Спасское адмиралтейство
Николаевцы привыкли считать день рождения нашего города и кораблестроения от дня основания Адмиралтейства. Но не все знают, что, помимо основного адмиралтейства на реке Ингул, существовало адмиралтейство на Бугском лимане, которое также строило корабли для Черноморского флота.
И оно было задумано еще на заре существования Николаева князем Г. А. Потёмкиным. Это второе адмиралтейство называлась Спасским, поскольку находилось на окраине Спасского урочища – имения Потемкина.
О Спасском Адмиралтействе известно очень мало. Но даже редкие архивные материалы и воспоминания современников позволяют воскресить его историю, узнать какие суда Черноморского флота здесь строились.
Первые сведения о Спасском адмиралтействе мы узнаём из докладных записок строителя города и верфей М.Л. Фалеева, представленных после смерти Потемкина главному командиру Черноморского флота адмиралу Н. С. Мордвинову. В одной из них приводятся следующие распоряжения Потемкина: « …большие же суда и корабли все строить в Николаеве на Буге, где определил доку и калям (эллингам) быть и гавань деревянную сделать. Но как, по сделании сметы, оказалось то строение дорого и возможность открылась вычистить банку, препятствующую входить в Ингул кораблям …то посему… быть адмиралтейству и верфи на Ингуле, где теперь построение кораблей производится, а на Буге, в рассуждении имеющемся там ключевой воды, иметь док, в которой напускать и выпускать оную без машины».
Как видим, даже в сокращённом варианте проекта в Спасске предусматривалось создание сухого дока для постройки и ремонта кораблей.
При адмирале Н. С. Мордвинове была сделана первая попытка осуществить предписание Потемкина. Вот отрывок из его доклада Павлу I (23 февраля 1795 года): «…Но как покойный светлейший князь Потемкин Таврический усматривал надобность в построении дока при Спасском и превосходства сего места против находящегося на Ингуле, который мелководен и узок, для перенесения кораблестроения на Буг, то, сообразно оным предположениям, сочинены были планы доку и эллингам...».
Автором проекта был инженер Гаскоин. Однако этот проект так и не был осуществлён: в первые 25 лет существование Николаева главные командиры Черноморского флота менялись, как в калейдоскопе; им по-видимому, было не до Спасского Адмиралтейства - флот практически не строился, и в главном Адмиралтействе и на Ингуле эллинги пустовали годами.
Только с назначением на Черноморский флот вице-адмирала А. С. Грейга идея Потемкина была осуществлена. Новый главный командир, получив в наследство от маркиза Де Траверсе захиревший Черноморский флот, принялся энергично его возрождать. Существовавшие эллинги, в основном, в Адмиралтействе на Ингуле не могли обеспечить постройку большого количества судов, поэтому А. С. Грейг поручил разработать проект постройки эллингов в Спасске и добился разрешения на его осуществление.
Было построено два эллинга для закладки крупных судов (кораблей и фрегатов). Во время русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов потребовалось срочное усиление и пополнение флота. В этот период в Николаеве строилась сразу: в 1828 году - 13 судов (из них 4 корабля и фрегата), а в 1829 году - 25 судов (4 корабля).
Поскольку для постройки такого количества судов адмиралтейских мастеровых не хватало, то Грейг добился разрешения строить часть судов с подряда, то есть привлекая для этого частных предпринимателей и наемную рабочую силу. В 1828 - 1829 годах в Спасском Адмиралтействе был построен 84-пушечный корабль «Анапа», в 1829 - 1831 годах такой же корабль «Императрица Екатерина II. В эти же годы со стапелей Спасского Адмиралтейства были спущены большие 60-пушечные фрегаты «Варна» и «Бургас»
После назначения на пост Главного командира Черноморского флота вице-адмирала М. П. Лазарева началось второе обновление Черноморского флота. Лазарев поставил задачу довести состав флота до штатного числа.
Вскоре было получено разрешение императора Николая I на постройку с подряда 3 кораблей в Спасском Адмиралтействе, о чём говорится в рапорте Лазарева Меньшикову от 17 сентября 1836 года.
Срочно были отремонтированы эллинги, и 28 августа 1838 года были заложены сразу два 84 пушечных корабля: «Гавриил» и «Уриил», которые строились с подряда николаевским купцом и промышленником Рафаловичем, а в 1839 году был заложен третий аналогичной корабль «Ягудиил». М.П. Лазарев сам контролировал постройку этих судов.
В 1847 году в Спасском Адмиралтействе был заложен третий 120-пушечный корабль Черноморского флота «Париж», а в 1850 году аналогичной корабль «Великий князь Константин». Оба корабля участвовали в 1853 году в знаменитом Синопском сражении.
Крымская война и последовавший за ней Парижский мирный договор, ликвидировавший Черноморский флот, прервал работы на Спасском адмиралтействе, но ненадолго: уже в 1857 - 1860 годах строятся с подряда на Спасской верфи винтовые корветы «Ястреб» и «Кречет» и винтовые шхуны «Чатырдах» и «Алушта».
Впоследствии на месте Спасского Адмиралтейства был основан частных судостроительный завод инженера Володина (1880 год). Старожилы Николаева ещё помнят остатки этого завода на территории нынешнего пассажирского речного порта (в довоенное время): полуразрушенные, проржавевшие обломки стапелей, разломанные корпуса небольших железных судов, якоря, цепи и т.д.
Прямоугольные «ковши», к стенкам которых швартуются «Ракеты» и речные теплоходы - это памятники Спасского Адмиралтейства. Именно сюда, в эти ковши происходил спуск кораблей и фрегатов флота.
Сейчас на месте Спасского Адмиралтейства, на тех же отрогах берега, где были стапеля, возведено здание речного вокзала. Мне представляется, что на стене здания необходимо укрепить мемориальную доску с указанием, что здесь было Спасское Адмиралтейство, строившие корабли для Черноморского флота. Место это историческое, и память о Спасском Адмиралтействе должно быть сохранена.
Автор статьи: Юрий Семенович Крючков. 2003 год.
Список кораблей и судов построенных на Спасском Адмиралтействе в г. Николаеве.