Из истории развития военной авиации в Николаеве
Принято считать, что авиация в Николаеве зародилась в 1929-м году, когда открылась гражданская школа морских летчиков. Называлась она почему-то имени "15-го международного юношеского дня", и основной ее задачей было "способствовать пополнению рядов Красного Воздушного Флота летчиками и мотористами".
Однако есть причины думать, что авиация появилась у нас гораздо раньше.
В октябре 1910-го года в рамках популяризации авиации в Николаеве впервые проходил демонстрационный полет аэроплана. Летчик Николай Дмитриевич Костин демонстрировал на Лагерном поле свой "Фарман", оснащенный мотором "Гном" мощностью 50 лошадиных сил.
Херсонские газеты писали: "В Николаеве идут форсированным темпом приготовления к полёту авиатора Николая Костина. Подрядчиком приступлено к воздвижению трибун для народа. Большое внимание авиатор встретил в местной военной среде. В помощь авиатору командировано несколько военных механиков и др. лиц".
После Николаева полеты должны были состояться в Херсоне. "Полёт в Херсон из Николаева авиатор решил совершить в присутствии представителей газет обоих городов: в Николаеве – в момент отлёта и в Херсоне – в момент прилёта. Приблизительно 16–17 октября авиатор Н. Д. Костин совершит перелёт из Лагерной площади прямо в Херсон. Дистанция в 60 с лишком вёрст".
Полет несколько раз переносился по причине нелетной погоды, но, в конце концов, состоялся. Самолет поднялся на высоту 800 метров и летал около пятнадцати минут, после чего плавно приземлился на землю. Зрители были в восторге. "Военный оркестр играет марш, - писала одна из николаевских газет. – Публика неудержимым потоком хлынула к месту спуска аппарата и сплошной стеной окружила отважного летуна".
Были также обещаны полеты с пассажирами, но из-за сильного ветра они не состоялись.
Полеты вызвали небывалый интерес. Достаточно сказать, что на Лагерном поле присутствовали николаевский градоначальник контр-адмирал А.И. Мязговский, полицмейстер Е.В. Подгорный и многие другие городские чиновники.
В 1912 г. военный летчик Дмитрий Георгиевич Андреади (1878-1914) совершил перелет по маршруту Севастополь - Одесса - Москва – Санкт-Петербург. Перелет продолжался несколько дней с остановками в Каховке, Херсоне и Николаеве и других городах. На маршруте Николаев - Одесса авиатору удалось подняться на высоту 1100 метров.
По неподтвержденным данным, в 1915-м году в Николаеве существовала школа авиационных мотористов, а в 1917-м году – авиапарк, принадлежащий Одесскому авиаотряду. Скорее всего, это было ремонтное предприятие, типа современных ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть). В Одессе при 3-м армейском корпусе сформировался авиаотряд в составе двух отрядов и авиапарка в Николаеве.
Авиаотряд насчитывал 60 самолетов: 10 разведывательных, 10 бомбардировщиков, 10 истребителей и 30 тренировочных, и 96 человек авиаторов. Командовал отрядом подполковник Г. Голубев. Командный состав Николаевского авиапарка: есаул – штабс-капитан П. Сапожкин, куренные – подполковник В.Д. Добровольский и поручик С. Юденич.
Косвенно эта информация подтверждается из другого источника: "В состав ВВС Украины вошли два воздухоплавательных парка, которые размещались в Киеве и Николаеве. Украинцы, имея в достаточном количестве закаленные в боях кадры, испытывали большой недостаток в воздухоплавательном имуществе". (Михаил Павлушенко, Андрей Примак. "Воздухоплавание Украинской Народной Республики в годы Гражданской войны").
В октябре 1920 г. были утверждены и введены в действие ряд документов, регламентирующих деятельность морской авиации: "Положение о морской авиации РСФСР в военное время", "Положение о начальнике Воздушного флота моря и состоящем при нем штабе", "Положение о гидродивизионе". Ко времени окончания гражданской войны штатная численность строевых частей морской авиации определялась в 2430 человек и 90 самолетов...
...В течение трех лет гражданской войны в Ораниенбауме, Петергофе, Гребном порту на Гутуевском острове под Петроградом, в Нижнем Новгороде, Самаре, Николаеве и Одессе были созданы морские аэродромы, открыто около 20 фотографических станций.
В мае 1920-го года в Николаев прибыл гидроотряд Днепровской флотилии, расформированной по окончанию гражданской войны (командир В.Н. Филиппов). Вначале в его составе был один самолет М-9. Вслед за ним прибыл также Аральский (Туркестан) гидроотряд в составе 4-х самолетов М-9. Командир отряда – В.Б. Глаголев. Вскоре николаевский отряд гидросамолетов пополнился еще тремя самолетами М-20 и двумя М-9. Вся авиационная техника использовалась для ведения воздушной разведки в районе Тендровского залива.
Вот один из боевых эпизодов, рассказанный морским летчиком Е. М. Кошелевым: "Я, находясь в Очакове, получил задание от комиссара укреп-района товарища И. Д. Сладкова сделать разведку по направлению к городу Скадовску.
С вечера мы с механиком Пожогиным приготовили самолет, взяли пулемет Кольта и четыре пуда бомб. Чуть свет, до восхода солнца вылетели. Погода для полета была скверная: моросил дождь, облачно. В 30 милях от "Очакова" стояли в море два миноносца, крейсер "Кагул" и "болиндеръ" (вооруженная баржа с двигателем Болиндера). "Болиндер" был вооружен шестидюймовыми орудиями и всегда обстреливал нашу очаковскую крепость. Вследствие своей малой осадки "болиндер" свободно подходил к берегу и наносил нам большой вред. Чтобы противник нас не заметил, мы решили обойти суда стороной, оставив их на вест.
Через два часа мы уже были в тылу у белых и взяли курс на Скадовск. В пути мы заметили дредноут "Воля", который шел в Одессу. На дредноуте было много зенитных орудий, а подняться выше тысячи метров мы не могли из-за облаков. Поэтому мы решили повернуть обратно к маяку, у которого стояли белогвардейские суда.
При появлении нашего самолета неприятель нас не обстреливал, думая, что это свои. Они ожидали в этот день из Севастополя самолет типа лодки М-9. Мы стали снижаться над "болиндером", который стоял недалеко от миноносцев и крейсера, и со спокойной совестью опустили на "болиндер" двухпудовую бомбу. Бомба вывела из строя нашего опасного врага, а с судов в это же время поднялась стрельба по самолету. Только тут они догадались, что самолет был красный.
Мы, в свою очередь, выбросили на них остаток бомб и под обстрелом улетели обратно в Очаков. Больше "болиндер" не подходил к Очакову".
В конце июля 1920-го года в Николаев на место постоянной дислокации прибыл еще один авиационный отряд – дивизион Волжско-Каспийской воздушной бригады (командир С.М. Кочедыков).
После окончания Гражданской войны, весной 1921 г. вся авиация на Чёрном море была реорганизована. На основе 3-го и 4-го гидроавиадивизионов, были сформированы 3-й и 4-й отдельные морские разведывательные отряды (ОМРАО) в Одессе и Севастополе.
В 1926 г. к двум имеющимся разведотрядам добавился ещё один — 5-й ОМРАО в Николаеве, и в этом же году все они были переименованы, соответственно, в 53-й, 64-й и 55-й ОМРАО.
В архиве Военно-Морского Флота (РГАВМФ) хранится 17 единиц документов, касающихся 55-го отдельного авиационного отряда морских сил Черного моря. Еще одно название отряда - 55-й отряд ближней разведки из состава ВВС Черноморского флота. Отряд дислоцировался в Николаеве в 20-х годах прошлого века и был первым подразделением морской авиации, получившим в 1927 году самолет МР-1 (Морской самолёт разведчик конструкции Н. Н. Поликарпова.). В документах содержатся данные о полетах, а также протоколы общих собраний.
За год до этого, в 1926-м году, 5-й отдельный морской отряд был реорганизован в три эскадрильи – 53, 64 и 55 ОАЭ. 53 и 64 ОАЭ базировались в Севастополе, а 55-я в Николаеве. Основными аэропланами стали "летающие лодки" С-62 и С-62бис имевшие скорость максимальную 225 км/час, время полета до 4 часов и высоту полета – 4.6 км.
Как видим, школа морских летчиков возникла не на пустом месте, у нее есть своя предыстория. Итак, 20 мая 1929-го года школа приступила к практическому обучению курсантов, а в ноябре уже состоялся выпуск курсантов 1-го набора. Было их всего шесть человек. Обучение проводилось на двух типах самолетов – "Савойя" и МУ-1 ("Авро").
Морской учебный самолет МУ-1 был создан на базе поплавкового английского самолета У-1 (Авро-504L) английским конструктором А.В. Роу.
Первый полет совершил в 1924 году. МУ-1 представлял собой двухместный двухстоечный биплан с удлиненным фюзеляжем и довольно маленьким рулем направления. Максимальная скорость МУ-1 составляла 190 км/ч, максимальная высота полета – 3600 метров. Обшивка – фанера толщиной 5 мм. Николаевская школа морских летчиков располагала тремя самолетами Му-1.
Самолет "Савойя"-16-бис – трехместная летающая лодка-разведчик с двигателем в 300 лошадиных сил. Корпус деревянный, обшит фанерой толщиной 4 мм. Скорость -120 км/час, дальность полета – 550 километров. Партия самолетов закуплена в 1923-м году, в середине 20-х годов на нем были установлены более мощные двигатели. На вооружении школы состоял один самолет "Савойя" С-16 бис.
Выпуск курсантов происходил раз в полгода, после чего они направлялись в военную школу морских летчиков в Севастополе.
Первый набор "обкатывал" летчик - инструктор Петр Николаевич Кондырев (1907-1946), а в июне 1930-го года помощником начальника школы и старшим летчиком – инструктором назначен Сигизмунд Александрович Леваневский. Через год Сигизмунд Александрович был назначен начальником школы. Пробыл он на этой должности недолго, и уже в октябре 1932-го года был направлен в Объединенную Полтавскую авиашколу.
В 1933-м году самолетный парк пополнился новыми самолетами – Ш-2, построенными в Таганроге. В 30-е годы 20-го века в Советском Союзе резко возрос интерес к Арктике. Причины были чисто экономическими, но одним из побочных эффектов такого интереса стало бурное развитие авиации и ледокольного судостроения. Требовались новые кадры полярных летчиков в значительном количестве. В это же время было совершено несколько громких полетов в Арктику летчиками Ляпидевским, Леваневским, Слепневым, Водопьяновым, Дорониным, Молоковым и Каманиным. Слава о спасителях экипажа парохода "Челюскин" гремела на весь Советский Союз. Все они стали первыми Героями Советского Союза – только что утвержденной высшей государственной награды страны. Советские летчики осваивали небо над Арктикой почти до самого начала Великой Отечественной войны.
В 1934-м году Николаевская школа морских летчиком была передана из Осавиахима в Главсевморпуть и стала готовить летчиков полярной авиации.
В этом же году в Николаеве открылся г. Произошло это событие 18 августа в День авиации. Клуб размещался в здании на пересечении улиц Советской и Мархлевского. Впоследствии на этом месте был построен кинотеатр им. Ильича.
Аэроклубы должны были обеспечить прилив свежих сил в авиацию, стать пунктами массовой оборонной и авиационной работы.
"Меня радует, - писал рабочий завода им. А. Марти комсомолец В. Матаков, - что я стану одним из 150 тысяч летчиков, которых готовит Страна Советов". Впоследствии Василий Николаевич Матаков стал Героем Советского Союза (4 марта 1942 года).
Кстати, в 80-х годах прошлого века на заводе "Океан" 70 юношей и девушек обучались в кружке юных авиаторов. Руководил им бывший военный штурман офицер запаса К.Е. Мурзаков.
В этот же день (18 августа 1934 года) была открыта парашютная вышка. С парашютом николаевцы познакомились на несколько лет раньше, чем с авиацией.
В своей книге "Избранницы неба" уроженец Витебска генерал-лейтенант Иван Лисов приводит статью из дореволюционной газеты "Русская жизнь" от 23 сентября 1894 года: "Город Николаев на сих днях, по словам "Одесского листка", с восторгом смотрел, как с высоты 1000 фут. кубарем летела девица Марья Николини. Молодая девица Марья за свои 19 лет летала уже в 15-й раз на парашюте. Так молода, и еще не расшиблась.
Это "публичное покушение на самоубийство" происходило в пользу Николаевского благотворительного общества. Сбор "покушение на самоубийство" дал 550 рублей. Из них половину Николаевское благотворительное общество взяло себе; половину остальной половины взял антрепренер Марьи; половина остального пошла на наполнение шара, — и девица Марья, рисковавшая своей шеей, получила за это, наверное, рублей десять".
Парашют опустил Марию на левом берегу реки Ингул, во дворе адмиралтейства, невдалеке от строящегося броненосца. Пустая оболочка шара упала здесь же, в нескольких шагах от воздухоплавательницы. Николини возвратилась на бульвар и, конечно, была награждена громкими аплодисментами публики.
Марья Николини – псевдоним, который не удалось раскрыть до сих пор. С воздухоплавателями братьями Юзефом и Станиславом Древницкими она гастролировала в нашем городе еще раз – в 1895-м году.
Год 1935-й. К состоящим уже на штате самолетам прибавился еще один – МБР-2 - Морской Ближний Разведчик 2-й конструкции Г.М. Бериева. Забегая вперед, скажем, что еще одна летающая лодка Бериева – Бе-12 и до сих пор в строю. Причем, много лет Бе-12 базировались на аэродроме Водопой.
Выпускники 1935-го года распределялись уже на Север – в Обскую, Енисейскую и Ленскую авиагруппы. В этом же году принято решение о строительстве школы. Город выделил участок, а Главсевморпуть деньги на строительство учебной базы. Школа была построена в том виде, в каком мы привыкли ее видеть, когда в ней размещался 33-й Центр боевой подготовки авиации ВМФ. К сожалению, об этом тоже приходится говорить уже в прошедшем времени – территория современного Учебного центра ВВС Украины сокращена до границ учебных корпусов и административного здания.
Сигизмунд Леваневский еще дважды приезжал в Николаев, интересовался делами в школе морских летчиков, давал советы, обещал приехать еще. Но в 1937-м году произошло событие, сыгравшее роковую роль в судьбе этого выдающегося летчика. Года за два до этого Леваневский предпринял попытку перелететь в Америку через Северный Полюс. По техническим причинам перелет закончился неудачей.
А вот Чкалов, Беляков и Байдуков в 1937-м году сумели перелететь через полюс по маршруту Леваневского и приземлиться в Ванкувере. Это был болезненный удар по его самолюбию, нужно было во что бы ни стало перелететь в Америку. Подготовка к полету проходила в спешке, времени было мало, поэтому многие важные моменты оказались невыполненными. Что произошло в полете неизвестно, но в последней радиограмме летчик сообщал, что вынужден произвести посадку на ледяное поле. Больше никаких известий не поступило, судьба Леваневского осталась невыясненной по сей день.
К 1936-у году николаевская школа располагала тремя стационарными аэродромами – в Большой Коренихе, на Водопое и в Сливино. Был еще гидроаэродром на территории школы. Курсанты учатся летать на самолетах У-2, Ш-2, Р-5 и МБР-2. в этот период школу посещают знаменитые полярники Отто Юльевич Шмидт и Иван Дмитриевич Папанин.
На пике всесоюзной паранойи, в 1937-м году, залихорадило и школу. Она переживала не лучшие времена: упали дисциплина и успеваемость, резко ухудшилось качество подготовки летчиков. Ничего не могу сказать о репрессиях или арестах, но оргвыводы в отношении руководства школы последовали. Сергей Петрович Ванюшин уехал командовать Енисейской авиагруппой Управления полярной авиации, а на его место назначен прославленный полярный летчик Евгений Михайлович Конкин. В 1934-м году он был вторым летчиком в экипаже Анатолия Ляпидевского во время эпопеи по спасению экипажа парохода "Челюскин". Героем Советского Союза Конкин не стал, но правительственной награды удостоен был.
Евгений Михайлович пробыл начальником школы чуть больше двух месяцев, и летом 1937-го года был переведен на другую работу.
Этот год (1938-й) был последним для школы морских летчиков. Она перестала существовать, а на ее базе сформировалось новое учебное заведение – военно-морское авиационное училище.
Но незадолго до этого события, в августе 1938-го года выходит приказ №328 Начальника Главсевморпути: "Для увековечения памяти Героя Советского Союза летчика С.А. Леваневского, погибшего при катастрофе самолета Н-209 во время героического полета через Северный полюс в Северную Америку, и в соответствии с постановлением правительства СССР приказываю: присвоить имя С.А. Леваневского школе морских летчиков Главсевморпути в г.Николаеве. Начальник Главсевморпути при СНК СССР О.Ю. Шмидт".
Последний выпуск курсантов гражданской школы морских летчиков был в ноябре 1938-го года. Школу окончили 37 человек, 25 из них были распределены в авиаотряды полярной авиации, а остальные остались в военно-морском училище и были выпущены в 1939-м году в звании "лейтенант".
Автор статьи: Николай Пономаренко