"Стоп-кадр". О чём рассказал фотоснимок завода им. 61 коммунара.
Многие из Вас, друзья, знают, что я собираю открытки, фотоснимки и другие материалы, связанные с историей города Николаева. Иногда, разглядывая их, в голове всплывают целые истории, связанные с событиями, попавшими в кадр.
Сегодня я начну новую рубрику на нашем сайте – "Стоп-кадр. О чём рассказал фотоснимок...", в которой буду делится с Вами своими историями.
Этот снимок уникален. На нём - полная производственная загрузка завода им. 61 коммунара в начале 90-х. Уже ушёл в небытие Советский союз. Независимая Украина вышла в свободное плавание на мировой судостроительный рынок и исчезновение военных заказов оперативно заместила иностранными заказами из Греции и Дании.
1991 год завод встретил с акваторией, заполненной военными кораблями, а на момент запечатления этого фотофакта примерно в 1994 году, почти все они исчезли:
- большие противолодочные корабли проекта 1134Б "Николаев" и "Ташкент"
- проданы на металлолом.
Кстати, "Ташкент" ещё и успел полностью сгореть у достроечной набережной завода (но об этом я расскажу отдельно). - Спасатель
подводных лодок "Эльбрус" с неоконченным ремонтом, под буксирами, отправился в
Севастополь, где в 1999 году будет успешно продан на металлолом в Турцию.
- Спасатель подводных лодок "Аюдаг", так и не достроенный, будет продан на металл в 1996 году.
- Ракетный крейсер "Слава", застрявший на заводе на годы, в 1995 году будет переименован в "Москву"
для того, чтобы мэр Москвы Лужков профинансировал его ремонт. Денег на весь
ремонт не хватит и крейсер, под буксирами, отправится в
Севастополь для продолжения ремонта.
- За ракетным крейсером "Москва" ещё стоит
плавказарма "Шкотов", десятилетиями прописанная на заводе, которая каким-то непонятным
для меня образом после модернизации окажется в Казахстане.
- Ракетный крейсер "Адмирал флота Лобов", он же "Украина", ещё не превратился в долгострой. На нём уже базируется экипаж и неспешно идет достройка.
- Корпус недостроенного эсминца, превращенный в склад, стоит у Серебряного дока.
Военное кораблестроение сократилось и ему на смену пришло увеличение загрузки гражданского.
- На "рефрижераторной" (северной) стороне
завода, где во времена СССР достраивался один рефрижератор и только после
спуска ненадолго появлялся второй, началась полная достройка сразу двух
греческих заказов: "FRIO LAS PALMAS" и "FRIO ANTARCTIK".
- На "военной"
(южной) стороне на достройку стал третий заказ "FRIO AEGEAN", а на стапеле идёт
формирование корпуса четвертого и пятого рефрижераторов.
- В центре снимка, на северной стороне, стоит корпус плавучей баржи-гостиницы, построенной по заказу Датской компании. Такой же корпус плавгостиницы с названием "FLOTEL ARABIA" стоит у достроечной набережной третьего стапеля, но в кадр, к сожалению, он уже не поместился.
Ну и, конечно же, заводские трудяги-буксиры аккуратно выводят
пахнущий свежей краской рефрижератор "FRIO ANTARCTIK" в свой первый рейс.
Автор дешифровки фотоснимка: Андрей Шинкаренко.
Спасибо сотруднику ГП "Николаевский судостроительный завод", Марине Глебовой, за рекламный буклет завода с этим уникальным снимком.