Новогригорьевка. Туман над водой.
Главной целью нашего зимнего вояжа должна была стать Любомировка Снигиревского района, она же Красное знамя, она же Терновые Пады, где мы намеревались прояснить некоторые вопросы событий столетней давности.
Но человек предполагает, а судьба располагает: ни на один свой вопрос мы ответ так и не получили, зато возникли новые вопросы. Например, зачем в селе такие широкие улицы? В Богоявленске тоже есть одна такая улица, это Фонтанная, но там рельеф местности не позволял строить дома ближе, а что было в Терновых Падах?
Поразил очень нетипичный памятник погибшим воинам-освободителям, погибшим в 1944-м году. Вместо традиционной фигуры солдата здесь воздвигли огромную гранитную голову, которая, видимо, должна символизировать скорбящую женщину.
А, в общем, было еще много вопросов, которые пришлось оставить на потом, потому, что ответить на них оказалось некому.
НОВОГРИГОРЬЕВКА
Совсем иначе было в Новогригорьевке Витовского района. Доброжелательные и отзывчивые люди рассказали и показали нам больше, чем мы рассчитывали увидеть в этом небольшом поселке, входящем ныне в состав территориальной общины Шевченково.
Спасибо учителю Николаю Анатольевичу Згурскому и его брату, Павлу Анатольевичу, который вызвал у некоторых из нас детский восторг своим раритетным мотоциклом "Днепр" (военная модель МВ-650), а также работникам Новогригорьевской средней школы за ценные сведения. Отдельная благодарность библиотекарю Валентине Петровне Семенив за подробный и эмоциональный рассказ об истории поселка. Все наши познания о нем, умещавшиеся в одну строчку, оказались никчемными по сравнению с тем, что мы узнали от неё.
По образованию Валентина Петровна – метеоролог, но после окончания Херсонского гидрометеорологического техникума устроиться по специальности ей не удалось. Нашла работу в Новогригорьевке, вышла замуж, и уже много лет работает заведующей сельской библиотекой.
Валентина Петровна собрала и обобщила огромный материал по истории поселка с фотографиями, воспоминаниями старожилов и фронтовыми письмами. По сути, это готовая книга, но где тот меценат, который оплатит ее издание? В Шевченковской территориальной общине таких людей нет…
Итак, до 1921 года на месте поселка были кошары. Пастухи пасли здесь овец и поили их водой из глубокого колодца. Если посмотреть на карту Шуберта 1869-го года, то можно найти на ней несколько скотных дворов князя Волконского, которому и принадлежали все эти земли.
Также на ней нанесены колодцы, вырытые в степи неизвестно кем и когда.
Валентина Петровна говорит, что колодцы появились во времена чумаков, когда те на волах ездили за солью в Крым и на Прогнои. Колодцы рылись с таким расчетом, чтобы хоть раз в сутки можно было напоить волов, то есть, на расстоянии суточного хода воловьего обоза.
Один из таких колодцев, вернее, его остатки, находятся в Новогригорьевке. Еще один был в районе Шевченково, а третий – Бухальский колодец. Говорят, что в этот колодец немцы сбрасывали тела расстрелянных людей. Из трех остался только один – Новогригорьевский.
Вокруг него постепенно селились люди, и в 1921-м году Новогригорьевка оформилась, как административная единица. В 1923-м году жители потребовали у волостного правления избу-читальню и медпункт, что и было вскоре выполнено. В 1930-м году поля местной артели обрабатывались не лошадями, а тракторами МТС, которая находилась в Богоявленске.
По данным на 2001-й год в поселке проживало 467 человек. Есть школа, детский сад и клуб.
Новогригорьевский колодец поил всю округу. Из окрестных хуторов приезжали подводами, чтобы набрать колодезной воды. Глубина колодца – 75 метров, диаметр – более двух метров. Сегодня колодец закрыт бетонными плитами, по решению сельсовета снесены столбы во избежание несчастных случаев. Однако каменную кладку увидеть еще можно. Кто копал эти колодцы? Кто находил места для их строительства? Этого мы уже никогда не узнаем. Просто лишний раз удивимся их способностям создавать такие грандиозные сооружения. Ни одной фотографии колодца не сохранилось, но точно такой колодец сохранился в Петрово-Солонихе, где мы побывали несколько лет назад.
В годы Второй мировой войны смотрителем колодца был Ефим Денисович Чикал. За какие-то прегрешения он был сослан в Сибирь, отбыв срок, поселился в Новогригорьевке. Жил в землянке, был мастером на все руки, а еще развел в поселке сад.
Покопавшись в своих записях, я выяснил, что Ефим Денисович – уроженец Богоявленска. Родился 20-го января 1878-го года. Родители: Денис Александрович и Марфа Спиридоновна. Известно о двух его родных братьях – Василии (род. 26 декабря 1870 года) и Михаиле, служившем в годы 1-й Мировой войны бомбардиром в 64-й артиллерийской бригаде. Сам Ефим Денисович также служил, о чем свидетельствует старая фотография.
Мы уже не раз поднимали вопросы сохранности родников и колодцев в Николаевской области. К сожалению, разрушить построенное кем-то быстрее и дешевле, чем восстановить и сохранить.
Когда-то на берегу лимана в Корабельном районе было три колодца, которые поили жителей побережья. Один засыпали во время строительства водной станции, второй – во время застройки коттеджами пляжа от спасательной станции до причала. Третий еще жив, но, видимо, и он погибнет, как и многие другие колодцы.
- Заглянешь в колодец, а там все бурлит, – рассказывала нам Валентина Петровна. – А над водой то ли пар, то ли туман поднимается. Значит, живой еще наш колодец.
Автор статьи: Николай Пономаренко.
Фото: Светлана Крыщенко.
4 января 2019 года.