От прошлого через настоящее к будущему...

"Георгий Седов" - известный-неизвестный теплоход.

"Мир в миниатюре: Николаев железнодорожный"

В Николаевском областном краеведческом музее представлен интерактивный макет города с действующей железной дорогой (в масштабе 1:87). Кроме макета, на выставке представлены уникальные материалы и предметы, которые рассказывают об истории железной дороги Николаева и области.
Выставка будет работать с 27 июля по 1 ноября. Стоимость: для детей и студентов - 10 грн., для взрослых - 15 грн.
О том, как создавался этот макет, читайте на нашем сайте.

Теплоход "Георгий Седов".Дважды утонувший, семь раз переименованный, с самым длинным за всю историю Российского флота названием, на борту родилась капитан дальнего плавания... Вы не поверите, но это все о бывшем флагмане детской флотилии в Николаеве!

Теплоход «Георгий Седов» хорошо известен николаевцам. Кто-то учился во флотилии и ходил на нем в поход, кто-то ремонтировал его на судостроительных заводах города, а кто-то просто видел красавец-теплоход на нижней набережной Флотского бульвара. Несмотря на такую популярность, мало кто знает об удивительной судьбе этого судна прослужившего 92 (!) года и о том, что оно, как ни одно другое подтверждает крылатую фразу Капитана Врунгеля – «Как Вы яхту назовете, так она и поплывет».

Практические занятия на шлюпочной палубе учебного судна "Георгий Седов".Да, мы все знаем, что «Георгий Седов» учебное судно Николаевской флотилии, но практически никому не известно, что изначально это судно строилось под названием «Возрождение». Кроме того, вся его история – это просто клубок мистических совпадений, как будто специально собранных для подтверждения его первого названия.

Везде, где бы это судно не появлялось, всегда что-то менялось к лучшему. Можно сказать, возрождалось.

Это относится и к обучению курсантов на его борту. Ну чем не возрождение кадров?

И к двум возвращениям к жизни из-под воды самого судна. Ну чем не возрождение флота?

И к рождению девочки на его борту и даже к строительству нового моста на Ингуле на месте, где с 1969 года начал швартоваться теплоход, а в 1974 году началось грандиозное строительство.

т/х "Георгий Седов" на стоянке у "Дикого пляжа".Да-да, на набережной Флотского бульвара, метров на пятьдесят дальше того места, где сейчас проходит Ингульский мост и там, где раньше начинался «Дикий пляж»,  в 1969 году начал швартоваться красавец теплоход – «Георгий Седов».

Он был передан флотилии юных моряков в Николаеве после ремонта в 1968 году на заводе им. 61 коммунара. На борту постоянно появлялись мальчишки в морской форме и одно это уже завораживало местных гуляк. И у меня частенько прогулки с родителями пролегали возле этого места - мы провожали сестру бабушки, которой нужно было подняться по бывшей «Адмиральской» лестнице, расположенной перед  лодочной станцией.

Построение перед походом.Набережная, покрытая плиткой, заканчивалась практически возле самого теплохода. Ее окончание было довольно странным – бетонные аккуратные плитки просто обрывались  и  из-под земли были видны гранитные и мраморные плиты и кубы. Став чуть постарше, прибегая искупаться на «дикий пляж», мы с друзьями частенько рассматривали их и вчитывались в странные надписи с «твердыми знаками». Это были могильные надгробья, привезенные сюда видимо для отсыпки набережной. Не знаю кому пришла в голову эта идея, но она наталкивает на определенные размышления - если так просто, в нашем городе, можно было расправиться с надгробными памятниками, может и правда где-то рядом погребена и фигура памятника адмирала Грейга, пропавшая во время второй мировой войны?

Практические занятия на ходовом мостике.За старым Ингульским мостом, на заводе им. 61 коммунара, в то время было много военных кораблей. Иногда между ними «проскакивали» рефрижераторные суда, но этот теплоход с каким-то притягивающим названием  «Георгий Седов» радикально отличался от них.

Во-первых, он не был похож не на военный, не на грузовой. Во-вторых, имел название, ассоциирующееся с вполне конкретным человеком, а не «Дерзкий», «Стерегущий», «Беспокойный» или «Берингов пролив», ну а в-третьих, на нем постоянно были дети! И не просто дети, а вполне работоспособный детский экипаж.

На своих детских прогулках я стал проситься подойти к этому интересному судну и подолгу наблюдал за мальчишками и девчонками, драившими палубу на нем или в спасательных жилетах отрабатывающими посадку в шлюпку. Так продолжалось несколько лет.

"Георгий Седов" у своего причала. Справа виден копер, забивающий сваи для Ингульского моста.Примерно в 1975 году строительство нового Ингульского моста перешло в активную фазу (непосредственно на берегу реки) и загадочный теплоход куда-то исчез.  На то время я уже знал, что это флагман детской флотилии, расположенной у старого Ингульского моста. Почти четыре года в моих прогулках по набережной было ощущение утраты чего-то большого и значимого.

Утренняя зарядка на рейде Николаевского морпорта.Встретился я с ним, лишь в  1979 году, когда нам дали дачу  в районе "Дидовой Хаты", и по дороге туда на катере, я рассмотрел у одного из причалов ЧСЗ небольшой теплоход, до боли знакомый мне с детства. Конечно, рядом с огромным авианосцем он смотрелся крошечным, но я не мог ошибиться – это был «Георгий Седов». Спустя 20 лет, уже на заводе им. 61 коммунара, мне попадет в руки чертеж постановки теплохода «Георгий Седов» в док, датированный именно 1979 годом, которую я бережно храню и сейчас.

Теплоход "Георгий Седов" на рейде ЧСЗ.Следующим летом, купаясь с друзьями в реке на даче, в районе "Дидовой Хаты" мы увидели, как по реке идет красавец теплоход – тот самый «Георгий Седов», на борту которого по прежнему были видны дети в морской форме. Как мы завидовали им! Они, на настоящем теплоходе, в морской форме, да еще и в качестве членов экипажа!

Конечно же все игры у реки тут же изменились и наша ватага решила строить плот. Отправляясь на поиски походящих материалов, в душе мы надеялись, что хотя бы на обратном пути нас заметят и пригласят во флотилию.

В 1985 году, я стал курсантом в Николаевском клубе юных моряков, в группе мотористов. Это были очень интересные три года учебы: и теория, и практика, и шлюпочные походы, и долгожданная плавпрактика. Увы, «Георгий Седов» уже не ходил в походы, он терпеливо ждал ремонта у стенки завода им. 61 коммунара. На теоретических занятиях мы узнавали много интересного и периодически ходили всей группой на завод, на практические занятия, на наш теплоход.

На одном из занятий я и узнал от своего преподавателя, Древятникова Игоря Петровича, об истории теплохода и о том, что «Георгий Седов» был построен в 1898 году в Италии. Верилось тогда в это с трудом, но сегодня, спустя десятилетия, я постараюсь восстановить историю этого удивительного судна, сделавшего так много на своем веку.

Пароход из XIX века.

В 1898 году по заказу российского «Общества пароходства по Дону, Азовскому и Черному морю» на судостроительной верфи «Stabilimento Tecnico Triestino» в Триесте был построен стальной двухвинтовой товаропассажирский пароход «ВОЗРОЖДЕНИЕ» (строительный № 312).

Пароход "Возрождение".

Судно водоизмещением 1515 т (858,9 брт), длиной 71,86 м, шириной 9,60 м и осадкой 3,04 м могло принимать на борт 48 пассажиров в каютах 1-го класса, 40 в каютах 2-го класса и 56 в каютах 3-го класса. Двухвальная энергетическая установка с двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения общей мощностью 900 л.с. обеспечивала судну скорость хода в 12,0 узлов. Экипаж – 27 человек. Порт приписки – Ростов на Дону (№ 1161).

В 1906 году в Пирее пароход «ВОЗРОЖДЕНИЕ» прошел капитальный ремонт, а в 1908 году перешел в собственность судовладельца И.Я. Древицкого.

 

Девочка, родившаяся на борту.

Георгий СедовВ 1908 году, почти в одно и то же время, случились два знаменательных события. В Петербурге вышла в свет брошюра "Право женщины на море", написанная сыном азовского рыбака, воспитанником Ростовской мореходки Георгием Седовым. В ней он говорил о том, что женщинам тоже нужно дать право на получение морского образования.



Капитан - Кисса Наталья Николаевна.А (13) 26 сентября 1908 года, в Черном море, в штормовую ночь, на выходе из Керченского пролива, на борту парохода  "Возрождение" (с 22 апреля 1940 г. – «Георгий Седов»)? выполнявшего рейс Бердянск – Одесса, капитаном которого был Николай Васильевич Кисса, родилась его дочь Наташа – будущий первый капитан-женщина на Азовье, проработавшая около пятидесяти лет в Азовском морском пароходстве,  в том числе 24 года в должности капитана морских судов.




Рано оставшись без отца, Наталья становится кормилицей многодетной семьи и в 19 лет устраивается работать на судоремонтный завод, откуда в 1928 году переходит юнгой на парусное судно «Желанный», а затем матросом на мариупольский буксире «Рекорд», экипаж которого и направил её учиться в Ростовскую мореходку.

Баркентина "Вега".Первую морскую практику она проходила на борту парусной баркетины "Вега" (в 1936 году судно снимали в фильме по мотивам одноименного романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта») в вахте старпома судна Н.А .Лунина, выпускника той же Ростовской мореходки и будущего легендарного командира подводной лодки К-21.


Во время второй мировой войны Наталья Кисса - второй помощник капитана на рудовозе "Анатолий Серов". Моряки снабжали грузами воинские части левого крыла Южного фронта, эвакуировали население, вывозили раненых и материальные ценности из Николаева, Херсона и других портовых городов.

После войны Наталья Николаевна продолжает работать на судах Азовского морского пароходства, становится капитаном. В 1960 году ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В честь Натальи Николаевны, в 1974 году,  был назван сухогруз "Капитан Кисса".

Это первый был пожалуй первый, на мой взгляд, известный момент, когда имя «Возрождение» сработало!

В 1912 году «Возрождение» прошел ремонт в Адмиралтействе РОПиТа в Севастополе. После его завершения он мог принимать на борт 36 пассажиров в каютах 1-го класса, 36 в каютах 2-го класса и 77 пассажиров в помещениях 3-го класса. Всего 149 пассажиров. С февраля 1913 года судно числилось в составе пароходства Л.Л. Андрейса. В начале 1914 года его включили в состав судов образованного в 1913 году «Азовско-Черноморского пароходного Общества». Бывший владелец парохода Л.Л. Андрейс стал одним из учредителей этого общества. 

 

Продолжение следует...

Автор статьи: Андрей Шинкаренко


Николаевский БазарЪ на twitter