От прошлого через настоящее к будущему...

Откуда Витовка пошла?

Со временем незыблемые истины перестают казаться таковыми тем больше, чем больше углубляемся в суть вопроса. Так возникает сомнение. А стоит перепроверить какой-нибудь общеизвестный факт, как оказывается, что это миф, выдумка или просто заблуждение.

Сомнения в достоверности наших знаний о Витольд-Гаммани и Витовке возникли у меня много лет назад, когда я только начал собирать материалы по этим населенным пунктам. Сразу же бросилась в глаза масса нестыковок, но уверенность в том, что все мои предшественники, занимавшиеся этим вопросом до меня, правы априори, не давала моим сомнениям развиться до прямого неприятия. Его и сейчас нет, этого неприятия, как нет достаточных прямых научных оснований для этого, но многие косвенные факты дают повод для размышлений.

Первый вопрос, который я задаю себе: откуда мы знаем о поселении Витольд-Гаммани? Конечно же, от Григория Николаевича Ге. В «Историческом очерке столетнего существования Николаева при устье Ингула (1790-1890 гг.)» он пишет: «...село Витольд-Гаммани, прозванное нашими сейчас - же Витовкою…». Но откуда об этом узнал сам Ге? В примечаниях к абзацу Григорий Николаевич ссылается на карту, которая называется «Границы Польши от Балты до реки Синя-Вода, обнимающия территорию Козаков Уманских и Запорожских…». Об этой карте поговорим ниже, а пока поищем сведения о Витовтовой бане в других работах других авторов.

Открываем «Історію міст і сіл Української РСР. Миколаївська область», изданную Институтом истории Академии наук УССР в 1971-м году. Страница 434, третий абзац: «Перша відома назва населеного пункту походила від імені литовського князя Вітовта, який під час походів на татар в кінці XIV століття побудував тут укріплення та заснував митницю для торгівлі з ними». Здесь уже есть ссылка на первоисточник: «В.Г. Ляскоронский. Русские походы в степи в удельно – вечевое время и поход кн. Витовта на татар в 1399 году. СПб., 1907. стр. 99, 100». Уже лучше. Но только на первый взгляд потому, что ни на 99-й, ни на 100-й странице нет ни слова о том, что князь Витовт основал таможню неподалеку от слияния рек Южный Буг и Ингул. Нет ничего похожего и на других страницах от первой до последней.

Так откуда же мы знаем о Витольд – Гаммани на месте нынешнего Корабельного района? И что?

Вот что говорят путешественники. Литовский вельможа Михаил Литвин в своей книге «Мемуары, относящиеся к истории Южной Руси» пишет: «…при переправе через Борисфен у Тавани; там и поныне сохранилось в целости каменное здание со сводами, которое и наши, и татары, и греки называют Витовтовою банею».

Другой мемуарист, Мартын Броневский, посетивший Крым в 1578 и 1579 г.г., в книге «Описание Татарии» сообщает следующее:
«Рекою Бугом или Гипанисом дойдем до самого Очакова; потом речками Трестенетом (Тростянец), Берсадою (Бершадь), Ольшанкою и Савранью (откуда степи Савранские получили название) до пасеки какого-то Онисия, незнатного русского, где растут очень высокие дубы. Далее виден на Буге каменный мост и баня, которая, как уверяют, была некогда построена великим и знаменитым полководцем Витолдом, воинственным князем литовским». Несколько путано, но можно понять, что речь идет о северных районах Николаевской области, а также о части Винницкой и Кировоградской областей.

Паломник Зосима в своих записках указывал, что еще в начале ХV века Буг неподалеку Брацлава пересекал великий купеческий путь из Киева в Белгород (на Днестре). Здесь была еще одна Витовтова баня.

Филипп Брун утверждал, что эта переправа через Буг позже стала известна как Витовтов брод. Как видно, указано несколько мест расположения Витовтовой бани. Следовательно, Витовтова баня - это сама таможня, в которой таможенник жил и собирал пошлину с купцов.

В.Г. Ляскоронский в своей книге говорит еще об одной Витовтовой бане: «… во времена Витовта на острове Хортица, за порогами, была устроена литовцами таможня для сбора пошлин с шедших через нее товаров, и что для охраны одного из важных пунктов переправы через реку Днепр Витовт построил замок при устье р. Псла (Псел), в местности, где ныне лежит г. Кременчуг».

Может быть Боплан упоминает о селении Витольд–Гаммани? Не упоминает: «Выше Семенова Рога, на Буге, находится Виноградна-Криныця — источник над обрывом, прекрасное и очень удобное место для поселения, как вследствие обилия леса, так и потому, что здесь можно было бы построить мельницы». Виноградна-Криныця, Виноградная Круча – это тоже не населенный пункт. Это название местности, которая очень удобна для поселения… Украинский историк начала 20-го века Федор Петрунь называет это место урочищем. И тут же, на карте, то ли подтверждая слова Боплана, то ли опровергая их, помещен значок: кружок с крестиком над ним (скорее похожим на полумесяц). Кто-то склонен трактовать его как православную церковь, оставшуюся еще со времен Девичьего монастыря. Но в условных обозначениях к карте это всего лишь Sloboda, Latine nova Colonia - Слобода, по-латыни "новая колония". Как понимать это словосочетание? Наверное, так, как написал Боплан в своей книге - место, удобное для поселения. В перспективе.

1709 год. Генерал-майор Г.С.Волконский преследует разбитого под Полтавой шведского короля Карла XII и украинского гетмана Ивана Мазепу. Донесение Волконского А.Д. Меншикову от 9 июля 1709 г.: «И я с командою своею поворотился назад, к Кременчюку, для того ...что у драгун провианту ничего нет и 5 дней хлеба не едали, а достать было невозможно, для того что от Кременчюка до Очакова деревень не было, все шли степью».

Так было ли поселение Витольд-Гаммани на месте нынешнего Корабельного района или его не было? Почему все остальные таможни назывались по-русски, а одна по-татарски? И почему годом ее основания считается 1399-й?

Действительно, почему? Кто и когда установил 1399 год годом основания Витольд–Гаммани? 1399-й год вошел в историю тем, что Витовт потерпел сокрушительное поражение от хана Темир–Кутлука. До основания ли таможен было ему в это время? Всю весну и лето шла подготовка к походу на татар, в августе состоялась битва, а тут как грибы после дождя стали расти Витовтовы бани. Выходит, и с датой основания нехорошо получается. Но ведь таможни появлялись, и это очевидно. Когда – другой вопрос. Ответ на него тоже прост – во время правления Витовта. А 1399-й год выбран потому, что это самое подходящее время – Витовт со своим войском вошел в междуречье Днепра и Буга.

Единственным свидетельством основания Витовтовой бани является работа Ф.М.Шабульдо «Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского». В ней, в частности, сказано: «Летом 1398 года <литовские дружины> достигли побережья устья Днепра, на правом берегу которого по распоряжению Витовта была сооружена каменная крепость Тавань». А в Тавани как раз и находилась таможня с башней (баней). Теперь о том, почему везде Витовтовы бани, а у нас – Витольд-Гаммани.

Вариант ответа на этот вопрос можно найти у Ляскоронского: «Витовт старается обезопасить свои южные границы поселением на них татарских выходцев из Орды. Сначала идет заселение порубежных со степью земель на правой стороне Днепра, а затем уже и на левой. Особенное внимание было обращено Витовтом на слабые пункты по р.Южному Бугу и на места к востоку от означенной реки к Днепру».

Можем предположить, что Витовт основал таможню на территории нынешнего Корабельного района, заселил ее татарами, от которых и пошло название Витольд–Гаммани. Но это была не основная таможня, не государственного, так сказать, значения, а местного. Дело в том, что основной торговый путь из Крыма проходил по Днепру, пересекал остров Тавань близ современного Берислава в Херсонской области, далее снова вдоль Днепра до Звенигорода и Черкасс. Если надо было попасть на Подолье, возле Брацлава пересекали Южный Буг и еще одну таможню. Если купцы хотели избежать таможенного сбора, они делали большой крюк от основного пути. Один из таких обходных путей мог проходить вдоль Бугского лимана и реки Южный Буг, а чтобы налоги поступали сполна, настроили таможен еще и там.

Что же могло произойти дальше? После смерти Витовта таможни прекратили свое существование, а их персонал, скорее всего, разбежался. Здесь нет ничего удивительного, ибо земли между Днепром и Бугом снова отошли татарам, а их соплеменники, перешедшие в свое время на службу к Витовту, поспешили уехать подальше от мести своих бывших сородичей. До наших дней сохранилось название Витовтова балка в Корабельном районе. Возможно, Витовт пил там из источника, может, проезжал мимо, но время прошло, а название осталось. Возможно, что и местность возле балки называлась Витольд–Гаммани в память о существовавшем здесь некогда поселении. Но это тоже очень сомнительно.

Так что же получается, триста с лишним лет до основания Николаева здесь никто и не жил? Наверное, какие – то селения время от времени возникали. Вот и Светлана Васильевна Бойчук, наш николаевский краевед, утверждает, что «опубликованная в 1998 г. неизвестная карта Юга Российской империи до 1701 г. (напечатана в Голландии) указывает название поселения в Корабельном районе города – Бинчарандакр. Название и судьба поселения – тайна и загадка в краеведении». Но что это за карта? Кто ее видел?

Есть, например, карта Риччи Занони, который во второй половине XVIII века прибыл в наши края для точного установления пограничных владений Польши и Турции со стороны Буга и низовьев Днепра. На ней примерно в районе современного Корабельного района четырехугольником отмечено поселение, рядом с которым есть надпись латинскими буквами Vitold Hammami, а под ней – арабская вязь. Примечательно, что слово «баня» написано в турецком звучании – Хамами.

Есть в этой карте еще один любопытный момент. Я обратил внимание на то, что под некоторыми названиями имеется четырехугольник неправильной формы с точками на вершинах, обозначающий, судя по всему, поселение. Но некоторые из четырехугольников закрашены внутри, а некоторые нет. Отсюда я сделал вывод, что закрашенные четырехугольники – это населенные пункты, а не закрашенные - соответственно, не заселенные. Оказалось, это вовсе не поселение, а воинское укрепление или редут. По крайней мере, такой вывод можно сделать, ознакомившись с условными обозначениями на карте и их пояснением. Для чего он здесь был нужен, этот редут? Русские армии имели привычку ходить на штурм Очакова вдоль левого берега Южного Буга до Русской косы. Редут построили турки или татары то ли для наблюдения за передвижениями русской армии, то ли для их временной задержки на марше. И таких редутов вдоль Южного Буга было несколько. Скорее всего, после подписания Кючук–Кайнаджирского мирного договора в 1774 году турки ушли, оставив свои укрепления.

А строились они в начале 60-х годов XVIII века. Из чего это может следовать? 10 мая 1763 г. был издан документ, который назывался «Записка и выводы Коллегии иностранных дел по поводу действий крымской стороны о поселении возле р. Буг слободы». Речь в нем идет о том, что татарский хан самовольно, без разрешения российского правительства, построил слободу в районе рек Южный Буг, Синюха и Кодыма. Коллегия пришла к выводу, что хан действовал в рамках соглашений России с Портой, и прав российского государства не нарушал. Мало того, размещение слободы в этом районе признано полезным, так как находилась она на самой границе с Польшей, т.е., была как бы пограничной заставой. А если хан захотел заселить и другие районы на своей территории у Южного Буга, так это внутреннее дело Татарского ханства. Может быть, эти объекты и нанес на свою карту Риччи Зонони.

Карты Риччи Занони датированы 1767 и 1772 годами. В таком случае становится понятным, почему на более поздних картах, в частности, на «Генеральной карте Новороссийской губернии» 1779-го года Ивана Исленьева нет поселка Витольд – Гаммани: зачем наносить на карту место, в котором никто не живет. Именно на эту карту ссылался и Г.Е.Ге.

Теперь интересно поразмышлять о том, как появился топоним «Витовка». Для этого я отыскал современные поселения с таким названием, и вот что выяснил. Брянская область, Витовка – село образованное в конце XVII века. Согласно преданиям, получившее свое название благодаря кринице "Витовтов колодец", из которой пил литовский князь Витовт. Сохранились в Витовке развалины храма Покрова Богородицы, построенного графом К.Г. Разумовским в 1780 году в стиле раннего классицизма.

Еще одна Витовка - деревня в Дзержинском районе Минской области в 5 км от города Фаниполь. Название происходит от боярина Вита. Удивительно, но в нашем случае есть и князь Витовт и человек по фамилии Витт (Вит)!

Покойный ныне Анатолий Григорьевич Сацкий в своей статье «К возникновению топонима «Витовка» считал, что данный топоним произошел от имени польского графа Иосифа де Витте – бывшего каменец – подольского губернатора, перешедшего на русскую службу при Г.И.Потемкине. Косвенно эту версию подтверждают заметки князя Ивана Михайловича Долгорукого, но в несколько ином контексте: «Я сидел на самой той скамейке, на которой П....(Потемкин – Н.П.) сматривал рано поутру, как возят в сад щебень, песок, деревья, как все шевелится для прихоти его и ищет его благосклоннаго взора. Натура, думал я, все та же, но снят с нея наряд; душа сих мест удалилась в другия селения; — все мертво было около меня. Сад при нем назывался Витовской. В то время, как он убирал его, г-жа Витт кружила ему голову. О! я в том стою, умру с тем, что в жизни нашей то только время и можно счесть блаженным, в которое любовь сводит нас с ума!...» («Славны бубны за холмами 1810 года. Описание Богоявленского»). Князь имеет в виду роман князя Потемкина с гречанкой Софией Главани, в замужестве – Витт (Вит). Ее супруг, польский подданный, комендант Каменец - Подольска, с легкой руки Потемкина совершил головокружительную карьеру в России. Он получил титул графа, генеральский чин и должность коменданта Херсона в обмен на разрешение Софии сопровождать Потемкина в его поездках.

Не от Софии ли Витт (или Вит по тогдашнему написанию) пошла Витовка? Расстроенный расставанием с великолепным садом, князь Долгорукий в сердцах восклицает: «Отъехав с версту, я кинул еще взор на ветвистый орешник и на купол великолепной ванны. Витовка! место безподобных очарований! — если ты и ныне дивишь любопытных, что ж была ты тогда, как вельможа сыпал в тебя все свои сокровища? — конечно, рай земной»!

Отмечу, что князь Долгорукий посетил Богоявленск в 1810-м году. А что касается Софии Витт, то ее любовь к садам трансформировалась в знаменитый Софиевский парк, который заложил в ее честь ее новый супруг – граф Потоцкий.

Первое упоминание о Витовке встречается в одном из донесений Михаила Илларионовича Кутузова, который, как известно, принимал участие в русско–турецкой войне 1787–1794 года: «1788 года января 3. Вчерашнего числа после переходу неприятеля в устье Ингула, что было часа за три до вечера, переходила также его партия и в Витовку, то есть там, где осенью стоял Екатеринославский казачий полк». Более ранних упоминаний о Витовке пока не найдено.

Если в конце 18-го века не было никакого поселения, то не было и церкви. Знатоки истории возразят: позвольте, а как же метрическая книга церкви Богоявления Господня 1773-го года? Неужели и ее нет? Есть, но вот выписка из Хронологико-исторического описания церквей епархии Херсонской: «Села Богоявленского, Богявления Господня, деревянная, Бобринецкого уезда. Начало ея неизвестно, а бытие с 1773 года доказывается метричною, при сей церкви находящейся, книгой. Церкви сей уже не находится, вместо ее построена в 1791 году другая деревянная». Ныне это село Радьковка Кировоградской области, а Витовка, и после Богоявленск, относились к Херсонскому уезду. Интересно, что в указанном выше описании церквей ни Витовка, ни Богоявленск не упоминаются вообще.

Следовательно, и церкви в Витовке не было. Косвенно это подтверждает и Татьяна Николаевна Губская: «…есть доказательства существования первой госпитальной церкви – в посаде Богоявленском – еще в 1788 году. И назывался тогда храм во имя святых Захария и Елизаветы» («Военное духовенство и священники Николаева»).

А вот как описывает Богоявленск в 1788 году немецкий доктор Эрнест Вильгельм Дримпельман: «Проехав почти полдороги, я увидел место, где находились помещения для больных и жил бригадир. Это место называлось “Богоявление” и состояло из 16 крытых тростником деревянных жилищ, устроенных наподобие госпиталей и из множества палаток и Татарских войлочных юрт. Сверх того, несколько жилищ были выкопаны в земле, едва выдавались из нея, но имели также своих обитателей». Была бы местность, которая называлась Витольд – Гаммани, обитаема, разве 16 тростниковых хат было бы в ней?

Теперь самое время выяснить, зачем Потемкину понадобилось переименовывать Витовку в Богоявленск, если церкви Богоявления Господня в ней не было? На мой взгляд, это связано с далеко идущими планами Потемкина. В селе Богоявленск должна была быть построена церковь Богоявления. Об этом пишет и Потемкин в одном из писем Фалееву: «Для строения монастыря в Спасском <…>, Соборой церкви в Николаеве и в Богоявленске, камень тесаный готовить. – Камень готовить и строить прежде церковь» (25 апреля 1790 года). Далее планировалось построить еще и монастырь, о чем свидетельствует запись в Хронологико-историческом описании церквей епархии Херсонской. Князь Потемкин-Таврический так писал к Амвросию, архиепископу Екатеринославскому 25 июля 1789 года: "В высочайшем Ея Императорскаго Величества мне рескрипте от 6 дня сего месяца, за собственноручным Ея Величества подписанием между прочим изображено: монастырь на Витовке, что близ устья Ингула, повелеваем устроить, под названием Спасо-Николаевскаго, присвояя ему степень бывшего Симонова монастыря, а архимандриту энкольпион и служение Киево-Печерской Лавры, но с зависимостью от архиепископа Екатеринославскаго, и в сие звание архимандрита, произвесть находящагося при армии игумена Моисея.
Воля сия Монархини, по случаю кончины князя Потемкина, не исполнилась, и на устье Ингула монастыря никогда не было».

Что же получается? Вся история нашего края до основания Николаева взята из карты Ричи Заннони? Из всего сказанного выше, можно сделать некоторые выводы.
1. Поселения Витольд-Гаммани не существовало, было воинское укрепление Витольд–Хамами. До 1767 года о нем нет никаких сведений.
2. На карте Боплана показано урочище Виноградная Криница с источником и значок, обозначающий слободу, т.е., новое поселение. Это значит, что примерно от смерти Витовта и до появления Боплана на месте будущей Витовки постоянных поселений не было. Скорей всего, их не было до 1774 года (дата тоже условная).
3. Кого имел в виду Г.Н.Ге, говоря о «наших», тут же назвавших Витольд-Гаммани Витовкой – тоже не известно. Может это казаки Екатеринославского полка, а может крестьяне капитана Филиппа Демского, которых он привез сюда, осваивать пожалованные ему земли. Но откуда взяты сведения об этом, тоже не известно.

На этом и остановимся. Или начнем поиск более достоверных источников, проливающих свет на происхождение как Витольд-Гаммани, так и Витовки.

Автор статьи: Николай Пономаренко

Оставить комментарий

Николаевский БазарЪ на twitter