От прошлого через настоящее к будущему...

Учим новые слова с ГП НПКГ "Зоря"-"Машпроект"

Форумчане на фоне турбиныТурбины, редуктор, компрессор, генератор... Простые слова? А как вам такие: газотурбинный двигатель для привода нагнетателей, электрогенераторов и судовых движителей; блочная когенерационная электростанция, газоперекачивающий агрегат, детандер-генераторные установки газораспределительных сетей?

И вот это все выпускается на предприятии, которому в прошлом году исполнилось 60 лет.

Нам, участникам форума «Скамейка», посчастливилось побывать на ГП НПКГ«Зоря»-«Машпроект» в рамках нашего проекта «Походы по ведомственным музеям николаевских предприятий».

10 апреля 2015 года. Режимный объект. Фотоаппараты оставлены дома.

В сопровождении Сергея Викторовича Романова отправляемся в музей предприятия, находящийся в здании научно-исследовательского отделения. Краткий рассказ о современном состоянии комплекса от Сергея Викторовича и история предприятия от Виктора Ивановича Маленко.

Неожиданностью для нас стала информация о том, что первые газотурбинные двигатели изначально устанавливались на самолеты, и только потом началась эпоха морского и промышленного применения продукции. В 1955 году на основе разработанного конструкторским бюро С. Д. Колосова самолетного турбовинтового двигателя был изготовлен первый серийный двигатель М1 для торпедного катера.

С каждым последующим годом Южный турбинный завод «Зоря» (первое название предприятия) разрабатывал новые улучшенные Газотурбинный двигатель UGT 60000 (UGT 45000). Фото с сайта предприятия.двигатели и установки для водоизмещающих противолодочных, десантных и сторожевых кораблей.

С 1969 года начинают применять первые конвертируемые газотурбинные двигатели для оснащения плавучих электростанций «Северное сияние» и энергопоездов типа «Маяк». Да, ЮТЗ внес свой вклад в строительство Байкало-Амурской магистрали.

Более детально о достижениях можно прочитать на сайте предприятия.

Со временем предприятие начинает активно употреблять слово «мегаватт» - ведь именно так проще озвучить ту мощность, которую выдают газотурбинные двигатели и промышленные газотурбинные установки простого цикла. Сейчас мощность варьируется от 2,5 МВт до 110 МВт в зависимости от модели. Для работников это все давно стало обыденностью, а для непосвященных создание таких агрегатов – «высший пилотаж».

Мне, «профану», не слишком легко все это понять и осмыслить. Чтобы хоть как-то представить себе весь масштаб, решила «потренироваться» на газотурбинных установках для кораблей на воздушной подушке, например, на десантном корабле «ЗУБР».

Малый десантный корабль на воздушной подушке, проект 12322 «Зубр».Итак. Имеем корабль с водоизмещением – 500 т, полная скорость – 63 узла. Привод нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов осуществляется от установки М35 суммарной мощностью 50 000 л.с. Теперь берем мечту таксистов - «Lanos» с объемом двигателя 1,5 л и мощностью 86 л.с. Делим, округляем и пытаемся представить автопарк из «Ланосов» в количестве 581 шт.

Скажете, что сравнение не идеально, ведь нет равных условий и параметров? Но надо как-то сравнивать, чтобы оценить объем работ и филигранность, с которой работают наши с вами родственники и знакомые на «Зоря»-«Машпроект».

Кстати, о родственниках. В музее Виктор Иванович Маленко со знанием дела рассказывал о предприятии и его истории, обращая внимание на присутствующие в экспозиции «лопатки» в разрезе, которые мы смогли повертеть в руках. Также поразило наличие большого количества макетов территории комплекса и цехов. Но главной ценностью для нас были фотографии. Почти у каждого из нас были или есть родственники, работающие на этом предприятии. Василий Торубара нашел своего деда - Примака Степана Савельевича, кто-то знакомого, я лично искала свекра, работающего в настоящее время токарем в 110 цехе.

Как же хотелось достать телефон и сфотографировать уникальную музейную коллекцию, но условия безопасности и внутреннего распорядка были соблюдены нами на все 100%!

Лица, судьбы, корабли, турбины, разработки, свершения, макеты...

Газета "Турбинист"Отдельное слово о макетах турбин. На территории предприятия есть зал для совещаний и конференций. В нем собраны макеты разных установок. Есть и «действующие»: небольшой макет при включении которого, лопасти начинают вращаться. Все выполнено с большой тщательностью.

Напоследок нам показали фильм об изготовлении продукции ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект». Многие высокоточные детали изготавливаются на станках мировых брендов, таких как «C.B. Ferrari». Просматривая видео процесса работы такого станка, пришлось выучить еще одну аббревиатуру – СОЖ (смазочно-охлаждающие жидкости).

Два часа экскурсии, масса впечатлений, новая терминология, фотография на фоне турбины и в подарок свежий выпуск газеты «Турбинист», издающейся с 1956 года, – что может быть лучше? Лучше только то, что «Зоря»-«Машпроект» в это непростое время работает, проектирует, создает.

Автор отчета: Светлана Крыщенко.

"СТАРЫЙ НИКОЛАЕВ"

Календарь на 2019 год!
В магазине "Нольга" на улице Б. Морская, 65 (угол ул. Соборной)!

Гаражное ТелевиденЬе Николаева

Николаевский БазарЪ на twitter