От прошлого через настоящее к будущему...

Спасское адмиралтейство

Фрагмент плана реконструкции Спасского Адмиралтейства 1875 год.Николаевцы привыкли считать день рождения нашего города и кораблестроения от дня основания Адмиралтейства. Но не все знают, что, помимо основного адмиралтейства на реке Ингул, существовало адмиралтейство на Бугском лимане, которое также строило корабли для Черноморского флота.

И оно было задумано еще на заре существования Николаева князем Г. А. Потёмкиным. Это второе адмиралтейство называлась Спасским, поскольку находилось на окраине Спасского урочища – имения Потемкина.

О Спасском Адмиралтействе известно очень мало. Но даже редкие архивные материалы и воспоминания современников позволяют воскресить его историю, узнать какие суда Черноморского флота здесь строились.

Первые сведения о Спасском адмиралтействе мы узнаём из докладных записок строителя города и верфей М.Л. Фалеева, представленных после смерти Потемкина главному командиру Черноморского флота адмиралу Н. С. Мордвинову. В одной из них приводятся следующие распоряжения Потемкина:  « …большие же суда и корабли все строить в Николаеве на Буге, где определил доку и калям (эллингам) быть и гавань деревянную сделать. Но как, по сделании сметы, оказалось то строение дорого и возможность открылась вычистить банку, препятствующую входить в Ингул кораблям …то посему… быть адмиралтейству и верфи на Ингуле, где теперь построение кораблей производится, а на Буге, в рассуждении имеющемся там ключевой воды, иметь док, в которой напускать и выпускать оную без машины».

Фрагмент карты Спасской балки 1833 год.Как видим, даже в сокращённом варианте проекта в Спасске предусматривалось создание сухого дока для постройки и ремонта кораблей.

При адмирале Н. С. Мордвинове была сделана первая попытка осуществить предписание Потемкина. Вот отрывок из его доклада Павлу I (23 февраля 1795 года): «…Но как покойный светлейший князь Потемкин Таврический усматривал надобность в построении дока при Спасском и превосходства сего места против находящегося на Ингуле, который мелководен и узок, для перенесения кораблестроения на Буг, то, сообразно оным предположениям, сочинены были планы доку и эллингам...».

Автором проекта был инженер Гаскоин. Однако этот проект так и не был осуществлён: в первые 25 лет существование Николаева главные командиры Черноморского флота менялись, как в калейдоскопе; им по-видимому, было не до Спасского Адмиралтейства - флот практически не строился, и в главном Адмиралтействе и на Ингуле эллинги пустовали годами.

Только с назначением на Черноморский флот вице-адмирала А. С. Грейга идея Потемкина была осуществлена. Новый главный командир, получив в наследство от маркиза Де Траверсе захиревший Черноморский флот, принялся энергично его возрождать. Существовавшие эллинги, в основном, в Адмиралтействе на Ингуле не могли обеспечить постройку большого количества судов, поэтому А. С. Грейг поручил разработать проект постройки эллингов в Спасске и добился разрешения на его осуществление.

Было построено два эллинга для закладки крупных судов (кораблей и фрегатов). Во время русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов потребовалось срочное усиление и пополнение флота. В этот период в Николаеве строилась сразу: в 1828 году - 13 судов (из них 4 корабля и фрегата), а в 1829 году - 25 судов (4 корабля).

Поскольку для постройки такого количества судов адмиралтейских мастеровых не хватало, то Грейг добился разрешения строить часть судов с подряда, то есть привлекая для этого частных предпринимателей и наемную рабочую силу. В 1828 - 1829 годах в Спасском Адмиралтействе был построен 84-пушечный корабль «Анапа», в 1829 - 1831 годах такой же корабль «Императрица Екатерина II. В эти же годы со стапелей Спасского Адмиралтейства были спущены большие 60-пушечные фрегаты «Варна» и «Бургас»

После назначения на пост Главного командира Черноморского флота вице-адмирала М. П. Лазарева началось второе обновление Черноморского флота. Лазарев поставил задачу довести состав флота до штатного числа.

Вскоре было получено разрешение императора Николая I на постройку с подряда 3 кораблей в Спасском Адмиралтействе, о чём говорится в рапорте Лазарева Меньшикову от 17 сентября 1836 года.

120-пушечный корабль Париж построенный в Спасском Адмиралтействе.

Срочно были отремонтированы эллинги, и 28 августа 1838 года были заложены сразу два 84 пушечных корабля: «Гавриил» и «Уриил», которые строились с подряда николаевским купцом и промышленником Рафаловичем, а в 1839 году был заложен третий аналогичной корабль «Ягудиил». М.П. Лазарев сам контролировал постройку этих судов.

В 1847 году в Спасском Адмиралтействе был заложен третий 120-пушечный корабль Черноморского флота «Париж», а в 1850 году аналогичной корабль «Великий князь Константин». Оба корабля участвовали в 1853 году в знаменитом Синопском сражении.

Крымская война и последовавший за ней Парижский мирный договор, ликвидировавший Черноморский флот, прервал работы на Спасском адмиралтействе, но ненадолго: уже в 1857 - 1860 годах строятся с подряда на Спасской верфи винтовые корветы «Ястреб» и «Кречет» и винтовые шхуны «Чатырдах» и «Алушта».

Остатки деревянных причалов Спасского Адмиралтейства. Начало 80х годов ХХ века.

Впоследствии на месте Спасского Адмиралтейства был основан частных судостроительный завод инженера Володина (1880 год). Старожилы Николаева ещё помнят остатки этого завода на территории нынешнего пассажирского речного порта (в довоенное время): полуразрушенные, проржавевшие обломки стапелей, разломанные корпуса небольших железных судов, якоря, цепи и т.д.

Прямоугольные «ковши», к стенкам которых швартуются «Ракеты» и речные теплоходы - это памятники Спасского Адмиралтейства. Именно сюда, в эти ковши происходил спуск кораблей и фрегатов флота.

Сейчас на месте Спасского Адмиралтейства, на тех же отрогах берега, где были стапеля, возведено здание речного вокзала. Мне представляется, что на стене здания необходимо укрепить мемориальную доску с указанием, что здесь было Спасское Адмиралтейство, строившие корабли для Черноморского флота. Место это историческое, и память о Спасском Адмиралтействе должно быть сохранена.

Автор статьи: Юрий Семенович Крючков. 2003 год.

 

Список кораблей и судов построенных на Спасском Адмиралтействе в г. Николаеве.


Гаражное ТелевиденЬе Николаева

Этот день в истории Николаева:

Даты до 1917 года указаны по старому стилю

1901:

Спуск на воду в Николаевском адмиралтействе броненосца "Князь Потемкин Таврический"

1965:

Вошел в строй Центральный городской стадион "Судостроитель".

Николаевский БазарЪ на twitter