«Забытый мэр» - директор Николаевского трамвая.
На центральной лестнице в горсовете висит список градоначальников города Николаева. Есть в нем и фамилия ШТЕМБЕРОВ, но нет ни имени, ни отчества. Жаль, что в мэрии не удосужились узнать кто же этот человек и как его имя.
Я постараюсь сегодня, в канун празднования 100-летия Николаевского трамвая, вернуть в историю города имя Штемберова Евгения Николаевича.
Что происходило в Николаеве в конце 1929 года сегодня сложно сказать точно. Шла административная реформа и 1 октября 1929 года Штемберов Евгений Николаевич был назначен председателем городского совета, то есть – стал мэром города Николаева.
Пробыл он на этом посту не долго, ровно три месяца. Конечно, два месяца это очень маленький срок, но если бы писавший этот список узнал о том, что Евгений Николаевич руководил нашим трампарком много лет, думаю, имя отчество отыскали бы в архивах.
Но сегодня разговор не об этом периоде жизни Штемберова.
Трамвайный кризис
Евгений Николаевич принял трамвайное хозяйство города, когда оно находилось в плачевном состоянии – до пика трамвайного кризиса оставалось немного. Пассажиропоток вырос в разы.
Часто трамваи возвращались в парк из-за лопнувших осей колесных пар, вследствие перегрузки пассажирами вагонов, которые не просто заполняли весь салон, но и висели гроздями снаружи и сидели на крыше. Новых вагонов не поставлялось. Массовый выход из строя трамваев из-за сгорания тяговых электродвигателей произошел в августе 1933 года. Пиком кризиса стал день, когда в строю работало всего 2 вагона.
Вот что писала газета «Шлях індустріалізації» в то время: "Заведующему трампарком тов. Штемберову уже остачертело говорить о ремонте вагонов… Трампарк последних лет превратился в своеобразную больницу, которая все время загружена покалеченными вагонами. Бесконечный ремонт. По нескольку вагонов ежедневно тянут на буксире к мастерским, разбирают, присматриваются и бессильно разводят руками:- А чем их ремонтировать? Где взять материалы……Все хлопоты ни к чему, мастерские трампарка, как и год назад, завалены покалеченными вагонами, технический персонал не знает, с какого конца начинать ремонт. Во-первых, потому, что вагоны безнадежно разбирать, во-вторых – нет материала ……Приелись уже тов. Штемберову разговоры про болезни трампарка, осточертело побираться у крупных предприятий-гигантов. Десятки комиссий видит трампарк, десятки интервью давал тов. Штемберов разным корреспондентам, о трампарке написаны большие громоподобные статьи, а …воз и ныне там".
Старые, дореволюционные вагоны, приходилось постоянно ремонтировать, а запчастей и материалов просто не было. Так в 1932 году трампарк получил всего 2 % необходимых изоляционных материалов и 4 (!) кг. лакокрасочных изделий.Однако, не смотря на такие сложности, Штемберов активно взялся за восстановление старого подвижного состава. Иногда доходило просто до курьезов, граничащих с варварством.
В ходовой части трамваев тех лет использовалась бронза. В молодой советской республике с ней была «напряженка», а уж о трампарке и говорить не приходилось. Новый директор заприметил в краеведческом музее три бронзовые пушки, находящиеся там еще с царских времен, и решил их использовать для решения проблем городского трамвая, т.е пустить их на переплавку. Сказано, сделано. Через горсовет было проведено решение передать три пушки Николаевскому трампарку для переплавки. Естественно в послереволюционное время это решение особых возражений со стороны депутатов не вызывало, пушки ведь имели старорежимное происхождение.
Но, такой поворот событий заставил работников краеведческого музея начать бурю протестов против «хозяйственной» деятельности руководства трампарка. Были разосланы письма, в вышестоящие организации, с требованием сохранить музейные экспонаты. Однако бюрократическая машина работала куда медленнее, молодого энергичного директора. К тому времени, когда вышестоящими инстанциями было принято решение о возврате пушек, две из трех уже работали в качестве подшипников на николаевских трамваях. Вернуть в музей удалось только одну.
Преодолеть кризис удалось к концу сентября 1933 года. На линии стало выходить 20-23 вагона. К концу октября «кладбище» поломанных вагонов ликвидировали. Вера Евгения Николаевича в светлое будущее и почти фанатичное стремление наладить работу городского трамвая совершали порой просто чудеса. Сегодня трудно себе представить, каким напором и силой убеждения нужно было обладать, чтобы в те трудные годы, добиться в Москве наряда на изготовление трамвайных вагонов для Николаева на Черноморском Судостроительном заводе, да при этом еще и «подвинуть» выполнение заказов на постройку трамваев для таких крупных городов как Днепропетровск и Запорожье. В 1934 году завод «Марти» сдал трампарку 9 новых моторных вагонов и 4 прицепных. В 1933 году начали проектировать новые линии трамвая, в том числе и по ул. Скороходова, которую открыли 5 октября 1935 года.
Суд за две недели
13 мая 1936 года на углу улиц 6-й слободской и Скороходова во время рабочей перевозки моторный и прицепной вагоны сошли с рельс и перевернулись набок. Прокуратура начала следствие в отношении вагоноважатой, стаж которой на линии с пассажирами составлял всего 4 дня.
Спустя несколько дней обвинение было выдвинуто и в отношении ряда руководителей трампарка, в том числе и директора. В эти же дни, 15 мая 1936 года, произошла еще одна авария – столкновение двух трамваев. А уже 19 мая 1936 года в Николаеве Одесский областной суд начал слушание по обвинению 8-ми работников трампарка в бесхозяйственности, отсутствию внимания ремонту парка подвижного состава и трамвайных путей, нарушении финансовой дисциплины и многого другого. А 26 мая 1936 года суд вынес приговор всем участникам процесса. Штеберову присудили 1 год принудительных работ. Так как это был тридцать шестой год, приговор был очень мягким. Спустя год, многие трамвайщики в других городах получали куда более серьезные сроки. Однако именно этот приговор позволил Евгению Николаевичу избежать репрессий 1937 года и вернуться на занимаемую должность в послевоенные годы. Отбывал наказание Евгений Николаевич вероятно на своем рабочем месте, хотя официально директорами в этот период назначались другие люди.
Стараниями коллектива трампарка под руководством Штемберова к 1940 году удалось довести протяженность трамвайных путей до 41 км., а количество трамвайных вагонов до 71. За этот период было перевезено 15 млн. пассажиров. С началом Великой Отечественной войны вся семья эвакуируется в поселок Сталино, Астраханской области.
Новые линии, широкая колея, "троллейбусное начало"
В 1946 г. Штемберов Евгений Николаевич вновь назначается начальником трамвайного управления. В это время в городе опять очень остро стоит вопрос с нехваткой подвижного состава. Евгений Николаевич проводит много времени в командировках в министерстве и вновь как в 1932 добивается строительства на Черноморском Судостроительном Заводе 10 моторных и 10 прицепных вагонов, которые были списаны и порезаны лишь в 1969 году. Тогда же, он избирается депутатом Николаевского горсовета от 153 избирательного округа.
В 1949 году Николаевский трамвай впервые отпраздновал юбилей своего предприятия. А 8 декабря 1949 года Николаевский Горисполком принял решение № 1760 «О строительстве трамвайной ветки до поселка Новый Водопой и к Южному турбинному заводу». В Постановлении Совета Министров СССР от 4 августа 1951 года говорилось о начале проектных работ первого троллейбусного маршрута.
С 23 июня 1952 года в Николаеве начали эксплуатировать ширококолейные трамваи, открылось движение по маршруту 6-я Слободская – Новый водопой. В период 1953-1954 годов перенесена линия с улицы Советской на улицу Декабристов. Тогда же, впервые в Николаеве пришлось «вплести» колею шириной 1000 мм в рельсовый путь шириной 1524 мм. 30 мая 1953 года первый трамвай пришел в Широкую балку. Осенью 1954 года полностью открыли Депо № 2. В декабре 1955 года началось движение трамвая по улице Чкалова.
Директорский автомобиль
Все это время, начальник трампарка жил в ведомственной квартире на улице Московской, 69 угол Привозной (сейчас Дунаева) на втором этаже, прямо напротив остановки. Горожанам это было хорошо известно, поэтому частенько, когда подолгу не было трамвая, они устраивали импровизированные митинги под окнами директорской квартиры и громко высказывали все, что они думают о нем и трамвайном движении в городе. Ездил директор трампарка на бричке, запряженной одной лошадью и лишь в начале 50-х годов у директора появился автомобиль – старенький «Москвич», да и тот больше ремонтировался, чем возил его.
В октябре 1955 года на повороте, возле завода «Экватор» произошла серьезная авария. Трамвай, разогнавшись от улицы Буденного, на огромной скорости не вписался в поворот и перевернулся. Были человеческие жертвы. Было заведено уголовное дело, как всегда злопыхатели пытались повесить всех собак на директора, к счастью ничего у них не вышло.
В 60-е годы неизвестно откуда появились слухи, что при расстреле коммунаров, один из них чудом уцелел. Зная, что Штемберов был пламенным революционером, и в годы революции участвовал во многих митингах и забастовках, а возможно и имея достоверную информацию, партийное руководство не раз предпринимало попытки создать «героя» из Евгения Николаевича. Ему не раз предлагалось сказать, что он 62-й коммунар, случайно уцелевший при расстреле, однако тщетно. Так и останется для нас загадкой, был ли он шестьдесят вторым или это была просто пропагандистская кампания.
Несмотря на свою загруженность Евгений Николаевич уделял очень много внимания проблемам коллектива трампарка. Только благодаря его неуемной энергии и настойчивости, в 1956 году коллектив управления получил новый, четырехэтажный, 32 квартирный жилой дом по улице Московской, 4а, который из-за «плохой» планировки квартир, не подошел работникам горсовета для собственных сотрудников. В этом доме, до конца своих дней, и проживал Евгений Николаевич с семьей.
Он всегда находил время для дворовой детворы. Вместе с детьми он благоустроил прилегающую территорию и двор дома. С готовностью помогал соседям в решении любых бытовых проблем. Не стесняясь, и не смотря на свою должность, он мог спокойно починить замок соседке, а уже через час ехать в Москву «выбивать» новые трамваи для города.Выйдя на пенсию, в 1960 году, Евгений Николаевич возглавил один из ЖЭКов города, где со свойственной ему неугомонностью добивался решения квартирных и бытовых проблем для сотрудников трампарка.
Через 3 дня Николаевскому трамваю исполняется 100 лет и очень хочется, чтобы горожане хотя бы иногда вспоминали человека, отдавшего столько сил на развитие и поддержание одной из самых важных транспортной артерии города. А в горсовете, на табличке, появились имя и отчество Евгения Николаевича.
Автор статьи: Андрей Шинкаренко, 31 декабря 2014 года
Фотографии Николаевского трамвая в нашей фотогалерее:
100 лет Николаевскому трамваю.
Трамвай в цвете, 1979 год. Фото немца Шрайнера.
Краткая биографическая справка. Штемберов Евгений Николаевич | |
Дата и место рождения | 1894 год. |
Ведомости о семье и потомках | дочь - Лященко Раиса Евгеньевна |
Основные этапы деятельности | 1 октября 1929—5 января 1930 - городской голова г. Николаева |
Дата и место смерти | 1967 год, г. Николаев |