24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

От вокзала по Глазенаповской?

Николаевский трамвайВоскресный день 21 декабря 1914 года для горожан стал праздничным: в первый рейс отправился николаевский трамвай.

Торжество по случаю открытия движения электрического трамвая состоялось в помещении нового трамвайного парка, украшенного в честь праздника флагами и гирляндами зелени. В передней части огромного депо рядом с временно устроенным аналоем были установлены бюсты царствующих особ.

Почетных гостей встречал председатель городской "трамвайной" комиссии Иван Степанович Некрасов.

Николаевский градоначальник вице-адмирал Александр Иванович Мязговский разрезал ленту национальных цветов, протянутую поперек ворот здания, после чего первый вагон, переполненный официальными лицами, под звуки марша вышел из вагонного парка и направился между густой толпой народа к вокзалу.

За первым вагоном через определенные промежутки времени последовали другие, и, таким образом, было открыто трамвайное движение в Николаеве. По всему пути следования трамвайных вагонов от вокзала на Дальнюю Слободку - к городской больнице -многочисленная публика приветствовала первых пассажиров.

Плата, вырученная в первый день работы трамвая, составила 400 рублей. Накануне предстоящего праздника "трамвайная" комиссия обратилась к городской управе с предложением: "Весь поступивший валовый доход за провоз пассажиров в этот день обратить в пользу семейств призванных на войну запасных и ратников ополчения", - что и было выполнено.

Всего в воскресенье 21 декабря 1914 года по линии "Вокзал - Больница" за 6 часов работы трамвая было перевезено 8 тысяч пассажиров.

С открытием движения николаевского электрического трамвая были упразднены действия городских конно-железных дорог.

А начиналось все в далеком 1902 году, когда в конце февраля в Николаев прибыли из Бельгии главный директор Анонимного Общества Николаевских конно-железных дорог инженер К. К. Тонне и инженер правления общества Л. Дельтанр с целью переговоров с городской управой о замене конной тяги электрической.

В течение десятилетия в городской думе не прекращались дебаты в поисках путей и способов сооружения электрического трамвая в Николаеве. Находились и ярые противники новшества, доказывавшие, что трамваи попугают лошадей, а электрический ток будет убивать людей и вызывать пожары.

Эти дискуссии отражены в журналах тех лет. За всеми возражениями стояли вполне реальные экономические причины. С одной стороны, конка приносила городу значительные доходы, причем, расширение коночных линий требовало только прокладки рельсов, в то время как введение трамвая было связано с крупными капиталовложениями. На сооружение электрических станций, сети проводов, постройку трамвайных депо, на закупку подвижного состава, специального обучения персонала.

До 1912 года рассматривался вопрос о предоставлении бельгийцам концессии на постройку трамвая.

Наконец, 10 февраля 1912 года городская дума решила строить трамвай силами, города хозяйственным способом на суммы 6,5 миллионного облигационного городского займа, разрешенного городу Советом Министров еще в 1910 году.

В январе 1913 года была избрана новая исполнительная трамвайная комиссия, которую возглавил И. С. Некрасов. Не дожидаясь утверждения проекта и сметы в МВД, она приступает к заготовке гранита "в количестве до 1675 куб. саженей для уширения мостовых на улицах города", по которым предстояла укладка двойных трамвайных путей, и для устройства основания под рельсы (напомним, что рельсы конной железной дороги укладывались без шпал и в одну колею).

В июне 1914 года техникостроительный комитет МВД утвердил проектный чертеж открытого вагона электрического трамвая в Николаеве. Он вмещал "46 мест для пассажиров, из которых 32 места для сидений и по 7 мест на каждой площадке вагона".

25 закрытых и 15 открытых моторных вагонов, а также 2 прицепных были заказаны 8 апреля 1913 года "Русскому Балтийскому вагоностроительному заводу".

Проект сети николаевского трамвая был утвержден МВД 6 сентября 1913 года. В период сооружения электрического трамвая в городе Николаеве находились правления Русского общества "Всеобщей компании электричества" и "Русского Балтийского вагоностроительного завода".

Для подачи трамваю дополнительной энергии в центре города у Часовни на базаре на месте деревянного павильона конной железной дороги строится здание главной трансформаторной подстанции. Оно впоследствии также выполняло роль пассажирского павильона и "главного пункта для уличного освещения". Это здание хорошо известно николаевцам: изящное сооружение на пересечении проспекта Ленина и улицы Советской теперь является визитной карточкой нашего города и его украшением. Здесь был устроен короткий тупиковый путь.

На месте старого магометанского кладбища (ул. 1-я Песчаная и Инвалидная, теперь Андреева, 17) строится трамвайный парк, который включал в себя административный корпус, кузницу, помещения для ремонта и для отстоя вагонов.

Первый николаевский трамвай

В 1915 году трамвайные маршруты выглядели следующим образом:
1-й "Вокзал - Больница" - протяженностью в 5 верст, по которой курсировало ежедневно от 6 до 9 вагонов;
2-й "Привозный рынок Спасск" - 3 версты, курсировало от 9 до 13 вагонов;
3-й "Кузнечная - Привозный рынок" - 3 версты 125 саженей, курсировало 9 вагонов;
4-й "Каботажный мол - Кладбище" - 6 верст, курсировало 7 вагонов.

"Проездная плата устанавливается в следующем размере: за проезд в один конец по каждой из линий - 5 коп. с пассажира, с пересадкой - 8 коп., ученические билеты и билеты для нижних чинов - 3 коп., с пересадкой - 5 коп.

Детям до 5 лет со взрослыми - бесплатный проезд.

Полицейским, почтовым и телеграфным чинам, при отправлении ими служебных занятий, также предоставляется бесплатный проезд, стоя и в числе не более одного на каждый вагон на передней площадке".

В условиях военного времени в 1915 году проездные тарифы были увеличены, в связи с чем рабочие и служащие николаевских судостроительных заводов обратились в городскую управу о предоставлении им льгот: "Неся расходы по отчислению на нужды войны до 6 процентов из своего скромного заработка, мы также терпим лишения из-за дороговизны продуктов и топлива". 

В связи с этим 1 февраля 1917 года были утверждены следующие тарифы:
за проезд по одной линии - 10 коп; с пересадкой на другие линии - 15 коп.;
для учащихся за проезд по одной линии - 3 коп.;
с пересадкой на другие линии - 5 коп.; для рабочих металлургических заводов в утреннее и вечернее время за проезд по одной линии - 6 коп.; с пересадкой на другие линии - 10 коп.

Проезд в один конец по каждой из линий - 5 коп. с пассажира, с пересадкой - 8 коп., ученические билеты и билеты для нижних чинов - 3 коп., с пересадкой - 5 коп.

Детям до 5 лет со взрослыми - бесплатный проезд.

Полицейским, почтовым и телеграфным чинам, при отправлении ими служебных занятий, также предоставляется бесплатный проезд, стоя и в числе не более одного на каждый вагон на передней площадке".

3 июня 1914 года на станцию "Николаев" были доставлены товарным поездом первые 10 вагонов городского электрического трамвая из Петербурга, изготовленные "Русско-Балтийским заводом" и "Всеобщей компанией электричества". Спустя восемь дней прибыли следующие 10 вагонов, а к 1 сентября ожидался полный их комплект в количестве 42 вагонов.

Первая мировая война сорвала своевременные поставки вагонов. Так, на 4 января 1915 года (после официального открытия движения трамвая по 1-й линии) их общее число составляло только 34 единицы (в этот день из Петербурга прибыло еще 8 вагонов).

Согласно "Отчету Николаевского градоначальства за 1915 год" к 1 января того года было уложено 22,5 версты пути, подвешено 21000 м провода, закончены все гражданские сооружения. Поставки вагонов и оборудования продолжались до окончания строительства линий. В первый год работы николаевского трамвая было перевезено 9752913 пассажиров. Ежедневно в движении находилось от 24 до 37 вагонов.

В 1918 году на линиях города работало два маршрута:
№ 1 - Каботажная гавань, электрическая станция, завод "Наваль", вокзал, базар, часовня, улица Потемкинская, больница.
№ 3 - улица Кузнечная, часовня, Спасск.

Движение трамваев начиналось в 8 часов утра и завершалось в 20 час.

С тех пор минуло 90 лет. Давно уже не грохочут трамваи на улицах Советской, Московской, Никольской, Наваринской и проспекте Ленина. Появились новые маршруты, и теперь общая протяженность трамвайных линий в Николаеве составляет 74 км.

Николаевцы всегда любили свой трамвай. В 50-е годы прошлого столетия о нем даже была сложена песенка "Картина эта - николаевский трамвай", , которую знали, пожалуй, все.

Галина Чередниченко

Поделиться:

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Николаевский БазарЪ на twitter