24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

Хождение к морю. Часть II.

…Остался один, да еще и под холодным проливным дождем, да еще и в открытой, продуваемой всеми ветрами степи. Это тот редкий случай, когда синоптики местных телевизионных каналов не ошиблись в своих прогнозах.

Говорили же мне: - «Поехали домой!»… Ну, ничего, прорвемся. Тем более, что летнее небо во время грозы, а особенно на берегу моря, очень хороший «барометр», по которому можно с точностью сказать как скоро прекратится непогода.

Именно поэтому, несмотря на сильный дождь и шквальный ветер, я решил все-таки пройти до конца намеченный маршрут, поскольку был уверен, что максимум через 30-40 минут распогодится.

ДМИТРОВКА

Так и случилось: просидев около получаса в какой-то будке на окраине с. Дмитровка, наблюдая за дикой красотой летней приморской грозы, я стал замечать, что небо над Кинбурнской косой на другой стороне лимана слегка прояснилось, и между грозовых туч проблеснули первые лучи солнца. Дождь стал реже и тише. Не дожидаясь окончательного улучшения погоды (тем более зная, что оно неминуемо и имея довольно ограниченный запас времени), я начал обследование Дмитровского кладбища на предмет обнаружения и фиксации каменных крестов, которые, собственно говоря, и были основной целью моей поездки.

Таких на кладбище оказалось около десятка, причем большей частью абсолютно целые (даже побелены). На некоторых крестах отчетливо просматривались даты жизни и упокоения ушедших в иной мир, в основном – середина ХІХ века, а иные – вовсе без какой-либо «информации». Не буду говорить о том, что для меня значили эти, на первый взгляд обычные сооружения, скажу о другом – о самой Дмитровке.

Дело в том, что побывать в самом селе на сей раз ни мне, ни другим участникам небольшой «экспедиции» не удалось: дождь нас застал в восточной части села, где был остановлен автобус «Николаев-Парутино-Очаков».

Учитывая расположение села на трассе (как и все последующие), я и сотоварищи проехал на автобусе до западной границы населенного пункта, где располагается местное кладбище и где, собственно, мне пришлось дождаться окончания грозы. Несмотря на это, не могу не сказать о Дмитровке, хотя бы в общих чертах.

Средних размеров село, центр сельсовета, основанное где-то на стыке XVIII-XIX веков, располагается вдоль берега Днепровско-Бугского лимана с одной стороны и Чехутовой (Чуфутовой) балкой – с другой. Земли, на которых расположен этот населенный пункт, как и все окружающие, во времена Ольвии входили в состав «хоры», то есть окрестных сельскохозяйственных поселений, которые обслуживали жизнь полиса. До 1920 г. и село носило название расположенной рядом балки - Чехутово.

«Чуфут (Чехут)» в переводе с татарского языка означает «еврей». Очевидно, два-три столетия назад это место населяли караимы (также иудейского вероисповедания) или евреи. Скорее всего, они занимались торговлей в расположенном неподалеку Очакове или же какими-то нехитрыми ремеслами. Несмотря на новое название села, балка на всех современных картах и лоциях так и осталась – Чехутовой-Чуфутовой.

 

ЯСЕЛКА

Покинув Дмитровку, я направился по дороге к следующему пункту назначения, который располагался в 2,5 км западнее (по дороге, заодно, успел и обсохнуть). Этим пунктом стала Яселка, носящая такое название не из-за детских яслей, а от «ясел», места кормежки для волов, о которых будет сказано позже.

По-видимому, ясла располагались вдоль балки с аналогичным названием, от которой оно перекочевало и на село, примыкающее к ней. Ранее данный населенный пункт назывался Николаевкой, скорее всего по имени/фамилии владельца или основателя.

Село небольшое и довольно компактное. Основано не позже середины ХІХ века, о чем свидетельствуют те же каменные кресты на местном кладбище. Из достопримечательностей – только монумент односельчанам, погибшим во время Великой Отечественной войны, расположенный в начале села почти на краю обрыва над лиманом.

Идя вдоль обрыва, с высоты около 20 м я увидел внизу стаю лебедей из примерно 30-ти особей. Часть из них находилась в воде рядом с берегом, а другие – паслись на траве, щедро растущей под кручей. Зрелище очень красивое. Никогда раньше мне не приходилось видеть одновременно в таком количестве этих сильных, гордых и красивых птиц.

Постояв на обрыве, и в достаточной мере налюбовавшись послегрозовыми пейзажами, я отправился далее.

 

ИВАНОВКА

Повезло, что все села, которые я вознамерился посетить, расположены по асфальтированной трассе. В противном случае идти по достаточно раскисшей от дождя земле было бы весьма утомительно.

Идя по дороге и размышляя о своем, я добрался до Ивановки. В настоящее время это одно довольно большое село, центр сельсовета, расположенное между старой Очаковской дорогой и берегом лимана, разделенное на две части Воловьей балкой. По утверждению историков село было основано в 1795 году, вскоре после падения Очаковской крепости.

Вопрос о дате основания поселения достаточно спорный. Дело в том, что согласно «Ведомости, учиненной сколько и где в каком месте на отведенной войску Черноморскому земель состоит селений, хуторов, неводов и в них мужеска и женска полу душ» (Кубанский войсковой архив. Общая атаманская опись. Дело 1792 г. № 172) в урочище Воловой Балки находился хутор «великороссийской породы казака Федора Пятигорскаго», в котором проживало всего трое мужчин. Неподалеку (по данным той же Ведомости), на берегу лимана в урочище Залеску (до наших дней не сохранилось) располагался «невед казака Барабанчика», который обслуживали «7 душ мужеска полу».

Тем не менее, ясно одно: по окончанию русско-турецкой войны здесь стали селиться казаки войска Черноморского, а также беглые крепостные из северных губерний. Ими и было основано два села: собственно Ивановка и Покровка, разделенные между собой балкой. Название балки происходит, по-видимому, от располагавшихся вдоль ее склонов стойбищ для волов. Ведь на противоположном берегу Днепровско-Бугского лимана находятся Кинбурнские озера, где в промышленном масштабе добывалась соль, которую перевозили волами.

Кстати говоря, местные жители и поныне при общении разделяют административно единое село на две части (как, к примеру, и с. Мешково-Погорелово в Жовтневом районе), говоря на одних «він з Покровки», а на других «Івановські». Даже кладбища в селе разные.

Интересным является тот факт, что практически все села по дороге Парутино-Очаков расположены на склонах балок. Очевидно, в незапамятные времена по балкам протекали пресноводные речушки, впадающие в лиман, а люди всегда тянулись к воде и старались поселиться поближе к ее источникам.

В советское время с. Ивановка было достаточно крепким в хозяйственном отношении. Теперь же об этом напоминают лишь полуразрушенные ангары и мастерские, выкорчеванные сады и виноградники…

На старом сельском кладбище сохранилось достаточно много каменных крестов, некоторые из которых – настоящее произведение искусства. Присутствуют и кресты «византийской» формы в виде двуглавых орлов.

Заметьте, старая часть кладбища – нетронута, на ней не хоронят. Несмотря на то, что она заросла травой, а некоторые кресты от времени рассыпались, за ними продолжают ухаживать и не разрушают, как это делается повсеместно. Такое отношение к своему историческому прошлому, кстати говоря, очень характерно для жителей сел Очаковского района, за что им лично от меня низкий поклон.

В Ивановке сохранилось еще одно старое сооружение. По словам местной жительницы, благовидной старушки лет 85-ти, это старый помещичий дом, в котором в советское время располагалась контора колхоза. Несмотря на время, строение выглядит достаточно хорошо.

КУЦУРУБ

Практически примыкая к Ивановке на берегу лимана раскинулось село Куцуруб. Я и сам не заметил, как оказался в нем. Правда, для этого пришлось пойти не по дороге, а через небольшое убранное поле, набрав на свои сапоги достаточно толстый слой земли. Куцуруб (вернее старая часть сельского кладбища) являлся последним пунктом намеченного пути.

В литературе и документах в различное время название села подвергалось различным лингвистическим вариациям: Куцуруб, Кучуруб, Кучурубы и т.д.

По данным 15-го тома «Истории городов и сел Украинской ССР» с. Куцуруб основано в 1756 году беглыми крепостными, хотя, по-видимому, гораздо раньше.

Сами куцурубовцы объясняют происхождение названия села довольно интересно. Якобы, в далеком 1789 году царица Екатерина II проверяла военные посты под Очаковом вдоль Днепровско-Бугского лимана. Солдат, который нёс службу на посту, расположенном на территории современного с. Куцуруб, не пропустил царицу. И за преданную службу она дала ему золотой рубль. Фамилия (прозвище) солдата была Куц. Новость об этом распространилась далеко за пределы местности и повлияла на появление названия села – Куцуруб. Люди стали поселяться в том месте, где «царица дала Куцу руб». Легенда на грани абсурда! Общеизвестный факт, что Екатерина ІІ в этих краях никогда не была, а в Северном Причерноморье находилась только проездом по пути в Крым вдоль линии Днепра. Еще одно мнение существует: словом «куцюруб» называли «зігнутий, спотворений палець» («Етимологічний словник української мови», т.3, с.65).

Со временем количество населения увеличивалось. Восточная часть имела название Камши (первым поселился цыган Камша), а западная – Хуторы. Такое разделение села на части местными жителями сохранилось и поныне.

Если все-таки основываться на данных «Истории городов и сел…», то вырисовывается довольно интересная картинка, о которой, кстати, упоминал Николай Васильевич Пономаренко. Старые названия сел Очаковского, например, района явно тюркского (татарского, ногайского) происхождения: Аджигол, Куцуруб, Бейкуш (совр. Черноморка), Пикуш, Кабарга, Анчекрак (совр. Каменка). Это обстоятельство, а также уцелевшие памятники, свидетельствует о том, что южная часть нашего края «времен Очакова и покоренья Крыма» была не такой уж и безлюдной, как это принято считать.

При этом здесь жили и христиане, с чем мирилась турецкая власть (ислам вообще, пожалуй, самая веротерпимая религия мира, если не брать во внимание его радикальные ответвления). Мусульмане, иудеи и христиане довольно мирно сосуществовали рядом, имея каждый свою выгоду от такого соседства.

Не знаю как «во времена Очакова», а в первой половине ХІХ века берег Днепровско-Бугского лимана уже был заселен. Это подтверждает не только упомянутая «Ведомость». Так, согласно «Атласа Черного моря», составленного капитаном І ранга Е. Манганари по описям 1825-1836 гг. и изданного Николаевским депо карт в 1841 году, на месте всех пройденных населенных пунктов уже отмечены людские поселения. Правда, по названию отмечено только с. Кучурубы, но это, скорее всего, из-за того, что оно было самым крупным.

Еще одна легенда, которая до сих пор имеет хождение среди местного населения, касается высоких и крутых Куцурубских берегов, над Днепровско-Бугским лиманом. По утверждению некоторых жителей Куцуруба в этих кручах есть множество тайных ходов, проделанных еще во времена турецкого владычества, которые ведут ни много ни мало… в Турцию! При этом, в каждом из таких проходов «обязательно» спрятана золотая карета (хотя османы в них никогда не ездили) или хотя бы сокровища. Как видим, желание верить во что-то таинственное (причем связанное с богатством) является вечным.

Ограниченный временем (в 18:00 с Очакова отправляется последний автобус на Николаев, и на него надо было успеть), в Куцурубе я посетил только местное кладбище. Обнаруженные на нем каменные кресты меня приятно удивили, поскольку некоторые их формы («круглый», «солнечный», «якорный» кресты) ранее не встречались или встречаются на территории области крайне редко. Степень их сохранности также довольно удовлетворительна.

На Куцурубском кладбище расположено захоронение восьми воинов Очаковского укрепрайона береговой обороны, погибших в боях за Родину в августе 1941 года. Очаков – последний из крупных населенных пунктов, занятых гитлеровскими войсками в том трагическом для Николаевщины месяце. Могила ухожена и поддерживается местным населением в хорошем состоянии.

Кстати говоря, мне с. Куцуруб небезразлично еще и тем, что в нем родился дед по маминой линии – Антоновский Яков Трофимович. К сожалению, его, фронтовика, кавалера ордена ВОВ, освобождавшего Варшаву, чудом уцелевшего на Зееловских высотах и штурмовавшего Берлин, я никогда не видел. Дед умер за 6 лет до моего рождения в возрасте 59 лет, но для меня его жизнь очень многое значит…

Стоит отметить, что в селе функционирует Свято-Троицкая церковь, построенная уже в современное время. Сооруженную в 1844 году церковь Святого Николая Чудотворца, в советское время постигла участь большинства религиозных сооружений – закрытие и разрушение.

Вот и закончилось мое небольшое путешествие. Идти в Очаков я не захотел, поскольку в свое время обошел его вдоль и поперек (посвящать Очакову нужно не один очерк), а часть Очаковского района вдоль Березанского лимана будет пройдена позже.

Впереди был физический отдых от напряжения оставшихся позади километров и погодных условий, а также достаточно долгая дорога домой. Старенький автобус, переполненный людьми (а стало быть, и дорожным шумом-гамом), неспешно ехал в Николаев целых 2,5 часа. Несмотря ни на что, в памяти, как всегда, остались только приятные впечатления от маршрута, пройденного по родной земле.

Автор статьи: Алексей Кравченко

Поделиться:

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Николаевский БазарЪ на twitter