Роль И.С. Некрасова в создании Николаевского городского естественно-исторического музея
Основные вехи жизненного пути и профессиональной деятельности Ивана Степановича Некрасова достаточно освещены в краеведческих публикациях.
Известно, что в конце августа 1905 г. семья Некрасовых из г. Александровска (ныне – Запорожье) переехала в Николаев. Ивану Степановичу предложили должность инспектора средне-механического училища (впоследствии - НКИ, УГМТУ, НУК), а уже в апреле 1906 г. он становится директором этого учебного заведения.
Новый директор обратил внимание на улучшение учебного процесса, развитие материальной базы училища. Заботился он и о всестороннем развитии учеников. Был организован духовой оркестр, проводились благотворительные вечера и концерты. Удалось организовать денежную помощь малоимущим учащимся для своевременной оплаты за обучение. Новой формой работы стало введение в учебный план поездок в Киев, Харьков, Петербург. Экскурсантов знакомили не только с историко-культурными достопримечательностями, но и производственным процессом на крупных заводах.
Организаторские способности, эрудиция, сочетание глубоких знаний инженера и педагога И.С. Некрасова были замечены и высоко оценены николаевцами. В 1911-1917 гг. его избирали гласным городской думы, входил он в состав училищной, санитарно-исполнительной, по строительству крытых рынков и других комиссий. Иван Степанович также состоял членом правления Благотворительного общества, был председателем попечительного совета Мариинской и второй женских гимназий. Принимал он активное участие и в работе николаевского отделения Русского технического общества.
На основе документов, хранящихся в Николаевском областном краеведческом музее ("Дело Николаевского общественного управления с перепиской о принесении в дар городу родственниками покойного Э.П. Францова естественно-исторического музея (1911-1917)", всего 129 документов-протоколов заседаний музейной комиссии, книги посетителей, книги поступления экспонатов), нам хотелось бы рассказать о роли И.С. Некрасова в создании городского естественно-исторического музея.
Основой многих исторических, художественных, природоведческих музеев стали частные коллекции. Николаевский городской естественно-исторический музей, открытый в декабре 1913 г. не был исключением. Замечательное природоведческое собрание принадлежало Эммануилу Петровичу Францову (1848-1909).
Предметы естествознания приобретались им через моряков торгового флота, горнопромышленников Урала и Сибири, посредством различных зарубежных фирм. Коллекции представляли большую ценность для зоологов, ботаников, минерологов, они также были интересны и обычным горожанам.
Поэтому Э. П. Францов открыл частный музей в отдельном строении при его доме по улице Адмиральской, 4. В определенные дни посетители знакомились с природными диковинками, для групп из учебных заведений владелец проводил экскурсии. Положительные отзывы сохранились в соответствующей книге, читаем:
- "Я посетила большинство европейских музеев, но, тем не менее, испытала величайшее удовольствие, осматривая богатые коллекции бабочек, чучела птиц и зверей, минералы. Начальница женского коммерческого училища Л. Даниловская";
- "Да, здесь соединена наука с эстетикой! Студент Московского лицея".
Директор николаевской Александровской мужской гимназии А. Балык писал:
- "Вместе со мною осматривали музей 32 ученика 7-го класса вверенной мне гимназии и с особенным интересом слушали объяснения Э.П. Францова".
Эммануил Петрович мечтал свое уникальное собрание оставить городу, как основу городского музея. 29 августа 1909 г. он скоропостижно скончался. 16 декабря того же года "Николаевская газета" сообщала: "За смертью господина Францова музей остался без присмотра… Наследники в настоящее время приступили к его продаже. Гласный городской думы А.Н. Лазарев высказал пожелание приобрести этот музей для города".
27 февраля 1912 г. в городскую управу поступило заявление от сестер и племянниц Э.П. Францова. В документе содержалось предложение передать коллекции в дар городу. При этом необходимо было выполнить следующие условия:
- Создать комиссию по учреждению и деятельности музея. В ее состав, кроме официальных лиц, включить пожизненно двух членов семьи дарителей.
- Принять коллекции по описи, перевезти во временное (арендованное) помещение и обеспечить сохранность экспонатов.
- В течение трех лет построить специальное здание для музея (заметим, что последующая политико-экономическая ситуация в стране не позволила выполнить это условие).
Прошел год, на очередном думском заседании 20 февраля 1913 г. была избрана специальная музейная комиссия. Тайным голосованием избрали пять человек: казачьего старшину 7-го Донского казачьего полка М. В. Елкина, художника Л. В. Инглези, юриста В.С. Кузнецова, директора среднего механико-технического училища И.С. Некрасова и судью, члена правления культурологической организации "Просвіта", С. И. Гайдученко. Учитывая опыт последнего в проведении археологических раскопок на территории Херсонской губернии, членство в Одесском обществе истории и древностей, он был назначен председателем новой комиссии.
Городская управа обратилась к градоначальнику А. И. Мязговскому: "Имеем честь представить Вашему Превосходительству, согласно статьи 103 Городового Положения, на предмет разрешения избранной комиссии приступить к своим обязанностям".
После получения разрешения на деятельность, члены комиссии занялись поисками подходящего здания для размещения музея. На одном из заседаний И.С. Некрасов предложил осмотреть дом по Таврической, 46. Оно принадлежало николаевскому отделению Русского Технического Общества, члены которого соглашались уступить его городу при условии своего перемещения на Соборную улицу, в более просторное помещение.
Поступали и другие предложения: от владельца дома по Московской, 7 (танцевальный зал "Лира"), командованием воинской части предлагалась освободившаяся казарма по 1-й Слободской.
Члены музейной комиссии рассматривали все предложения, оценивали площади помещений, их техническое состояние, удаленность от центра города. В итоге, приняли решение об аренде доме по Малой Морской, 11 (угол Большой Морской). Особняк принадлежал купцу И. М. Заславскому и сдавался в аренду с 1910 г. До 1913 г. в нем размещалась "Просвіта", но срок аренды закончился и владелец готов был предоставить свою собственность под музейные нужды. В доме был большой зал и четыре просторных комнаты, общей площадью 420 квадратных метра. В мае 1913 г. аренду оформили сроком на три года. Здание подключили к городской электрической сети, обеспечили наружную охрану в ночное время.
Голосованием членов комиссии определили бюджет музея на оставшиеся месяцы 1913 г.:
- аренда помещения – 1200 рублей
- секретарю и смотрителю – 600 рублей
- двум сторожам – 600 рублей
- на изготовление четырех шкафов для экспозиции – 200 рублей
- вывеска – 50 рублей
- мебель для персонала и посетителей: стол, два дивана, двенадцать стульев – 200 рублей
Вместе с другими, менее значительными расходами, общая сумма бюджета составляла 3300 рублей.
Следующей задачей комиссии было обеспечение музея необходимым оборудованием. Примером выполнения такой работы моет быть эпизод, зафиксированный в протоколе от 7.09.1913 г.: "Поручить господам Голубову и Некрасову справиться у столярных мастеров о стоимости шкафа-поставца открытого с четыре сторон, стенки и полки должны бать из стекла, размеры шкафы: высота 2,5 аршина, ширина – 3 аршина, глубина – 1 аршин".
К началу осени 1913 г. здание и мебель были подготовлены к приему коллекций Э.П. Францова.
На думском заседании С. И. Гайдученко предложил: "Оповестить население о том, что двери городского музея широко открыты для желающих сохранить и принести в дар древности, семейные реликвии, материалы по истории Николаева".
Оповестили граждан об этом предложении местные газеты. Горожане с большим интересом следили за процессом создания музея и приносили ему дары. С. И. Гайдученко личным примером поддерживал идею общими усилиями формировать историческую часть музейного собрания. Он подарил музею образцы холодного оружия ХVIII-XIX вв., древнегреческие амфоры, портрет гетмана Ивана Самойловича, монеты - всего двадцать один предмет.
Члены музейной комиссии, также передали в музей ценные материалы: Л.В. Инглези и М.В. Елкин – монеты, старинные книги и природоведческие материалы, И.С. Некрасов – 139 российских монет XVIII-XIX вв., а для библиотеки – книги по истории Российского государства. Горожане активно формировали нумизматическую коллекцию, передавали случайные археологические находки, интересные бытовые предметы, образцы оружия.
К концу 1913 г. подготовительные работы по созданию музея завершились. В воскресенье, 15 декабря, к 12 часам в помещение музея прибыли городской голова Н.П. Леонтович, члены городской управы, гласные городской думы, родственники Э.П. Францова и многочисленные гости. После молебна к участникам мероприятия обратился С.И. Гайдученко, поблагодарил дарителей. Гостям поднесли шампанское и фрукты. Произносились тосты за членов семьи Францовых, членов музейной комиссии. Зачитали поздравительные письма и телеграммы от директора Херсонского музей древностей В.И. Гошкевича, Киевского исторического музея Н.Ф. Беляшевского. Из Екатеринослава пришло письмо от Д.И. Яворницкого: "Шлю искренние, горячие и самые лучшие пожелания Николаевскому музею в знаменательный день его открытия. Больше света, больше и правды, больше и блага на земли".
По завершении официальной части в музей была допущена городская публика. Каким же увидели музей первые посетители? В большом зале и одной из комнат были размещены: "Шкаф с чучелами экзотических птиц и зверей, еще один большой шкаф с раковинами и кораллами. В другом большом вертикальном шкафу – 60 деревянных остекленных коробок с насекомыми. Восемь столов, а в них 26 ящиков с минералами. В покатой витрине 18 ящиков с морскими животными. В остекленном с четырех сторон шкафу были размещены птицы, обитающие в Европе. Можно было увидеть тропических бабочек и жуков, экспонируемых в 240 картонных и деревянных коробках. На стенах закреплены 94 образца рогов экзотических животных. Между витринами – две модели парусных судов, кольчуга, большая древнегреческая ваза, весла полинезийцев. В отдельных витринах – 7 змеиных кож, 9 черепах и их верхних щитов, утконос, крокодил, муравьед, броненосец и 250 палеонтологических находок. Вся коллекция состояла из 5600 бабочек, 4000 жуков, 3550 минералов, 4000 раковин, 300 рыб и морских животных, 350 чучел птиц, 400 благородных кораллов, 500 птичьих яиц, 700 гербарных образцов". Эта часть экспозиции называлась "Музей Э.П. Францова", позднее рядом поместили его живописный портрет работы Л.В. Инглези.
"Николаевская газета" 3 января 1914 г. сообщала: "Городской музей со дня его открытия посетило 6500 человек. Были дни, когда число посетителей доходило до 500".
Режим работы музея: с 10 утра до 2 часов дня, ежедневно, кроме понедельника, вход бесплатный. В дальнейшем, режим работы изменился – музей был открыт до 3 часов дня, выходным днем стала еще и пятница. В этот день производили уборку, понедельник был выходным для служащих музея – сторожа и смотрителя. Члены музейной комиссии не имели выходных, и все работы выполняли безоплатно.
На заседании городской думы председатель училищной комиссии А.Ф. Грачев предложил открывать экспозицию музея для экскурсий группам учащихся городских училищ и гимназий во всякое удобное для них время. Эту инициативу горячо поддержал И.С. Некрасов.
Музейное собрание постоянно пополнялось новыми экспонатами: документы, фотографии, археологические находки из Ольвии. По инициативе членов музейной комиссии, горожан-дарителей благодарили через местные газеты. В мартовских выпусках "Николаевской газеты" за 1914 г. сообщалось, что "ввиду такого отзывчивого отношения граждан к своему музею для помещения дарений музейная комиссия приобрела шесть витрин в виде столов и одну – в виде шкафа".
К первой годовщине открытия музея потомственный почетный гражданин Д. Г. Дзино пожертвовал свою коллекцию – 1773 предметов (монеты, прекрасные образцы древнегреческой застольной керамики, церковную старину). В протоколе заседания музейной комиссии 21 января 1915 г. зафиксировано решение не только благодарить Д. Г. Дзино за дар, но и пригласить его быть почетным членом комиссии с решающим голосом. На этом же заседании решили писать книгу о музейных коллекциях и снабдить ее фотографиями экспонатов. Жаль, что изменившаяся политическая ситуация – война, затем революция, гражданская война, тяжелые голодные годы не позволили осуществить идею издания такой книги.
В сложившихся условиях необходимо было сохранить музейные коллекции, обеспечить их дальнейшее пополнение. В воскресном выпуске "Николаевской газеты" от 15 января 1917 г. сообщалось, что городская дума избрала новый состав музейной комиссии: С. И. Гайдученко, М. В. Елкин, Л. В. Инглези, И. С. Некрасов и П. Н. Авраамов. В состав комиссии по-прежнему входили А. П. Францова и муж ее сестры А. А. Кнохе.
Первое заседание комиссии в 1917 г. состоялось 22 апреля, на котором решались вопросы приобретения экспонатов и выделении средств на хозяйственные нужды музея. В протоколе заседания комиссии 30 сентября зафиксировано, что следует ходатайствовать перед городской думой о введении в состав музейной комиссии трех новых членов от "Общества любителей природы". Они нужны были, как специалисты, способные хранить и изучать природоведческие материалы.
Л. В. Инглези предложил: "Необходимо сделать фотографию членов музейной комиссии, так как С.И. Гайдученко в скором времени покидает Николаев. Дума будет избирать новую комиссию. Пусть на память останется снимок тех лиц, что потрудились для основания музея". Фотография была сделана в октябре 1917 г. в ателье Л. Деречинского и до дней сегодняшних сохранила изображение основателей и первых сотрудников музея. К сожалению, нам неизвестно, почему Ивана Степановича Некрасова нет на этом снимке, однако это обстоятельство не уменьшает его роли в создании Николаевского городского естественно-исторического музея.
Наступил 1918 год. Частая смена власти не могла не сказываться на жизни музея. Действительно, часто менялся состав комиссии и к концу года она прекратила свое существование. С. И. Гайдученко становится штатным директором музея, А. Д. Петращук занимает должность лаборанта-таксидермиста.
В сохранившихся документа практически не отражены события 1919 г. Летом 1920 г., после завершения раскопок на территории городища и некрополя Ольвии, археологическая коллекция музея значительно пополнилась. Поэтому, в декабре 1920 г. все музейные коллекции были разделены на два собрания – музей природы и историко-археологический музей. Так завершился первый период существования городского – будущего областного краеведческого музея.
В дальнейшем Иван Степанович Некрасов не имел непосредственного отношения к работе местных музеев, но оставался их преданным почитателем, да и студенты кораблестроительного ВУЗа, руководимого им, часто посещали с экскурсиями николаевские музеи.
Авторы статьи: Игорь Гаврилов, Наталья Гаркуша (Николаевский областной краеведческий музей).
На фотографии:
слева направо стоят - А.Д. Петращук, А.Н. Голубов, Л.В. Инглези, М.В. Елкин,
слева направо сидят - Трегубова, Н. Федосеев, А.П. Францова, С.И. Гайдученко, Д.Г. Дзино.