Как николаевские дороги становились европейскими...
Во второй половине XIX столетия николаевская Городская Дума и
канцелярия военного губернатора постоянно бомбардировались жалобами торговцев,
которые не могли доставлять груз на базарные площади Николаева из-за состояния
городских дорог.
Им вторили родители учеников и студентов, которые по той же причине не могли в дождливую погоду добираться до учебных заведений, а «сапоги всего одни». Не отставали от них и те, кто хотел посещать кладбища, больницы, театры, скверы и бульвар… Ситуация накалялась и её начали решать.
В Государственном архиве Николаевской области хранится переписка за 1875-1883 гг. николаевских военных губернаторов Николая Андреевича Аркаса, Михаила Павловича Манганари и Алексея Алексеевича Пещурова с Собственной Его Императорского Величества канцелярией и Министерством внутренних дел. В ней указаны списки первоочередных замощений улиц Николаева, подкрепленные схемой основных путей следования товаров и пассажиров и пояснениями к ним. Переписка продолжалась лет восемь и завершилась благополучно: все заявленные улицы постепенно стали замащиваться.
До сих пор эта старая брусчатка иногда робко выглядывает из-под треснувшего асфальта, напоминая нам о степени заботы о горожанах и о рациональном вложении средств.
Словарик-переводчик
старых наименований топонимов:
ул. Католическая – ул.
Адмирала Макарова;
ул. Херсонская – пр.
Центральный (пр. Ленина);
ул. Соборная – ул.
Соборная (ул. Советская);
Привозная площадь –
территория по Соборной улице от Центрального проспекта до улицы Дунаева;
Елисаветградский и
Александрийский уезды – Кропивницкое (Кировоградское) направление;
Сенная площадь –
стадион «Юность» (ул. Московская);
ул. Мещанская – ул.
Гражданская;
ул. Пограничная – ул.
Пограничная (ул. Чигрина);
Коммерческая пристань
– территория морского торгового порта;
ул. Одесская – ул.
Потёмкинская от ул. Садовой до Народного парка;
Военный рынок –
Народный парк (парк Петровского);
ул. Молдаванская – ул.
Декабристов;
казармы Коренева –
территория ЧСЗ.
Карта в бОльшем разрешении находится в нашей фотогалерее.
Список первоочередных замощений
1. От Варваровского моста по Спасскому спуску и улице Католической до Наваринской улице. И по Наваринской до Херсонской и по Херсонской до Привозной площади.
Пояснение: потому, что едут подводы с товарами из Одесского уезда через Варваровский мост и часть товаров прибывает речным путем и выгружается на Спасской пристани.
2. От пересечения Католической и Наваринской по Католической до Соборной улицы.
Пояснение: потому, что часть товаров на подводах едет по Католической (для разгрузки Наваринской).
3. От Ингульского моста по Соборной до Привозной площади.
Пояснение: осуществляется подвоз товаров с Елисаветградского и Александрийского уездов.
4. От Привозной площади по Соборной до Сенной площади.
Пояснение: для размещения не поместившихся на Привозной площади грузов.
5. По Херсонской от бывшей городской стены до Привозной площади.
Пояснение: для подвоза товара из Херсонского уезда.
6. Линии соединяющие Херсонскую улицу и Привозную площадь по Мещанской до Пограничной и по Пограничной до Соборной.
7. Улица Садовая. От Коммерческой пристани до Адмиральской улицы.
Пояснение: для снабжения Адмиралтейства различными грузами, прибывающими в порт.
8. Одесская улица. До Военного рынка.
Пояснение: для снабжения Военного рынка товарами и грузами.
9. Улица Молдаванская. От железнодорожного вокзала до Привозной площади и далее до Адмиральской улице.
Пояснение: для следования высочайших особ, прибывающих на железнодорожный вокзал.
10. От пересечения улицы Мельничной с Малой Морской и далее по Мельничной (параллельно рельсовым путям) до товарной станции железной дороги.
11. От казарм Коренева до встречи с линией идущих параллельно рельсовых пути.
12. Улица Адмиральская до здания вновь строящего морского госпиталя.
Пояснение: путь, соединяющий большую часть учебных заведений, присутственных мест, Адмиралтейства, казармы морские и сухопутные с госпиталем.
13. От Адмиральской по Артиллерийской до Никольской. По Никольской до Католической.
Пояснение: для того, чтобы соединить Спасский рейд с Царским дворцом, для прибытия высочайших особ.
14. Улица Большая Морская. От Никольской до Садовой улицы.
Пояснение: путь, соединяющий учебные и торговые заведения.
15. Базарная площадь (она же Привозная).
Всего предполагается замостить 102870 кв. саженей.
Примечание: план города, на котором нарисована схема замощения, - это съемка Черноморской
Гидрографической Экспедиции 1880 года (с исправлениями 1882 г.). Этот план уникален. Он содержит «новые» наименования
улиц, присвоенные им постановлениями
Городской Думы сентября-октября 1882 г., но не утвержденные
«высшей властью».
Автор заметки: Игорь Гаврилов.