Дважды Лобов Советского союза
До революции корабли называли разными названиями. Иногда даже обидными. Но вот после революции началась чехарда с переименованиями и новыми наименованиями в честь новых героев и умерших товарищей.
Естественно, крупные корабли "отдавали" крупным, но мертвым военноначальникам и партийным деятелям, средние и мелкие продолжали именовать по старинке – "Бесстрашный", "Стерегущий" и т.д. В 80-е, руководящий состав страны советов старел и традиция называть боевые корабли в честь только что умерших деятелей приняла угрожающий характер.
Такая судьба была уготовлена и ракетному крейсеру проекта 1164-Б, строящемуся на заводе имени 61 коммунара в Николаеве.
12 июля 1977 года газета "Красная звезда" известила о скоропостижной кончине адмирала флота - Семёна Михайловича Лобова, а уже 17 сентября 1977 года, крейсер с именем адмирала был зачислен в списки кораблей ВМФ. Это был второй крейсер в серии "Атлантов", строящихся в Николаеве.
5 октября 1978 года происходит его закладка на стапеле завода имени 61 коммунара, а 25 февраля 1982 года ракетный крейсер с именем "Адмирал флота Лобов" благополучно спускается на воду. Чеканится бронзовая медаль, на аверсе которой смесь боевого корабля и парусника. Затем, у достроечной набережной завода идет его плановая достройка. Ничего не предвещает беды…
Но выйти в море с таким именем этому кораблю было не суждено. 20 декабря 1984 года умирает маршал Устинов, и для увековечивания его памяти, достраиваемый на заводе имени 61 коммунара крейсер переименовывают. Ну, а для того, чтобы не обидеть родственников покойного адмирала, четвертый ракетный крейсер в серии, к тому времени носящий имя "Комсомолец", называют вновь именем Лобова, который и спускают 11 августа 1990 года. К спуску этого крейсера выпускают сразу две медали, но уже в алюминии. Одна - полностью повторяет медали выпускаемые с 1969 года для спусков больших противолодочных кораблей проекта 1134-Б, а вторая - получает свой неповторимый аверс с изображением ракетного крейсера.
После развала СССР практически прекращается финансирование его достройки, а 1 октября 1993 года крейсер выводится из состава ВМФ России и переходит в собственность Украины, после чего вновь меняет свое имя. В этот раз на "Украина".
В 1994 году на крейсере формируется уже второй по счету экипаж, но достройка, из-за отсутствия финансирования не идет, работы останавливаются, экипаж расформировывается.
В 1998 году Л.Кучма принимает решение достраивать крейсер. Вновь формируется экипаж и президент лично приезжает на поднятие флага. Но и в этот раз не повезло, деньги на достройку практически не выделяются и через несколько лет экипаж вновь расформировывается.
В июле 2010 года с целью продажи крейсера России, Верховная Рада решает, что ее же решение о наименовании крейсера "Украиной" теряет свою силу.
С этого момента крейсер становится безымянным и продолжает
стоять у достроечной набережной завода.
А как могло бы быть?
Когда-то в нашем городе, "Клуб юных моряков" имел свою флотилию, состоящую из нескольких учебных судов ("Юный моряк", "Мир", "Отважный", "Георгий Седов", "Исследователь", "Василь Чумак"). Так же и Николаевский кораблестроительный институт имел свои суда "Ольвия" и "Дельта". Сегодня в НКИ осталась только "Дельта", да и та уже никуда не ходит. Николаевский клуб юных моряков обладает дырявым, в прямом смысле, судном типа "Ярославец" и мотоботом.
ВМФ СССР содержал в Николаеве УТС (учебно тренировочное судно), клуб Садко имел подаренный флотом минный тральщик.
Имея столько судостроительных и связанных с судостроением заводов, учебных заведений и портов, Николаев практически не имеет учебных судов.
Был бы в городе лидер по типу Владимира Васляева, умеющий принимать решения и настаивать на их выполнении, можно было бы применить в мирных целях ракетный крейсер, брошенный на произвол судьбы на заводе им. 61 коммунара.
Содержание такого корабля обходится бюджету в немалые деньги. А руководство флота признало, что ему он не нужен. Так спрашивается, зачем его содержать?
Если все-таки его хотят продать – тогда нужно честно сказать, что без глубокой модернизации это невозможно. Ее, конечно, можно провести на мощностях завода строителя, но скажем честно – заниматься этим некому. Для этого нужны люди, но не столько судостроители (с этим как раз вопросов не будет – плати деньги и они приедут в родной город), а с руководством, способным продать такой корабль не по цене металлолома, а по рыночной стоимости. Для этого нужны переводчики, технари, коммерсанты, проектировщики и, конечно, покупатели. Бездействие руководства страны за долгие годы просто отвернуло от нас настоящих заказчиков, а жулики типа нашего бывшего соотечественника "купившего" АТАКР "Ульяновск" нам и даром не нужны.
Остается не так много вариантов применения этого корабля. Один из них, к сожалению, самый вероятный и безмозглый – утилизация на металлолом.
Другой – создание филиала музея судостроения флота. Идея отличная, но есть несколько НО! Огромная стоимость реконструкции и довольно маленькая финансовая отдача от проекта.
Куда более привлекательной в плане бизнеспроекта, как мне кажется, создание на базе крейсера технопарка - символа Николаева.
Министерство обороны ведь в любом случае платит за содержание крейсера и в городе уже создан лицей, который готовит специалистов ВМФ. Учебное заведение могло бы взять на себя общие корабельные вопросы: охрана, энергетика, распределение обязанностей. Это и обучение на действующих образцах вооружения, и обеспечение посменного проживания курсантов в кубриках ракетного крейсера.
Городу, как заинтересованному лицу, вполне по силам предоставить место для стоянки крейсера и обеспечить экскурсионным посещением.
В итоге выигрывают все:
– НУК дополнительно получает часть помещений для проведения практических занятий со студентами по необходимым дисциплинам.
- музей судостроения и флота размещает на борту свой филиал.
– флотилия юных моряков и клуб "Садко" получают такой же доступ к учебной базе.
– летчики получают учебную базу в виде ангара и постов управления полетами вплоть до организации взлета и посадки с палубы крейсера.
– ЮТЗ "Заря" получает доступ к машинному отделению и создает действующий выставочный центр.
– порты получают доступ к выставочным и конференц залам, обеспечив создание места для швартовки.
– судостроительные заводы и бизнесмены города получают уникальное место для ведения переговоров.
Автор статьи: Андрей Шинкаренко.