Богоявленские фамилии. О чем могут рассказать метрические книги.
Однажды в николаевском областном архиве со мной произошел такой случай. Вахтер, узнав мою фамилию, спросила:
- Из Октябрьска?
- У меня что, на лбу написано?- удивился я.
- Нет, просто все Пономаренки – из Октябрьска, - сообщила она.
С тех пор меня не оставляла мысль узнать, как давно мои предки осели в Богоявленске, а заодно и о других жителях этого славного поселения. Мой бывший одноклассник Александр Петрович Криницкий рассказал, что некогда в Октябрьском жил дед Максим Криницкий, у которого хранилась вся родословная Криницких, начиная от первого поселенца в Богоявленске. К сожалению, дед Максим давно умер, и судьба этой родословной, написанной, кстати, на холсте, неизвестна. В метрической книге упоминается Наум Кириницкий, не о нем ли речь? Интересно, что от этой фамилии произошли сразу две другие: Криницкий и Кирницкий.
В архиве нашлась «Книга посемейных списков Богоявленского общества за 1899-й год», а совсем недавно старший научный сотрудник музея «Старофлотские казармы» Игорь Гаврилов предоставил некоторые выписки из метрических книг Богоявленской церкви, за что ему огромное спасибо.
Когда была построена церковь Богоявления Господня – никто не знает. Часто ссылаются на метрическую книгу 1773-го года, но при этом мало кто знает, что это книга Богоявленской церкви села Радьковка Кировоградской области. Что касается нашей церкви, то, вероятно, первоначально она была передвижной, затем построили деревянную, а когда она обветшала, командир Черноморского флота Адмирал де Траверзе распорядился построить каменную церковь за счет адмиралтейства. Строилась она по проекту архитектора Ивана Старова, и была освящена 1-го сентября 1806 года. Ее строительством руководил поручик Богданович, а строил отставной солдат Исай Матвеев.
Кое-какие сведения нашлись о нем в метрических книгах: Матвеев был женат, жену звали Ефросинья. 26 июля 1799-го года у них родилась дочь Параскева. Восприемницей (крёстной) девочки была жена Марфа, богоявленского жителя Парфена Гуляки. Известно также, что Исая Матвеева, как и его жену, часто приглашали в восприемники. Значит, люди были уважаемые, и, думаю, не бедные. Мой дед по материнской линии также был Матвеев, но его предков удалось установить пока только до 1846 года.
И, наконец, через сто лет, в 1910-м году была освящена новая церковь Богоявления Господня. В ночь с 22-го на 23-е марта 1944 года она зачем-то была взорвана немцами. На сегодняшний день не найдено ни одной ее фотографии.
Список фамилий первых жителей Богоявленска будет в конце, а сейчас немного о самих книгах. В книге 1794 года всего 6 (шесть!) листов, в остальных чуть больше. Что из них можно узнать?
Во-первых, дату рождения, крещения, венчания и смерти.
Во-вторых, кому интересно – фамилию и имя священника, проводившего обряд. Так, например, в 1794-м году крестил, венчал и хоронил священник Роман Самборский, а самая первая запись в книге этого года выглядит так:
«Генваря (января) 26 крестил священник Роман Самборский младенца Иоанна от родителей благочестивых Кондрата Мудроговского и жены его Настасии. Восприемник был Григорий Коршаков, житель богоявленский».
Здесь можно выделить третью особенность: в книге не указаны отчества, поэтому, если несколько человек с одной фамилией, невозможно установить, родственники ли они, или просто однофамильцы.
В-четвертых, восприемник был всего один. Сегодня при крещении младенца присутствуют его крестный отец и крестная мать, а в то время мальчика крестил (был восприемником в случае смерти родителей) мужчина, а девочку – женщина.
При венчании молодых были поручители, причем исключительно мужчины. Количество их не ограничивалось, но самое большее, что мне встречались в книгах – пятеро. Запись о венчании выглядела так: «Февраля 3 дня. Обвенчал протоиерей Никифор Красовский богоявленского жителя Андрея Данилова сына Андриевского с девицею Пелагеею, Михайла Прасола дочерью тамошнего жителя первобрачно. Поручители были богоявленские жители Федор Андриевский и Симеон Матяшевский». Поручителями могли быть отцы вступающих в брак, и другие родственники.
Овдовевшие мужчины и женщины могли вступить в новый брак, причем часто делали это еще до истечения сорока дней после смерти одного из супругов.
Самыми популярными мужскими именами были Иоанн, Гавриил, Петр, Симеон, Григорий, Михаил, Федор, Матвей, Стефан, Василий. Поначалу удивило часто встречающееся имя Лев, но затем стало ясно, что это произвольный вариант имени Леонтий. Леонтейос, от которого произошло Леонтий, как известно, также значит «лев», только по-гречески.
Девочек чаще всего называли именами Агафья, Анна, Евдокия, Ефросинья, Ксения, Феодора, Пелагея, Параскевия, Иулиания, Мария, Марфа, Фекла, Феодосия, Акилина. Среди этих раритетов экзотически выглядели имена Евгения, Елена, Любовь. Впрочем, не родители выбирали детям имена, а какое в Святцах написано на момент рождения, такое имя у ребенка и будет.
Не было женских вариантов фамилий. Если фамилия мужа Иванов, то женщину не называли Ивановой. Говорили: Александра Иванова жена или просто Иваниха. В метрических книгах встречаются такие словообразования, как Гвоздиха, Радулевична, Щербенчиха и т.д. Да и не у всех мужчин были фамилии. Иногда вместо нее указывали профессию или род занятий: Матроз (матрос), Музыка (музыкант), Мельник, Невольник, Фершал (надо полагать, фельдшер), и много других. Причем невольник – это официальный статут работников николаевского адмиралтейства. При венчании так и указывалось – невольник Иван Иванов.
Часто священник изменял фамилии по своему усмотрению. Один и тот же человек в разных книгах мог быть записан как Мезин и Мезинов, Коршак и Коршаков, Пономарев и Пономаренко, Сысой и Сысоенко, Верба и Вербицкий.
Что же касается статуса богоявленских жителей, то все они были мещанами. Священник богоявленской церкви венчал также жителей окрестных деревень, так вот они были крестьянами, подданными своих помещиков. Одним из основных заведений Богоявленска, предоставлявшим мещанам работу, был морской госпиталь. Официально он назывался николаевским морским госпиталем, состоящим в Богоявленске. Работавшие там богоявленцы, начиная от вахтера и заканчивая канцеляристами, были уважаемыми людьми, часто приглашались в восприемники.
Бышев Василий, канцелярист госпиталя. Восприемником при крещении его сына Иоанна 24 июня 1801 года (по старому стилю) был комиссар того же госпиталя Вильгельм Федорович Зернингаузен. А когда женился сам Зернингаузен в феврале 1799 года, поручителями были николаевской портовой конторы комиссар Иван Максимович и лекарь морского госпиталя Михайло Давыдов.
Восприемниками также были Захарий Михайлович, слуга вице–адмирала Николая Семеновича Мордвинова, черноморский казак Марко Великий, лекари, подлекари, материальщики морского госпиталя, музыкант командира Черноморского флота и другие.
В 1806 году появилось еще одно предприятие, предоставлявшее мещанам рабочие места – суконная фабрика Серваниуса Шлейдена. Она просуществовала почти тридцать лет и была закрыта адмиралом Лазаревым в 1835 году. Однако подавляющее большинство жителей Богоявленска были хлеборобами.
О чем еще хотелось бы сказать, анализируя церковные книги, так это о высокой смертности среди младенцев до одного года. Если взять 1801-й год, то из тридцати девяти человек, умерших за год, тридцать три – это дети в возрасте до шести лет. Только 11 июля было похоронено шестеро детей. Мещанин Иван Ляляк лишился троих сыновей в период с 6-го по 14-е января 1808 года. Трофиму было два года, Онуфрию - четыре и Павлу шесть лет. По этой причине богоявленские семьи обзаводились детьми столько раз, сколько могли. Известны случаи, когда отцам новорожденных детей было пятьдесят восемь и более лет. Семен Светличный умер в возрасте семидесяти двух лет, а сын Даниил родился, когда ему было шестьдесят, а жена Леонтия Гусаренко скончалась при родах в возрасте сорока семи лет. Самая распространенная причина детской смертности – горячка. И это при том, что в селе находилось такое мощное на то время медицинское заведение, как морской госпиталь.
Впрочем, слава морского госпиталя несколько преувеличена, как мне кажется. В 1799-м году умерло около ста тридцати служащих морского ведомства, находившихся на излечении в нем, а годом раньше – почти сто шестьдесят.
Несколько типичных семейных ситуаций тех лет.
Андриевский Андрей Данилов сын вступил в законный брак с девицею Пелагеей Михаила Прасола дочерью 17 февраля 1796 года. Поручители – Федор Андриевский и Симеон Матяшевский.
Сын Филипп умер 16 июля 1805 года в возрасте восьми лет.
Сын Аввакум умер 20 июля 1805 года в возрасте пяти лет.
Сын Александр родился 30 августа 1808 года. Умер 31 марта 1809 года. (Восприемниками его были черноморской главной конторы канцеляристы Алексей Страшный и Иван Назаренко).
Сын Симеон родился 29 апреля 1809 года. Восприемник – Иоанн Федоровский.
Сын Павел умер 25 марта 1809 года на 1-м году жизни.
Возбранный Терентий, жена Ефросинья.
Сын Иоанн умер 18 января 1796 года на 1-м году жизни.
Сын Матвей крещен 17 ноября1796 года. Восприемник – Моисей Карпенко.
Дочь Ефросинья родилась 1 октября 1799 года. Восприемница – Антона Подгайного жена Анна.
Сын Евмений умер 15 января 1808 года от горячки в возрасте 2-х лет.
Сам Терентий Возбранный скончался от паралича 11 февраля 1808 года в возрасте 35 лет. Жена Ефросинья вышла замуж за Федора Васильченко 23 мая 1809 года.
Вовкорез Василий, жена Марфа.
Дочь Матрона вышла замуж за Михаила Федорова сына Кременецкого 10 февраля 1796 года.
Дочь Наталия крещена 26 августа 1796 года. Восприемница – Михаила Вовкореза дочь девица Иулиана.
Сын Парфений умер 16 февраля 1809 года на 1-м году жизни.
Василий Вовкорез умер от удушья 3 июля 1809 года в возрасте 72-х лет.
Кириницкий Наум, жена Дарья.
Дочь Мария крещена 10 апреля 1794 года. Восприемница – жена сержанта Андрея Терехова Евдокия.
Сын Хрисанф крещен 19 марта 1796 года. Восприемник – Федор Беляев.
Сын Симеон умер 15 мая 1796 года в возрасте пяти лет.
Дочь Лукия крещена 6 января 1801 года. Восприемница – вдова Анна Радулевична.
Дочь Фотинья родилась 26 февраля 1799 года. Восприемница – Василия Иванова жена Параскева.
Вот что рассказали метрические книги о первых годах Богоявленска.
Крестили ребенка в день его рождения, либо на следующий день.
Но есть еще два интересных момента, которые я приберег напоследок. Первыми жителями Богоявленска, известными по источникам тех времен, были шестеро турок, перешедших на сторону России, принявших православие и русские фамилии. Потемкин перед смертью распорядился отправить их в Богоявленск и выделить им землю. Трое их них приняли фамилию Васильев…
А это выписки из метрической книги Спасской церкви Преображения Господня (село Кисляковка) за 1784 год. Касаются они, правда, Витовки, а не Богоявленска:
- Крестил священник Иоанн Михайлов младеницу Наталию от родителей благочестивых жителей слободы Витовки Прокопа Комышана и жены его Анастасии. Восприемница была той же слободы жительница вдова Анна Полежайка.
- Обвенчал священник Иоанн Михайлов жителей слободы Спасской Иоанна Федорова по единой жене со вдовою по единому мужу Мариею Ивановною второбрачно. Поручник (поручитель) был слободы Витовки житель Петр Плохой.
О некоторых жителей слободы Витовка в следующий раз, а теперь обещанный фамильный список первых жителей Богоявленска с 1794-го по 1809-й годы:
- Абызов, Андриевский, Арман.
- Базилевич, Баранов, Бардовский, Барышевский, Басов, Бездольный, Безрук, Беличенко, Беляев, Бережецкий, Береза (Березка), Богданович, Борщ, Брайловский, Бровкин, Булавка, Булах, Быков, Бышев.
- Вакуловский, Васильев, Васильченко, Васковский, Вербицкий (Верба), Вовкорез, Войхевич, Волошин.
- Гадяцкий, Гаевский, Гвозденко, Гвоздиченко, Герасименко, Глыбоченко (Глубоченко), Головинский, Головаха, Голуб, Грищенко, Гришанов (Гришан), Грек, Гроза, Гусаренко, Гутченко.
- Давидовский, Дикасовский (Дикасов), Демиденко, Дощенко, Дрига, Дубина, Дяченко, Дячковский.
- Ермак.
- Жадик, Жайворонок.
- Заболотный, Задорожный, Звиницкий, Згурский, Зеленский, Зеневич.
- Иванов.
- Калинка, Каменский (Каминский), Карпенко, Карпов, Каряка (Карякин), Картощенко, Касяновский, Кириницкий (Криницкий,Кирницкий), Клечановский (Кличановский), Коба (Скоба),Кобенко, Ковтуновский, Козленко, Козловский, Козырский (Козырев), Колесников, Комаровский, Кондратьев, Коновалов, Кононенко, Костырко, Костенецкий, Корнеевский (Корниевский), Коршак (Коршаков), Костенко, Кременецкий, Кривоносов, Кривошей, Куприевич, Курта, Кучмида (Кушмида).
- Левицкий, Лоцков, Ломака, Луда, Лымаренко, Ляляк.
- Мармазинский, Марунич, Мас, Матвеев, Матроз, Матяшевский, Мельник, Мельниковский, Мезинов (Мезин), Миновский, Миропольский, Михновский, Могилевец, Моисеенко (Моисеев), Моханковский (Маханковский), Мудроговский, Музыка.
- Назаренко, Недосека, Нежданов, Никонов, Новоселов.
- Оберемченко, Олейник, Олейников, Олифан, Онисимов (Анисимов), Орловский, Осадчий, Ососков, , Остремский (Астремский), Охотницкий, Охоцкий.
- Паламаренко, Паливода, Панченко, Папушный, Пашинский, Петриенко, Пикус, Пилипасенко, Плугатор (Плугатарь), Повшев, Подгайный, Пономаренко, Попенко, Попов, Прасол, Пушка.
- Резниченко, Рембалович, Романов, Романовский, Россошинский, Рымаренко, Рябец.
- Садовник, Самойленко, Сапега (Сапига), Сапонка, Светличный, Седнев, Семенов, Середа, Сидельников, Сирица, Смаль, Снуров, Солопов, Статкевский, Стахорский, Степанов, Степаненко, Стеценко, Стрижановский, Сысоенко (Сысой).
- Таланов, Тамарянский, Тарасевич, Тафтай, Терновский (Тарновский), Тимощенко (Тимошенко), Титов, Тищенко, Ткаченко, Товстенко, Товстолес, Трощанович.
- Федоровский, Фершал, Филевский, Филоновский, Флоров (Фролов), Фридовский.
- Харченко, Хоменко, Храмцов, Храмцовый.
- Цигица, Цимбал.
- Чекалов, Черноморец, Чикал, Чмеленко.
- Шалаев, Шакула, Шамраенко, Шаповал, Шаповаленко, Шатайло, Шидловский (Щедловский), Шлупак, Шпак, Шпаковский.
- Щербина.
- Юскевич.
- Яблуновский, Яновский (Еновский), Яковлев.
Несколько комментариев к списку.
Клечановские (или Кличановские) получили свою фамилию от балки Клечановской, на многих старых картах Богоявленска она обозначена.
Яким Жадик часто приглашался в восприемники на крещениях и поручители на свадьбах. Один из его потомков (или однофамильцев) был участником убийства богоявленского активиста Н.И. Иванова в 1923-м году. Когда-то в Октябрьске была улица Иванова, теперь она называется Уральская.
Фамилия Коба в некоторых книгах писалась как Скоба. Один из носителей этой фамилии, Иван Мартынович Коба, известен тем, что в его доме в марте 1944 года находился штаб батальона майора Ф.Е. Котанова.
Ляляк Иван Ефремович жил на нашей улице (Ватутина). До войны дружил с Героем Советского Союза Андреем Ивановичем Андреевым.
Семен Аверьянович Федоровский по приказу Федора Евгеньевича Котанова организовал доставку ремонт лодок для десанта Константина Ольшанского. Его дочь – Валентина Семеновна – преподавала украинский язык и литературу в СШ №29. Она была замужем за известным краеведом Валентином Александровичем Касяновским.
Герой Советского Союза летчик Петр Алексеевич Козленко также был уроженцем Богоявленска.
Щедловский Макар Иванович, также живший на нашей улице, ушел на войну и пропал без вести в сентябре 1941-го года. У него осталось три дочери, потомков по мужской линии не было.
Конечно, это далеко не все фамилии, еще не все церковные книги отработаны. Да и указаны в них только мещане православного вероисповедания, а ведь были еще католики, иудеи. Сведения о них заносились в другие книги.
Оглянитесь вокруг, большинство жителей Корабельного района – потомки первопоселенцев. Русские, украинцы, белорусы, евреи, поляки – иногда соседей по фамилии не знают, только по уличной кличке, но никогда не упускают случая напомнить, что они – богоявленцы.
Автор статьи: Николай Пономаренко (фото из личного архива автора).