24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

Старая Богдановка. История и современность.

Есть в нашей области небольшие селенья, мимо которых проезжаешь и в памяти ненадолго остается только название на указателе. Водитель заметит только фон, чтобы решить с какой скоростью ехать, пассажир подумает сколько осталось, а ребенок спросит происхождение названия.

Взрослый задумается на мгновение и ответит первое, что придет на ум и с чувством выполненного долга забудет об этом. Но так не всегда, часто пытливый ум отыщет на краю памяти это воспоминание и заставит искать истину, чтобы потом, когда кто-нибудь сможет задать снова этот вопрос, он с уверенностью смог почувствовать себя Просветителем. До Просветителей нам далеко, но до Искателей вполне достаточно. Мы решаем начать со Старой Богдановки, что на правом берегу Бугского лимана, в десяти километрах южнее Николаева.

Место здесь для жизни удобное и подходящее. Пологая балка, наличие подземных вод и ручьев, берег лимана. Все это, во все времена, способствовало заселению этих мест. Еще издавна эта территория входила в состав Ольвийской хоры и наверняка именно тут располагалось какое-то поселение, о чем свидетельствуют многочисленные находки фрагментов древнегреческих амфор на территории села и вдоль береговой линии. В начале своего существования в «русский» период, т.е. с конца 18 века, это поселение именовалась - Дереклея. Название было перенесено из названия балки, в которой было построено село. Происхождение названия – от татарского «дерек» - дерево, лес и суффикса «ли», т.е. «лесистое место», «роща». В первой половине 19 века, чтобы отличать от Малой Дереклеи, село переименовали в Большую Дереклею. Однако одновременно, в тот же период существовало и параллельное ее название – деревня Богдановича, по имени владельцев Богдановичей.

Первым из них был Петр Григорьевич Богданович (1763-1834), действительный статский советник обер-штер-кригс-комиссар Черноморского флота. Участвовал в русско-турецких войнах, за что и получил в конце 18 века от Екатерины II земли деревни Дереклеи с окрестностями. Он дважды был женат: первый раз на Прасковье Петровне Зайцевской (1769-1817(?)), второй - на Ефросинье Ивановне Кузнецовой (урожденной Богдановой) (1784-1862), от которой у него было две дочери – Любовь Петровна (в браке Карабчевская) и София Петровна, которая стала впоследствии женой Николая Андреевича Аркаса.

Весьма интересна история брака этих двух людей. Вот как пишет Николай Платонович Карабчевский, сын Любови Петровны: «Позднее, из рассказов ее я узнал, как тетя Соня, неожиданно для всех, вышла замуж за Николая Андреевича Аркаса. Он настойчиво за нею "ухаживал" и несколько раз делал ей предложения, но она каждый раз отказывала ему. Зато она сразу приняла предложение другого, тоже моряка, Ш-ва и свадьба должна была состояться тотчас по возвращении его из заграничного плавания. Но, почти накануне своего возвращения из заграницы, он прислал невесте своей отказ, мотивируя его тем, что чувства его изменились, а в них никто не волен. Одновременно с этим, не заезжая из Севастополя в Николаев, он спешно перевелся в Балтийский флот. Оскорбленная в своем самолюбии и в своих чувствах девушка поспешила выйти замуж за своего неизменного претендента, каким был и оставался Николай Андреевич Аркас. В оправдание поступка Ш-ва, которого все, и мама в том числе, считали вполне порядочным и крайне деликатным человеком, она всегда поясняла, что, как она узнала впоследствии от ближайших товарищей Ш-ва, и тут он поступил только благородно. Заграницей он как-то тяжело заболел, должен был предпринять длительное лечение и не счел уже возможным стать мужем горячо любимой им девушки. Любопытно отметить, что Ш-в занял впоследствии очень высокое положение в морском ведомстве и очень способствовал служебной карьере Н. А. Аркаса. Но тетя Соня избегала с ним встреч и никогда о нем не говорила».

Существует мнение, что Богдановка считалась приданным Софии Петровны, но по воспоминаниям того же Карабчевского, Николай Андреевич Аркас выкупил деревню с выплатой соответствующей суммы всем претендентам на наследство.

Кто же прав? Оказалось, что все-таки Карабчевский, так как в архивных источниках удалось обнаружить переписку Н.А. Аркаса с претендентами на наследство, основным из которых был старший сын Петра Григорьевича Богдановича от первого брака, Константин. По этому поводу даже происходило длительное судебное разбирательство, которое закончилось в пользу Николая Андреевича в 1864 году.

Однако, фактически уже с 1860 года Н.А. Аркас стал владеть этим поместьем и серьезно занялся хозяйством Богдановки, которая по тем временам приносила и так неплохой доход. Адмирал выписал из-за границы специальные породы коров и лошадей, наладил овцеводство и разведение прудовой рыбы. Пруд, созданный в те далекие времена в верховье Дереклеевой балки существует и поныне!

(на снимках изображены Николай Андреевич Аркас и его супруга София Петровна)

Несомненно, самым интересным из сохранившихся в Старой Богдановке объектов является церковь, которой на сегодняшний день практически 150 лет. С ней связана масса легенд и слухов. После вступления во владение имением, семейство Аркасов начинает строить каменную домовую церковь Святого Николая Чудотворца. Историки-краеведы утверждают, что в 1860 году она уже начала действовать, а также церковно-приходская школа при ней. В приход единственной на всю округу церкви, входили также села Новая Богдановка, Малая Корениха, хутора Безводный и Подымово.

Эта церковь сохранилась и до наших дней, однако, не в первозданном виде. Представляет она собой типичное для того времени строение домовой церкви юга Украины, какие часто строили в своих имениях помещики. Нам не удалось отыскать информации о том, как этот храм выглядел изначально. Но судьба за 150-летнюю его историю преподнесла ему немало сюрпризов. После революции она еще какой-то период функционировала как церковь, но затем в 1920-х годах была приспособлена под склад зерна. Купола снесены, а церковная утварь вероятно вывезена.

Продолжать историю Старой Богдановки мы не позволим себе, не рассказав легенду, до сих пор передающуюся из поколения в поколение, и связанную с этой церковью. Как оказалось, практически каждый житель этого села, от мала до велика, может вам поведать историю о том, что: «В конце 19 века, когда имение уже принадлежало Н.А.Аркасу, умирает совсем молодая дочь адмирала, София. Девушку, в подвенечном платье, похоронили в склепе, расположенном в Старобогдановской церкви.

Шли годы. Наступили суровые революционные будни 1917-го и их бурное безбожное послесловие. В селе появились люди, желающие приспособить церковь для каких-нибудь не религиозных нужд. Один из городских уполномоченных, являвшийся одним из наиболее ярких сторонников атеизма при расформировании церкви и пропагандировании безбожия вскрыл склеп, в котором находился прах Софьи Аркас, вытащил гроб с ее останками из него и выбросил их на церковном дворе. Односельчане ночью втайне захоронили тело несчастной Софьи на местном кладбище. А с человеком, так не по-христиански поступившим, стали происходить странные вещи! Он стал разговаривать сам с собой, при этом обращаясь к Софье Аркас. А спустя некоторое время он и вовсе куда-то пропал. Одни поговаривали, что его увезли в «сумасшедший дом» или приют. Другие, что он и вовсе сгинул». Но, самое интригующее! Нам рассказали, что до сих пор привидение – дух Софьи Аркас можно увидеть по ночам вблизи церкви, в которой над ее останками так жестоко надругались.

Эту же историю мы прочитали и в книге Т. Березовской «Аркасівські місця на Миколаївщині».

Скажем честно, нечасто приходится слышать подобно рода истории. Как люди, сомневающиеся во всем мистическом, мы решили проверить ее подлинность. И вот чем это закончилось. Как удалось выяснить по материалам, хранящимся в государственном архиве Николаевской области, Софья Николаевна Аркас 15 ноября 1879 года умерла в г.Николаеве в 18-летнем возрасте от «бугорчатки легких», а попросту говоря от туберкулеза. Отпевали усопшую сначала в Адмиралтейском соборе, а затем – в Кладбищенской церкви. Похоронена она была в семейном склепе Аркасов, примыкающем к этой самой церкви.

Отправившись на кладбище, мы решили взглянуть на этот всем известный склеп.

В беседке над склепом имеются мраморные таблички, на которых выгравированы имена Николая Андреевича Аркаса, умершего в 1881 году, его жены – Богданович – Аркас Софьи Петровны, умершей в 1898 году и их сына – Николая Николаевича Аркаса, умершего в 1909 году, а также Михаила Леонтьевича Фалеева, останки которого были перезахоронены здесь в 1936 году, после разрушения его могилы, находившейся рядом с, тоже разрушенным, Адмиралтейским собором.

Как видим, Софьи Николаевны Аркас среди них нет. Попасть в склеп мы, конечно же, не смогли. Но, нам удалось узнать, что в начале нынешнего тысячелетия в этой беседке был произведен ремонт, до начала которого в ней висели еще несколько табличек с именами других членов этой знаменитой семьи, захороненных в данном склепе. Наверняка, среди них было и имя С.Н. Аркас.

На основании всего этого мы пришли к выводу, что рассказанная нам в Старой Богдановке история, не более чем выдумка, которая однако весьма вероятно имеет под собой какую-то почву. Ну, во-первых, в самой церкви, в правой ее половине, все-таки есть нечто похожее на склеп. Возможно, что это и не склеп вовсе, а церковный погреб.

Нам удалось его осмотреть. В небольшое, размером около 1,5х1,8 метров помещение со сводчатым потолком и стенами из оштукатуренного камня-ракушняка ведет такая же каменная лестница. Над входом в камне вырезан крест. Входных дверей сейчас нет, но когда-то они были, о чем свидетельствуют четыре массивные кованые петли на дверном проеме. Расположен он довольно низко от уровня земли. Мы бы даже сказали, что это скорее «цокольный этаж», нежели подвал. Уровень потолка расположен почти на уровне земной поверхности окружающей церковь. Кроме того, там очень сыро, несмотря на свежезацементированный пол. Можете себе представить, что было бы с телом умершего человека, которое лежало бы в таком склепе в сырости, на небольшой глубине и всего-то за деревянной дверью. А каков был бы от этого всего запах в самой церкви. Но, если предположить, что это все-таки был вход в склеп, то он был построен не просто так, а с целью похоронить определенного человека, т.к. обычно церкви с заранее предусмотренными местами для погребений не строились. А возводились они уже по факту смерти человека. Кто это мог быть – загадка.

Надеемся, что может быть тайна эта когда-нибудь откроется другим пытливым умам, а мы продолжаем.

Во время Великой отечественной войны в с 1941 по 1944 годы территория Старой Богдановки входила в т.н. Транснистрию – зону юрисдикции Румынских оккупационных властей. Тогда эта часть территории называлась Очаковским жудецем (уездом).

Судя по рассказам местных жителей, румыны, которые, как известно, являются в большинстве своем православными христианами, решили возобновить богослужение и, якобы с 1943 года церковь снова стала действовать, а службу в ней правил румынский священник. С тех пор этот храм уже фактически не закрывался. После войны там стал служить иерей Алексей Хрусталев, умерший со своей женой Анной от голода в 1947 году. Похоронены они в церковной ограде, слева от входа.

В настоящее время храм относится к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Находится он в хорошем, ухоженном состоянии. Украшением его является иконостас, написанный учеником Псково-Печерской школы иконописи и архимандрита Зенона, Андреем. В течении последних шести лет службу в церкви правит иерей Димитрий, во многом благодаря которому нам и захотелось написать это статью.

От прежнего облика «аркасовской» Старой Богдановки на сегодняшний день мало что осталось, за исключением отдельных, слабоуловимых деталей. Но тем не менее там есть и кое-что интересное и из современной ее истории

Усадьба и ее хозяйственные постройки, которые некогда располагались в имении знаменитого рода Богдановичей и Аркасов, к сожалению, не сохранилась. Ни от того величественного для этой местности дома с клумбами и мраморными ступенями, ни от аллеи тополей, о которых так тепло вспоминал Карабчевский, ничего не осталось – все это было разобрано местными жителями для строительства своих домов. И только в краеведческом музее сохранилось несколько фотографий начала 20-го века, где семейство Аркасов собралось у парадного входа своего Старобогдановского дома.

Отдельного внимания заслуживает кладбище, расположенное на северной окраине села. Причем это кладбище старое. Оно находилось там еще с 18 века и почти не меняло своих пределов. К примеру, на плане 1893 года его границы фактически такие же как и сейчас. Но кладбище довольно маленькое для такого населенного пункта. Можно наверняка утверждать, что многие погребения на нем произведены уже поверх других, как это происходило на старом николаевском кладбище. Однако нам все же удалось отыскать несколько старых могил с вытесанными из камня старинными крестами. На них высечены даты, в основном 19 века. Также там есть остаток надгробного памятника в виде двуглавого орла. Редко сейчас что-то подобное встретишь.

В 20-х годах 19 века по приказу Главного командира Черноморского флота и портов адмирала А.С. Грейга для установления связи между двумя основными базами черноморского флота была проложена оптическая телеграфная линия от Николаева до Севастополя. Эта линия представляла собой ряд каменных башен, расположенных в наиболее возвышенных местах на визуальном удалении друг от друга. Сигналы в них передавались с помощью фигур, которые изображались из трех сочлененных между собой в ряд палок – двух коротких по краям и одной длинной посередине. Каждая комбинация из этих палок обозначала определенную букву.

Такой телеграф еще назывался семафорным. Первая из этих башен располагалась на территории Николаевской астрономической обсерватории, а следующая – близ с. Старая Богдановка. Оттуда сигналы уже по цепи передавались башне, расположенной в с.Парутино. Парутинская и обсерваторная башни сохранилась и поныне. Они однотипные. В первой сейчас музей заповедника «Ольвия», а во второй станция гидрометеоцентра. По ним мы можем судить и о том, каков был облик Старобогдановской башни, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней, а была растащена местными жителями на камень в 1990-х годах.

Сейчас на этом месте есть только холм и остатки фундамента. Изображение этой башни есть также и на картах лоций 19-20 вв.

Расположение Старой Богдановки вблизи Бугского лимана также предопределило наличие водных навигационных знаков для судоходства по его сложному руслу. Причем, вышеупомянутая башня ранее служила одним из таких знаков. Напротив села поперек фарватера реки располагалась пробная мерная миля.

Ее створные знаки в виде высоких столбов белого цвета, находились прямо на территории села, к северу от балки. В 1965 году на противоположном берегу было начато строительство специализированного морского порта «Октябрьск». И в связи с началом его работы, уже в 1966 году на территории Дереклеевой балки были установлены два маяка, предназначенных для вывода судов из его гавани – передний створный и задний створный. Их мы можем наблюдать и сейчас.

Осматривая село и его окрестности, мы наткнулись на непонятную нам конструкцию, расположенную на краю обрывистого берега Буга, в южной части села. На вымощенной плиткой небольшой территории возвышается трехметровая искусственная горка или «голгофа», обложенная гранитными камнями. На вершине ее венчает двухметровый черный каменный крест. Ответ на вопрос «что же это такое?» находился на самом памятнике. Со стороны, обращенной на запад, на каменной табличке мы прочли надпись: «Сей крест освящен в лето господне 2002 от Рождества Христова в память 140-летия основания Николаевского морского порта и 140-летия сооружения вице-адмиралом Аркасом церкви Святителя Николая Чудотворца над Бугским лиманом в селе Старая Богдановка. Водружен сей крест тщания работников Николаевского морского порта при Архиепископе Николаевском и Вознесенском Питириме и настоятеле Свято-Николаевской Церкви священнике Михаиле. Святителю отце Николае, моли Бога о нас!» На лицевой же стороне «голгофы» обращенной на восток – к реке, в нише имеются выгравированные в черном камне – габбро, изображения Иисуса Христа и Богоматери. По правую сторону от них расположена исполненная таким же образом икона Св. Апостола Андрея Первозванного, а по левую – икона Св.Николая Чудотворца.

Выбор этих двух святых, как мы поняли, не случайный. Св. Апостол Андрей, как известно, стал первым из призванных учеников Христа и до встречи с ним был простым рыбаком. В связи с чем он и является покровителем моряков, рыбаков и вообще всего, что связано с водой. Он проповедовал слово Господне в Крыму, Причерноморье, в Киеве и других городах Древней Руси. Именно в честь этого святого в 1699 году в России был учрежден военно-морской флаг - синий косой крест на белом полотнище, который стал именоваться «Андреевским». А Cвятитель Николай издавна почитается на Руси, как чудотворец и великий угодник Божий. Более всего он его чтят именно моряки, как своего покровителя. Со стороны, обращенной на север в таком же камне выгравирована надпись: «О плавающих, путешествующих, негодующих, страждущих, плененных, и о спасении их Господу помолимся Господи помилуй». А со стороны, обращенной на юг имеется надпись: «Во блаженном успении вечный покой подаждь Господи рабом Твоим в морской пучине погребенным, воинам на поле брани убиенным и всем усопшим православным христианам, и сотвори им вечную память.»

Современная Старая Богдановка представляет собой обычное южное село средних размеров. Улицы, к сожалению, не вымощены и не засфальтированы. Географически, из-за Дереклеевой балки оно разделено на два отдельных микрорайона, которые местные жители называют «Болгарка», (расположен южнее балки) и «Коммунарка» (севернее балки). За весь период развития село то развивалось, то затихало. Естественно, численность его населения колебалась время от времени. К примеру, в одном из архивных документов, датированным 1835 годом, мы обнаружили данные о его ревизии, в которых указано, что на тот момент там проживало 299 человек - 166 мужчин и 133 женщины. А по состоянию на сентябрь 2009 года в нем насчитывалось 545 жителей.

На этом, уважаемые читатели, мы хотели бы завершить нашу краткую экскурсию по одному из самых обычных, но имеющему очень неординарную историю, месту нашего края.

В статье были использованы материалы из книг Ю.С. Крючкова, Д.И. Заковоротнего, Т. Березовской; энциклопедического словаря «Николаевцы», а также архивные документы ГАНО.

Выражаем благодарность настоятелю Старобогдановской церкви отцу Димитрию и сотрудникам Николаевского района Госгидрографии за помощь в создании статьи.

Дмитрий Оранский, Светлана Крыщенко

Поделиться:

Познавательно!

Довольно интересная статья.

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Николаевский БазарЪ на twitter