От прошлого через настоящее к будущему...

О вязании веников на Николаевщине и некоторых поверьях, связанных с их обереговой функцией

"Мир в миниатюре: Николаев железнодорожный"

В Николаевском областном краеведческом музее представлен интерактивный макет города с действующей железной дорогой (в масштабе 1:87). Кроме макета, на выставке представлены уникальные материалы и предметы, которые рассказывают об истории железной дороги Николаева и области.
Выставка будет работать с 27 июля по 1 декабря 2017 года. Стоимость: для детей и студентов - 10 грн., для взрослых - 15 грн.
О жизни городка Dreamcity, читайте в новом разделе нашей фотогалереи.

В рамках изучения культурно-бытовых особенностей украинского народа сегодня все больше внимания уделяется исследованию развития ремесел и промыслов в Украине.

Особое место занимает изучение предметов ремесленного производства, их места и роли в народной обрядности, традициях. Как правило, на первый план выступают ремесла и промыслы, связанные с производством орудий труда, обеспечением насущных потребностей человека в пище, одежде, обустройстве жилища. Остальные ремесла и промыслы остаются слабо изученными и по сей день. К таким промыслам относится вязание веников.

Вениковязальный промысел в Херсонской губернии

ВеникиДолгое время вязание веников не выходило за рамки домашних занятий. В каждой семье делали веники, метелки только для своих потребностей из веток растений, кустарников.

Выделению вениковязального промысла в Херсонской губернии способствовал рост населения в Херсоне, Одессе, Николаеве, Аккермане и других городах и увеличивающаяся потребность жителей этих городов в метлах.

Первое описание промысла в Херсонской губернии дает известный этнограф Василий Гомилевский. Его очерк основан на личном изучении промысла в Одесском уезде Херсонской губернии, где вязанием веников из турецкого проса занимались 73 хозяина: «...20 хозяев в Калоглеевской волости и именно в селениях Роксолянах и Арнаутской Александровке (населенных молдаванами). Затем, в Гросс-Либентальской волости занимается тем же промыслом 50 хозяев и, наконец, в колонии Ней-Фрейдентале занимаются вязанием метелок 2 хозяина и в с.Гряденицах 1 хозяин». Все эти села расположены в непосредственной близости от города Одессы и были населены в основном немцами колонистами или крестьянами, переселенцами из Бессарабии.

Делали веники и в Одесских мастерских, покупая излишки проса у крестьян. Основная масса изготовленных метелок через скупщиков сбывалась в мелочные лавки г. Одессы или же в города Очаков, Николаев, Херсон.

С учетом того, что основным занятием кустарей было земледелие, вязание метелок являлось делом прибыльным. Средний валовой доход составлял 229 руб. 50 коп. при том, что каждый кустарь изготавливал в течение года с большим или меньшим участием домочадцев 2550 шт. метелок, продавая их по 9 коп. за штуку. А так как для вязания веников не требовались особые инструменты (кустарь пользовался двумя ножами и прессом, состоящим из двух досок) и работы по выращиванию и обработке проса производились самим кустарем или его семьей, то чистая прибыль была чуть ниже цифры валового дохода.

Технология изготовления веников была очень простой: на метелку шла верхняя часть стебля проса около аршина длиной. Прутья размещали в пучке таким образом, чтобы придать им расплюснутую веерообразную форму и обматывали шпагатом. Затем помещали под пресс из двух досок.

В’язання віника в сараї мешканки с. Лиман (Слобожанщина)Таким образом, в кон. ХIX в. центром производства просяных метелок в Херсонской губернии был г. Одесса и его окрестности. В основном оттуда метелки поступали на рынки Херсонщины.

Сегодня на Николаевщине вяжут веники двух типов: первый — из одного пучка с прошитой метелкой, второй — из нескольких пучков, объединенных вместе. Первый тип наиболее распространен на западе области и по способу изготовления напоминает изготовление метелок в Одесском уезде, хотя технология немного видоизменилась.

Сначала подготовленные стебли собирают в пучки и перевязывают каждый веревкой (так называемая «временная вязка»), затем делается первая перетяжка для формирования ручки. После этого мастер развязывает веревки «временной вязки», разравнивает метелку и сплющивает ее между двумя досками, чтобы придать форму и прошить. Прошивают цыганской иглой, как правило, шпагатом. Когда метелка прошита, приступают к дальнейшему формированию ручки, вырезая часть стеблей из середины и обматывая оставшиеся шпагатом (записано от Сеттера В.У., 1922 г.р., с.Гуляницкое, Врадиевский р-н в 1999 г.).

Прошитые веники встречаются во Врадиевском, Доманевском, Веселиновском, Березанском, Вознесенском, Арбузинском, Первомайском районах, то есть в районах, территория которых в свое время входила в состав Одесского уезда или сейчас граничит с Одесской областью. Поэтому можно с уверенностью сказать, что вениковязальный промысел на западе Николаевщины формировался под влиянием одесского промысла.

Получить данные о наличии в селах Николаевской области хозяйств, в которых вяжут веники на продажу довольно сложно.

Большинство селян садит небольшие участки проса или сорго, обычно в междурядьях кукурузы и изготавливают веники для себя и односельчан. И лишь немногие вяжут веники для продажи на рынках.

ВеникиВ некоторых районах на рынках можно встретить изделия, изготовленные в других областях. Например, в пгт. Братское продают веники из с. Ольшанка Савранского р-на Одесской обл.

Крупным центром вениковязального промысла на Николаевщине является с. Калиновка Витовского (Жовтневого) района. Село основано в 1789 г. как адмиралтейское поселение выходцами из Черниговской, Полтавской и Киевской губерний «...из церковников, оставшихся за штатом, из разного звания людей, простой быт составляющих, из рекрут, поселенных на службу для флота, беспаспортных крестьян, польских выходцев, добровольно поселившихся людей как-то: отставных плотников, матросов, инвалидов-солдат, собственных князя Потемкина крестьян и мастеровых с его канатного завода».

О том, что в селе вяжут веники со дня его основания, свидетельствуют пока только рассказы местных жителей. В свободное от адмиралтейских работ время, поселяне занимались выращиванием хлеба, помолом зерна и перевозкой продуктов на недалекие расстояния. После реформы 1861 года основным занятием калиновцев оставалось земледелие. Были среди них сапожники, портные, плотники, кузнецы, но кустарные промыслы развивались слабо.

В 1917 г. в Калиновке насчитывалось 1017 дворов, в которых проживали 5452 человека. По данным Всероссийской сельскохозяйственной и земельной переписи 1917 г. в селе среди наличных приписных хозяйств насчитывалось 65 хозяйств с промыслами, а среди посторонних и отсутствующих хозяйств — 33.
Экспозиция в краеведческом музее Николаева

Сохранившиеся в николаевском областном архиве 137 карточек сплошной переписи сельскохозяйственного общества Калиновское не дают четкого представления о том, какие промыслы развивались в этот период. Вероятно, что в нач. 20-х годов вениковязальный промысел только зарождается, т.к. уже в 1928 г. справочная книга «Вся Николаевщина» в очерке о Николаевском районе писала: «Кустарные промыслы развиты слабо. Следует выделить производство веников из сорго в Калиновке». Из вышесказанного видно, что к концу 1 четверти ХХ в. с.Калиновка становится центром по изготовлению веников.

В годы Советской власти промысел продолжал существовать и развиваться. Жители села покупали сорго в колхозах Березанского района или в Херсонской области. Из Херсонской области привозили и верболоз для обплетания ручек веников. Последнее время сырье выращивают на огородах или несколько человек арендуют поле; верболоз привозят из с. Погорелово Витовского (Жовтневого) р-на, из Одесской и Херсонской областей.

Веник из Николаевской областиИзготовлением веников занимаются практически все жители села. Ряд работ выполняется с помощью соседей за отработку или угощение. Это покос, доставка, очистка от зерна, а иногда, при необходимости срочно выполнить работу, и вязание веников. Вяжут веники как мужчины, так и женщины по мере распродажи, но чаще — поздней осенью и зимой. Ученичество, как таковое, не практикуется. Обычно члены семьи, принимая участие в работах, приобретают необходимые навыки.

В Калиновке делают веники второго типа, т.е. из сорго вяжут 2–4 пучка (в зависимости от размеров веника), которые затем стягивают вместе на специальном станке. Станок состоит из вертикально вкопанного в землю металлического столба, к которому привязан крепкий ремень с бароком (орчиком, ворчиком) на конце. Барок имеет дуговидную форму и крепится на поясе с помощью шлеи. Из ремня, около барока, делают петлю, в которую вкладывают стебли сорго и сильно стягивают («удавливают»), отклоняя туловище назад. Стянутые стебли обкручивают лозой в нескольких местах.

Как и раньше, только небольшая часть веников продается на рынках производителями. Большая их часть перекупается и продается в городах.

Веники, связанные из пучков распространены на востоке области: в Витовском (Жовтневом), Николаевском, Снигиревском, Березнеговатском, Новоодесском, Еланецком, Братском районах.

Итак, несмотря на перемены, произошедшие в ХХ в., вениковязальный промысел на Николаевщине продолжает существовать и сегодня является наиболее развитым промыслом, приносящим реальный доход жителям области.

Поверья о вениках

Обереговый веник Издавна на Украине веник использовали не только для наведения порядка в доме или во дворе, но и как предмет, наделенный особой обереговой силой, способной защитить дом и всех живущих в нем от нечистой силы.

Отголоском сильной веры человека в охранные свойства веника служит обычай, зафиксированный в чешском селе Богемка Врадиевского района. Еще недавно, уходя работать из дома, жители этого села выносили веник и ставили его у двери, считая, что таким образом обезопасят свое жилище (записано от Швейдара Л.К., 1932 г.р., с.Богемка, Врадиевский р-н в 2000 г. старшим научным сотрудником Николаевского краеведческого музея Веденеевой А.К.). В данном случае веник выполнял роль замка-оберега, преграждая путь не только нечистой силе, но и не честному человеку.

Поверья о вениках, зафиксированные на Николаевщине, свидетельствуют о глубоком убеждении народа в магические свойства веника, который стоит у входа в дом. Если веник стоит в углу у порога, метелкой вверх, то нечистая сила не сможет войти в дом, — считают жители Врадиевщины (записано от Гилко Л.И., 1944 г.р., с. Гуляницкое, Врадиевский р-н в 1999 г.).

Веник не только предотвращает проникновение в дом нечисти, но и обладает способностью отгонять ее от человека. Когда плачет маленький ребенок, то под его люльку кладут веник. Говорят, что веник отгоняет чертей, которые тревожат младенца (записано в с. Козырка Очаковского р-на в 2002 г. студенткой исторического факультета Николаевского педагогического университета Денисюк Л.).

В некоторых поверьях о вениках прослеживаются анимистические представления об этом предмете. Народное сознание наделяет веник способностью предупреждать хозяина о приходе плохого человека (ведьмы, ведьмака). Если такой человек приходит в дом с плохими намерениями, то веник, стоящий у порога, падает (записано от Сары К.Г., 1954 г.р., с.Островка, Очаковский р-н в 2000 г. студенткой исторического факультета Николаевского педагогического университета Алексеенко С.).

По народным верованиям украинцев роль оберегов выполняли различные предметы. Но если рушник, вышитая сорочка, пояс, женские украшения, писанка становятся оберегами благодаря магическим символам-узорам, нанесенным на них, то веник оберегал дом, как предмет изначально культовый, вероятно связанный с домашними духами. Выработанные столетиями правила, связанные с веником, должны были помочь человеку защитить дом от злых сил, не навлечь на себя гнев предков, сохранить благополучие в семье.

Автор статьи: С.В.Романенко, заведующая выставочным отделом Николаевского областного краеведческого музея.

Экспозиция в краеведческом музее Николаева

Николаевский БазарЪ на twitter