От прошлого через настоящее к будущему...

Как николаевские дороги становились европейскими...

"Мир в миниатюре: Николаев железнодорожный"

В Николаевском областном краеведческом музее представлен интерактивный макет города с действующей железной дорогой (в масштабе 1:87). Кроме макета, на выставке представлены уникальные материалы и предметы, которые рассказывают об истории железной дороги Николаева и области.
Выставка будет работать с 27 июля по 1 ноября. Стоимость: для детей и студентов - 10 грн., для взрослых - 15 грн.
О том, как создавался этот макет, читайте на нашем сайте.

Во второй половине XIX столетия николаевская Городская Дума и канцелярия военного губернатора постоянно бомбардировались жалобами торговцев, которые не могли доставлять груз на базарные площади Николаева из-за состояния городских дорог.

Им вторили родители учеников и студентов, которые по той же причине не могли в дождливую погоду добираться до учебных заведений, а «сапоги всего одни». Не отставали от них и те, кто хотел посещать кладбища, больницы, театры, скверы и бульвар… Ситуация накалялась и её начали решать.

В Государственном архиве Николаевской области хранится переписка за 1875-1883 гг. николаевских  военных губернаторов  Николая Андреевича Аркаса, Михаила Павловича Манганари и  Алексея Алексеевича Пещурова с Собственной Его Императорского Величества канцелярией и Министерством внутренних дел. В ней указаны списки первоочередных замощений улиц Николаева, подкрепленные схемой основных путей следования товаров и пассажиров и пояснениями к ним. Переписка продолжалась лет восемь и завершилась благополучно: все заявленные улицы постепенно стали замащиваться.

До сих пор эта старая брусчатка иногда робко выглядывает из-под треснувшего асфальта, напоминая нам о степени заботы о горожанах и о рациональном вложении средств.

Словарик-переводчик старых наименований топонимов:
ул. Католическая – ул. Адмирала Макарова;
ул. Херсонская – пр. Центральный (пр. Ленина);

ул. Соборная – ул. Соборная (ул. Советская);
Привозная площадь – территория по Соборной улице от Центрального проспекта до улицы Дунаева;
Елисаветградский и Александрийский уезды – Кропивницкое (Кировоградское) направление;

Сенная площадь – стадион «Юность» (ул. Московская);
ул. Мещанская – ул. Гражданская;
ул. Пограничная – ул. Пограничная (ул. Чигрина);
Коммерческая пристань – территория морского торгового порта;

ул. Одесская – ул. Потёмкинская от ул. Садовой до Народного парка;

Военный рынок – Народный парк (парк Петровского);

ул. Молдаванская – ул. Декабристов;
казармы Коренева – территория ЧСЗ.

Карта в бОльшем разрешении находится в нашей фотогалерее.

Список первоочередных замощений

1. От Варваровского моста по Спасскому спуску и улице Католической до Наваринской улице. И по Наваринской до Херсонской и по Херсонской до Привозной площади.

Пояснение: потому, что едут подводы с товарами из Одесского уезда через Варваровский мост и часть товаров прибывает речным путем и выгружается на Спасской пристани.

 

2. От пересечения Католической и Наваринской по Католической до Соборной улицы.

Пояснение: потому, что часть товаров на подводах едет по Католической (для разгрузки Наваринской).

 

3. От Ингульского моста по Соборной до Привозной площади.

Пояснение: осуществляется подвоз товаров с Елисаветградского и Александрийского уездов.

 

4. От Привозной площади по Соборной до Сенной площади.

Пояснение: для размещения не поместившихся на Привозной площади грузов.

 

5. По Херсонской от бывшей городской стены до Привозной площади.

Пояснение: для подвоза товара из Херсонского уезда.

 

6. Линии соединяющие Херсонскую улицу и Привозную площадь по Мещанской до Пограничной и по Пограничной до Соборной.

 

7. Улица Садовая. От Коммерческой пристани до Адмиральской улицы.

Пояснение: для снабжения Адмиралтейства различными грузами, прибывающими в порт.

 

8. Одесская улица. До Военного рынка.

Пояснение: для снабжения Военного рынка товарами и грузами.

 

9. Улица Молдаванская. От железнодорожного вокзала до Привозной площади и далее до Адмиральской улице.

Пояснение: для следования высочайших особ, прибывающих на железнодорожный вокзал.

 

10. От пересечения улицы Мельничной  с Малой Морской и далее по Мельничной  (параллельно рельсовым путям) до товарной станции железной дороги.

 

11. От казарм Коренева до встречи с линией идущих параллельно рельсовых пути.

 

12. Улица Адмиральская до здания вновь строящего морского госпиталя.

Пояснение: путь, соединяющий большую часть учебных заведений, присутственных мест, Адмиралтейства, казармы морские и сухопутные с госпиталем.

 

13. От Адмиральской по Артиллерийской до Никольской. По Никольской до Католической.

Пояснение: для того, чтобы соединить Спасский рейд с Царским дворцом, для прибытия высочайших особ.

 

14. Улица Большая Морская. От Никольской до Садовой улицы.

Пояснение: путь, соединяющий учебные и торговые заведения.

 

15. Базарная площадь (она же Привозная).

Всего предполагается замостить 102870 кв. саженей.

 


Примечание: план города, на котором нарисована схема замощения, - это съемка Черноморской Гидрографической Экспедиции 1880 года (с исправлениями 1882 г.). Этот план уникален. Он содержит «новые» наименования улиц, присвоенные им постановлениями  Городской Думы  сентября-октября 1882 г., но не утвержденные «высшей властью».

Автор заметки: Игорь Гаврилов.

Этот день в истории Николаева:

Даты до 1917 года указаны по старому стилю

1804:

Адмиралом Де Траверзе издан указ о достройке каменной церкви в Богоявленске во имя Святого Богоявления Господня

1937:

Вышел первый номер газеты Николаевского обкома КП(б)У "Більшовицький шлях"

Николаевский БазарЪ на twitter