). На эту сумму были вымощены Соборная улица и пересекающие ее линии, начиная от Спасска – Католическая, часть Глазенаповской и Рыбной улиц. В 1879 г. закончилось замощение Спасского спуска. Работы производились хозяйственным способом.

Отпускная торговля Николаева к этому времени достигла высочайшего развития (ежегодно вывозилось до 4 млн. четвертей зерна), но неустройство порта и отсутствие в городе мостовых приводило к увеличению накладных расходов до баснословных размеров, которые всецело ложились на производителя. Между тем, если бы весь груз, проходивший через коммерческий порт, равномерно обложить небольшим попудным налогом, эти убытки можно было бы свести к минимуму и упорядочить устройство порта и всего города.

Инициатива военного губернатора Н.А. Аркаса и городского головы М. П. Паризо увенчалась успехом. 18.12.1879 г. состоялось высочайше утвержденное мнение Государственного совета, разрешившее г. Николаеву взымание попудного полукопеечного сбора с вывозимых заграницу товаров, кроме леса. Приходящие в порт суда по постановлению городской думы обязаны были в качестве балласта брать гранитную брусчатку, идущую на замощение.

Фотография В.Рюмина. Улица Никольская.В 1881 г. инженером К. Гренбергом был составлен проект замощения улиц и устройства водостоков. За эту работу ему было уплачено 10 тыс. рублей. Спустя четыре года в этот проект были внесены дополнения и изменения заведующим строительным отделом, членом городской управы П. А. Михайловым, утвержденные городским архитектором Е. А. Штукенбергом.

Первоначально дело мощения улиц гранитом, ломка которого производилась только в одном месте – в Александровке близ Вознесенска – оказалось очень затратным: высокая стоимость Александровского гранита с доставкой по реке Южный Буг до Николаева была очень завышена в силу монопольного положения бывшего распорядителя этими карьерами. Как только появилось другое место ломки гранита – на Высуни, у железной дороги – цена резко упала.

Руководил работами мостовой комитет городской думы, избранный в 1885 году. Комитет определил хозяйственно-подрядный способ мощения: поставщики доставляли материал, рабочие руки и подводы.

Стараясь мостить широкие улицы экономно, городское управление выделяет посредине каждой улицы двумя линиями гранитных плит, поставленных на ребро, полосу в 13 аршин (на поперечных улицах – 12, а на Соборной – 18) и замащивает эти полосы, вменяя в обязанность жителям на всем остальном пространстве устраивать бульвары.

Фотография В.Рюмина. Улица СевастопольскаяК празднованию 100-летия города в 1890 г. были замощены портовая территория, припортовая местность, занятая хлебными магазинами, и большая половина центра города, которая соединялась мощными линиями с окраинами во все стороны - с портом и кладбищем, с Адмиралтейством, Ингульским мостом и Военной пристанью в Спасске. Однако, центральная часть, где располагались Дворец для приезда царственных особ, бульвар, Адмиралтейский собор. Городской дом, центральная площадь, контора над портом, гимназии и другие важнейшие городские сооружения, оставалась немощеной. Поездка городского головы Ф. Е. Кроуна в столицу и участие его на заседании комиссии Государственного совета, на которой рассматривались «николаевские вопросы», решило дело с положительным для города результатом.

За девять лет, в течение которых производилось замощение городских улиц (с 1882 по 1892, исключая 1887 и 1888 годы), из нового гранита с бордюрами и без них было вымощено 93.904 кв. саж из гранита, снятого со старых мостовых, и из отбросов нового - 5.23 кв. саж, из мелкого щебня и местного камня - 16.678 кв. саж.

В этот период производилось мощение и перемощение улиц в центральной части города, в Спасске, на Спассо-Вокзальном шоссе, Глазенаповской (от Херсонской до железнодорожного вокзала), Пограничной, Малой Морской и Садовой, 3-й Слободской от порта по Рыбной - до базара и кладбища, 1-й Военной и др.

В конце 90-х годов XIX ст., в связи со строительством четырех линий конно-железной дороги, расширены и вымощены заново улицы, по которым были пущены маршруты общественного транспорта. В день испытания 1-ой линии конки члены приемной комиссии назвали Одесскую улицу «Невским проспектом» - так она преобразилась.

Отчет Гипрограда 1930 года о замощении улиц в НиколаевеВ первое десятилетие XX ст. работы по замощению улиц Николаева продолжались. Территориально эта работа сместилась на городские окраины. В докладах городской управы все чаще стали встречаться такие топонимы как Военный рынок, 9-я Поперечная, 3-я Кладбищенская улицы, и даже хутор Водопой. Безусловно, речь идет не о сплошном замощении окраин, а лишь частичном, связанным с решением других задач по благоустройству города, например, прокладкой водопровода.

Первая мировая война и последовавшие за ней социальные потрясения, приостановили работы по замощению города на долгое время, вплоть до начала 30-х годов XX ст.

К концу 1930 г. в Николаеве насчитывалось 124 улицы с общей протяженностью около 152 км. В это число входили также новые улицы в районе Спасско-Вокзального шоссе (например, Водопроводная), Сухого фонтана и Шлагбаума. 100% замощены 44 улицы, не замощены - 56 (45,6% от общего числа). Среди них можно назвать такие улицы - Курьерская, Курьерский переулок, Инвалидная, Поперечные, Спортивная, 8 Марта, Радостная и почти вся Дальняя Слободка.

Задача замощения окраины решалась городскими властями уже в последующей исторической эпохе.

Автор статьи: Е.В. Пономарева, заведующая экспозиционным отделом НОКМ.

(6-ті Миколаївські міські екологічні читання "Збережемо для нащадків")

Николаевский БазарЪ на twitter