От прошлого через настоящее к будущему...

С. Леваневский и школа полярных летчиков в Николаеве.

"Мир в миниатюре: Николаев железнодорожный"

В Николаевском областном краеведческом музее представлен интерактивный макет города с действующей железной дорогой (в масштабе 1:87). Кроме макета, на выставке представлены уникальные материалы и предметы, которые рассказывают об истории железной дороги Николаева и области.
Выставка будет работать с 27 июля 2017 по 1 февраля 2018 года. Стоимость: для детей и студентов - 10 грн., для взрослых - 15 грн.
О жизни городка Dreamcity, читайте в новом разделе нашей фотогалереи.

Сигизмунд ЛеваневскийНаходясь в командировке в одном из городов Украины, я обратил внимание, что живу в гостинице на улице Леваневского. Далее ассоциативная цепочка выстроилась следующим образом: Леваневский - училище имени Леваневского - полярная авиация – школа полярных летчиков Главсевморпути в Николаеве…

В 30-е годы 20-го века в Советском Союзе резко возрос интерес к Арктике. Причины были чисто экономическими, но одним из побочных эффектов такого интереса стало бурное развитие авиации и ледокольного судостроения. Требовались новые кадры полярных летчиков в значительном количестве. В это же время было совершено несколько громких полетов в Арктику летчиками Ляпидевским, Леваневским, Слепневым, Водопьяновым, Дорониным, Молоковым и Каманиным. Слава о спасителях экипажа парохода «Челюскин» гремела на весь Советский Союз. Все они стали первыми Героями Советского Союза – только что утвержденной высшей государственной награды страны. Советские летчики осваивали небо над Арктикой почти до самого начала Великой Отечественной войны.

В 1934-м году Николаевская школа морских летчиков была передана из Осавиахима в Главсевморпуть и стала готовить летчиков полярной авиации.

Выпускники 1935-го года распределялись на Север – в Обскую, Енисейскую и Ленскую авиагруппы. В этом же году принято решение о строительстве школы. Город выделил участок, а Главсевморпуть деньги на строительство учебной базы. Школа была построена в том виде, в каком мы привыкли ее видеть, когда в ней размещался 33-й Центр боевой подготовки авиации ВМФ. К сожалению, об этом тоже приходится говорить уже в прошедшем времени – территория современного Учебного центра ВВС Украины сокращена до границ учебных корпусов и административного здания.

Сигизмунд Леваневский одно время был директором школы, а после еще дважды приезжал в Николаев, интересовался делами в школе морских летчиков, давал советы, обещал приехать еще. Но в 1937-м году произошло событие, сыгравшее роковую роль в судьбе этого выдающегося летчика. Года за два до этого Леваневский предпринял попытку перелететь в Америку через Северный Полюс. По техническим причинам перелет закончился неудачей. А вот Чкалов, Беляков и Байдуков в 1937-м году сумели перелететь через полюс по маршруту Леваневского и приземлиться в Ванкувере. Это был болезненный удар по его самолюбию, нужно было во что бы ни стало перелететь в Америку. Подготовка к полету проходила в спешке, времени было мало, поэтому многие важные моменты оказались невыполненными. Что произошло в полете неизвестно, но в последней радиограмме летчик сообщал, что вынужден произвести посадку на ледяное поле. Больше никаких известий не поступило, судьба Леваневского осталась невыясненной по сей день. 

К 1936-у году николаевская школа располагала тремя стационарными аэродромами – в Великой Коренихе, на Водопое и в Сливино. Был еще гидроаэродром на территории школы. Курсанты учатся летать на самолетах У-2, Ш-2, Р-5 и МБР-2- Морской Ближний Разведчик Второй конструкции Г.М. Бериева. Забегая вперед, скажу, что еще одна летающая лодка Бериева – Бе-12 и до сих пор в строю. Причем, много лет Бе-12 базировались на аэродроме Водопой. 

В этот период школу посещают знаменитые полярники Отто Юльевич Шмидт и Иван Дмитриевич Папанин.

На пике всесоюзной паранойи, в 1937-м году, залихорадило и школу. Она переживала не лучшие времена: упали дисциплина и успеваемость, резко ухудшилось качество подготовки летчиков. Ничего не могу сказать о репрессиях или арестах, но оргвыводы в отношении руководства школы последовали. Сергей Петрович Ванюшин уехал командовать Енисейской авиагруппой Управления полярной авиации, а на его место назначен прославленный полярный летчик Евгений Михайлович Конкин. В 1934-м году он был вторым летчиком в экипаже Анатолия Ляпидевского во время эпопеи по спасению экипажа парохода «Челюскин». Героем Советского Союза Конкин не стал, но правительственной награды удостоен был. 

Евгений Михайлович пробыл начальником школы чуть больше двух месяцев, и летом 1937-го года был переведен на другую работу.

Год 1938-й был последним для школы морских летчиков. Она перестала существовать, а на ее базе сформировалось новое учебное заведение – военно-морское авиационное училище.

Леваневский Сигизмунд Александрович (1902-1937) – Герой Советского Союза №4 за участие в спасении в 1934-м году экипажа и пассажиров раздавленного льдами парохода «Челюскин». Собственно говоря, непосредственного участия в этом не принимал, а Героем Советского Союза стал за то, что доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга Леонтьева, который там сделал неотложную операцию заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Боброву. Совершил несколько сверхдальних перелетов в Арктике. 

В 1933-м году перевез на Аляску из Анадыря американского лётчика Джеймса Маттерна, который совершил аварийную посадку в районе Анадыря во время своей попытки кругосветного перелёта.

Пропал без вести во время перелета в Америку через Северный полюс.

 Ванюшин Сергей Петрович (на снимке – крайний справа). Родился в 1898-м году, дата смерти неизвестна. Сведений о нем мало, на одном из сайтов нашел вот что: «26.08.38 г. краевым прокурором Любашевским дана санкция на арест гр-на Ванюшина С.П., 1898 г.р., русского, члена ВКП(б), работающего в Енисейской авиагруппе ГУСМП. Ванюшин достаточно изобличается в том, что является активным участником а/с заговора. Следствие по признакам ст. 58—6, 8, 7, 11 ведет XI отдел УГБ УНКВД КК. Обвиняемый Ванюшин находится под стражей в Красноярской тюрьме». И еще короткая справка: «Ванюшин этапирован в УССР». В другом документе сказано: «к последнему месту службы». То есть, в Николаев.

И еще одно упоминание о Сергее Петровиче Ванюшине: "за годы её существования (Новосибирская школа лётчиков) — до 29.04.1946 года начальниками школы были: …полковник Ванюшин Сергей Петрович". Следовательно, был реабилитирован, и вернулся в Сибирь.

Конкин Евгений Михайлович – известный полярный летчик, был вторым пилотом в экипаже Анатолия Ляпидевского во время эпопеи по спасению экипажа парохода «Челюскин». Героем Советского Союза не стал, но орденом Трудового Красного Знамени отмечен. До назначения в Николаев долгое время работал на Чукотке. Пользовался всеобщим уважением и любовью, полярные летчики называли Евгения Михайловича Батей. Но, к сожалению, классный летчик - не всегда хороший администратор. Конкин пробыл начальником школы всего два месяца, после чего был освобожден от занимаемой должности и переведен на другое место работы.

Глухов Н.И. стал начальником школы полярных летчиков вместо Е.М. Конкина. Забегая вперед, скажу, что Конкин на Чукотке был начальником Глухова. В сборнике «Истоки подвигов. К 50-летию ВМАУ им. Леваневског» о нем сказано следующее: «Допущенные к исполнению обязанностей начальник школы Глухов Н.И.и начальник штаба Волков В.П. совместно с политотделом приложили много труда и энергии, чтобы разбить обстановку нервозности и подозрительности <…> Проведенная работа дала положительные результаты»

Все, что удалось найти о Глухове в книге Е.В. Алтунина «Крылья Севера»: Советское правительство оказало помощь ГУСМП (Главное управление Северного Морского Пути – Н.П.), направив на Чукотку две группы летчиков. Одна группа была направлена на север Чукотки. В нее вошли летчики Богданов, Быков, Буторин, бортмеханики Румянцев, Банин, Богдашевский, радист Малов, инженер Аникин. Возглавлял эту группу опытный пилот, участник опасения челюскинцев Евгений Михайлович Конкин. Вторая группа в составе пилотов Н. И. Глухова (командир), М. Н. Каминского, бортмехаников Островенко и Берендеева и инженера Мажелиса прибыла в Анадырь. Самолетный парк Анадырской группы состоял из двух П-5, а вторая группа получила дополнительно одну летающую лодку МП-1. Командиром Чукотской авиагруппы и начальником зимовки был назначен опытный летчик Г. П. Волобуев, работавший ранее начальником управления сибирских воздушных линий общества «Добролет» в Иркутске». 

Но вот что любопытно. В книге воспоминаний другого полярного летчика, Михаила Николаевича Каминского, фигурирует некто Николай Иванович Пухов. Все как в книге Алтунина, только фамилия другая. Как Пухов стал Глуховым, история умалчивает. Я долго ломал голову, почему о нем нет никакой официальной информации, даже инициалы не расшифровывались, пока не нашел книгу Каминского. В ней Пухов характеризуется как отличный летчик и умелый организатор, но немало страниц посвящено нелицеприятным воспоминаниям о Пухове, как о человеке. Это был высокомерный, заносчивый и эгоистичный угодник начальства, карьерист, проявивший малодушие во время поисков пропавшего экипажа Г.П.Волобуева. Было это в середине 30-х годов, а начальником школы полярных летчиков в Николаеве Пухов – Глухов стал в 1937-м году. Все сходится. Это был, наверное, первый случай «ссылки» в Николаев из Дальнего Востока. Позже, уже в 80-е годы, в Николаев на должность начальника 33-го ЦБП были назначены бывшие командующие авиацией ТОФ И.А. Портянченко и Ю.С.Гудков.

Такую вот историю навеяла табличка с надписью «улица Леваневского».

Автор статьи: Николай Пономаренко.

Этот день в истории Николаева:

Даты до 1917 года указаны по старому стилю

1879:

Разрешение правительством городу взимать попудный ½ копеечный сбор с вывозимых заграницу товаров (кроме леса) на замощение улиц

1913:

Открытие городского историко-археологического музея

1944:

РККА передана эскадрилья самолетов, построенных на средства молодежи Николаевской области

Николаевский БазарЪ на twitter