От прошлого через настоящее к будущему...

Осенний променад

Мост между одной частью Бармашово и другой. Речка Белозерка.В наших планах появилось посещение Бармашово. Хотелось побывать в стороне от традиционных маршрутов, освоенных нами в последние годы.

К тому же у меня были и личные причины посетить это село двадцать пять лет спустя.

Поездка долго откладывалась по разным причинам, но в один из последних выходных дней сентября мы сели в автобус и отправились в путешествие.


КРАСНОЕ. КРЕСТЫ И ЗВЕЗДЫ.

По пути в Бармашово автобус делает остановку в Красном. Вместе с другими пассажирами вышли и мы.

Красное – типичная деревня, обойти которую можно за считанные минуты. Люди здесь доброжелательные и охотно отвечали на наши вопросы. Памятник? Да, есть в центре, возле почты. Церковь? Нет, церкви еще нет, только собираются строить, тоже возле почты.

Почта в селе КрасноеДействительно, у автобусной остановки возле здания почты ведутся строительные работы. Рано или поздно здесь появится своя церковь, и деревня превратится в село. Как известно, деревней до революции 1917 года называли населённый пункт, в котором нет церкви. Село – большое крестьянское селение, обычно хозяйственный и административный центр для близлежащих деревень. (Толковый словарь русского языка).

По другую сторону от почты – памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Тринадцать солдат не вернулись домой после Победы.

Небольшой воинский мемориал есть еще на деревенском кладбище, но на нем нет ни одной фамилии, только цифры 1941–1945 покрытые несколькими слоями облупившейся краски. Рядом с ним – недавно установленный деревянный крест.

Братская могила с. КрасноеКазавшееся когда-то кощунственным соседство звезды и креста сегодня является совершенно естественным. Ведь под какой бы звездой человек не родился, все равно упокоится под крестом…

Когда появилось Красное, местные жители не знают, но считают, что в тридцатые годы прошлого века. Подтвердить или опровергнуть это трудно, потому что единственным упоминанием о Красном в «Истории городов и сел Украинской ССР» является то, что оно подчинено Грейговскому сельскому совету.

Сегодня в Красном есть, кроме почты, магазин и лаборатория по проверке качества молока, которое местные крестьяне сдают на переработку. Удивительно, но в других деревнях и селах таких лабораторий нет. А может просто не попадались нам на глаза.

Дальше наш путь лежал а Бармашово. Нашли полевую дорогу и пошли по ней. Всего-то шесть километров, даже и говорить не о чем. По сравнению с нашим майским походом (примерно сорок пять километров) – легкий променад.

 

БАРМАШОВСКОЕ ЗАСЕЛЬЕ

Карта Бармашово (Заселье, Белозерка) 1869 год.«Список населенных мест Херсонской губернии. Статистические данные о каждом поселении. 1896 г.» дает следующие сведения о… Заселье:

Волостной центр - с. Заселье (Белозерка) - балка Белозерка. Дворов 553, жителей 3042 (1600 муж., 1442 жен.). Волостное правление, православная церковь, земская школа учащихся 128 (98 м., 30 д.), фельдшер, земская почтовая станция, оптовый склад вина и спирта, 5 лавок, 2 корчмы, 2 пивных лавки, уездный город в 50 верстах, станция ж.д. Щербино в 12 верстах. Пароходная пристань Николаев в 35 верстах.

В 1922-м году Заселье стало именоваться Бармашово, но об этом чуть позже.

В начале 1970-х годов количество жителей села составляло 2115 человек.

Считается, что первые поселенцы появились в балке Белозерка (а именно так именовалась эта местность) в 1812-м году, и были это крестьяне Климовического уезда Могилевской области. Но местные краеведы нашли сведения о строительстве церкви здесь еще в 1807-м году. Прошло больше двухсот лет, белорусские черточки в речи жителей остались: - А что это вы тут фотографируеце? Какое мороженое даваць?

Вооруженные этими знаниями, мы подошли к селу. Справа от дороги тянулся огромный пустырь, а слева вдали – большое здание старинной постройки.

- На одной из старых карт здесь обозначено кладбище, - сообщил Дима Оранский. – Пойду посмотрю.

Через некоторое время он вернулся разочарованный – ни одного признака кладбища обнаружить не удалось. Тут же, у пруда, появился мужчина с ведрами.

Бывшая школа в Бармашово

Бывшая почтовая станция в Бармашово
Внутренний интерьер в здании почтовой станции Заселье (Бармашово)
Теперь это епархиальный дом

 - Кладбище? Нет, не знаю. А вот животноводческий комплекс здесь был. После развала Союза его закрыли.

Старинный дом оказался бывшей школой. Сейчас там то ли автопарк, то ли МТС, огороженный высоким бетонным забором. Попасть вовнутрь не удалось, поэтому больше ничего не оставалось, как сделать несколько фотографий снаружи.

Дальше дело пошло веселей. Пока я прохлаждался в теньке под магазином, Света с Димкой залезли в заброшенный старый дом сделать фотографии, но были обнаружены соседкой напротив. Назревал скандал, но так и не назрел. Соседка оказалась разговорчивой и сообщила, что в доме когда-то была почта. А дальше, на пустыре – церковь. Только церковь разрушили в 30-е годы, и с тех пор на ее месте ничего не строят.

Дмитрий Иванович Заковоротний в своей книге «Храмы Прибужья» также говорит о двух церквях:

- церковь Святого Николая Чудотворца – каменная, однопрестольная. Построена в 1833 году. В 1873 – перестроена за счет средств прихожан. По данным на 1906-й год, приход составлял 204 двора, 806 прихожан. При ней также была школа.

- церковь в честь Вознесения Господня – каменная однопрестольная. Построена на средства прихожан в 1910 году. Ее и разрушили в 30-е годы. По другим данным, церковь взорвали немцы во время оккупации Бармашово.

Церковь Святого Николая Чудотворца действует и поныне. Покойный ныне житель Бармашово Павел Александрович (фамилию, к сожалению, забыл) рассказывал когда – то мне, как он с другими сельскими мужиками лазил на купол церкви менять прогнившее покрытие. Работенка еще та. Это я к тому, что прихожане обходились своими силами при ремонте своей церкви.

Мне вспоминается забавный священник, служивший в церкви в конце 80-х – начале 90-х годов. Жил он в Николаеве, править службу приезжал рейсовым автобусом. Вечером в воскресенье его сопровождали на остановку несколько женщин с какими-то сумками и пакетами. Все это грузилось в автобус и вместе с батюшкой отправлялось в город. В ожидании автобуса он развлекал женщин разными житейскими историями, либо рассказывал последние городские новости. Был он маленьким, плотного телосложения, и, как мне казалось, очень себя ценил.

- Сломались мои часы. Чтобы не покупать новые, забрал у жены, ей они все равно не нужны. Вот смотри. Иностранные, марки «Цара».

Заинтригованный, я заглянул ему через плечо. Часы были женскими, в золотом (или позолоченном) корпусе, и на циферблате действительно была надпись ZARJA. ЗАРЯ. Такие часы производил Пензенский часовой завод.

Бывшее правление совхоза, куда я заходил когда-то беспрепятственно, сегодня огорожено забором, а ворота закрыты на замок. Как выяснилось, некогда это был панский дом. После развала совхоза неожиданно объявились потомки этого пана и отсудили дом. Но после этого дом выкупила церковная епархия, и сейчас там свечной заводик. Все это рассказала одна из местных жительниц, к которой мы обратились за разъяснениями.

Рядом с Домом культуры установлен воинский мемориал освободителям Бармашово, а также землякам, погибшим в войне с немецкими захватчиками.

Церковь Святого Николая Чудотворца в БармашовоПри освобождении села погибли и умерли от ран 92 (девяносто два) солдата и офицера Красной Армии. Среди них:

- гвардии майор Андреев Василий Степанович, 1904 года рождения, уроженец г. Куйбышев;

- рядовой Никитин Василий Егорович, 1924 года рождения, уроженец Ставропольского края;

- лейтенант Волков Владимир Иванович, 1917 г.р.,

- рядовой Рясной Иван Михайлович, 1926 года рождения;

- рядовой Сугурбаев Хамид, 1914 года рождения, уроженец Павлодарской области Казахстана и многие другие.

К сожалению, в списке очень много неточностей, многие фамилии невозможно найти в списках безвозвратных потерь. Когда-нибудь я опубликую полный список солдат и офицеров, похороненных в селе Бармашово.

В самом начале мы упомянули топоним «балка Белозерка». Именно так называлось первое поселение, основанное на этом месте. Сегодня это гидрологическая памятка природы, о чем свидетельствует установленный у самой дамбы памятный знак.

Когда-то у этого места плескалась вода и местные пацаны ловили в ставке раков. Теперь здесь сухо. Ставок обмелел, зарос камышом и стал как бы меньше в размерах. Хотя, возможно, я и ошибаюсь. Ведь когда-то и деревья были большими…

 

История Феклы Бармашовой

Памятник Фелке БармашовойКто такая Фекла Михеевна Бармашова и почему ее именем назвали целое село? «Старуха и все, – сказано в сборнике «Памяти Бармашовой», изданном в 1922 году в Харькове издательством ВУЦИК (Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета). – Бабушка на старости «збожеволіла», так говорили о Бармашовой на селе». Как так случилось, что 67-летняя пожилая женщина стала символом епохи и удостоилась жгучей ненависти односельчан при жизни и столь же пламенной любви после смерти?

Официальные источники сообщали, что Бармашова была «замучена кулаками». Местная легенда гласит, что она пришла в церковь просить денег для приюта, но священники привязали ее за волосы к лошади и протащили по всей деревне. Явно идеологизированная брошюра «Памяти Бармашовой» не только дает подробную биографию Феклы Михеевны, но и рассказывает о ее деятельности по поддержке Советской власти: "Под ее руководством Засельская беднота помогает передовому продвинувшемуся отряду Красной Армии разбить стоявших в селе белогвардейцев. С этого времени бабушка энергично принимается за революционную работу. Ее избирают в Волсовет и Комнезам (волостной совет и комитет незаможников). Ее делегируют на все уездные, губернские, а затем и Всеукраинские съезды».

Переименование Заселье в БармашовоВ 1921-м году случилась засуха и голод. Незаможники вымирали десятками, а самыми уязвимыми были дети. Бармашова организовала детский приют, собирала для него пожертвования. Но, как выяснилось, в конце зимы, кормить детей стало нечем, все пожертвования пропали. Бабушку обвинили в воровстве. А 1-го мая 1922-го года «в Заселье прибыла комиссия по изъятию церковных ценностей. Кулачество устроило комиссии «помпезную встречу». Забили в набат. Собралась толпа кликуш и баб и во всеобщей суматохе, под звон набата, озверевшая темная масса растоптала Бармашову. Растерзали светлую бабушку. Вышибли мощный дух из слабой старушечьей плоти».

Тело убитой тут же отнесли на кладбище и закопали.

Вырытый труп БармашовойЗатем был суд. Обвинение предъявили шестнадцати женщинам, жительницам Заселья. Восьмерых приговорили к расстрелу, остальных – к различным срокам исправительных работ. Позже расстрел заменили пятью годами исправительных работ.

7-го июля труп Феклы Бармашовой был выкопан из могилы и с почестями перезахоронен в центре села. В каждой из церквей изъяли по колоколу для изготовления бронзового памятника старушке.

Губисполком поручил изготовить бюст николаевскому заводу «Наваль».

Типичная история того времени. Тысячи человек погибли в мясорубке первых лет советской власти. Почему прославили именно Бармашову?

Ответ есть в той же брошюре, цитаты из которой мы приводили:

«О мужчинах, подлежащих отбыванию различных повинностей, кое-какие справки получить еще можно. Но о женщине – ничего».

***

Такая вот история. Мы походили по селу, посмотрели, как живут люди. Четверть века назад и я здесь жил по выходным дням. Очень тяжело было засыпать – тишина в селе давила на уши. Здесь и сейчас тихо, машины почти не ездят, особенно в выходные.

Побывали на кладбище, где оказалось неимоверное количество каменных крестов, фотографировали их. Свете с Димой все было интересно. Я же с удовольствием повидался с Георгием Сергеевичем Агнянниковым и его семьей. Они меня узнали, и мы долго вспоминали общих знакомых.

Постояли на мостике через пруд. Нам говорили, что к прошлым выборам его отремонтировали, но мне показалось, что только перекрасили…

Автор статьи: Николай Пономаренко.

Каменные кресты в БармашовоДома в центре БармашовоНиколай Пономаренко и Дмитрий Оранский на мосту в БармашовоВид на речку Белозерку

Николаевский БазарЪ на twitter