Культурное и природное наследие украинского Причерноморья. Часть V.
27 февраля - день рождения Одесской области. И, наверное, нет среди взрослых жителей нашей области и гостей, тех, кто когда-либо не обращал бы внимание на огромные насыпи - курганы, ярко выделяющиеся над уровнем земли и похожие на своеобразные пирамиды в степи. А таких памятников в Одесской области, только сарматской эпохи, судя по карта-схемам, немало).
Я родился в степной части Украины, в Одесской области, и на небольшом удалении от моего села можно было найти несколько огромных курганов, два из которых выделяются невероятной величиной и которые я, в недавней своей поездке, посетил. Один из них, имеет наименование «Белолесье». Летом он сияет невероятными красками цветов диких растений. Не менее выразителен и курган «Глубокое».
Не раз в своих выступлениях я говорил, что имея такое уникальное историко-культурное наследие, при мудром подходе властей, можно было бы создать неповторимые туристические маршруты по местам степных пирамид. А если их комбинировать с уникальными природными достопримечательностями степных ландшафтов, прибрежных морских территорий и водно-болотных угодий, то равных в Европе по демонстрации туристам культурного и природного наследия Украинского Причерноморья, просто не было бы.
В разные исторические времена степное Причерноморье населяли киммерийцы, скифы, сарматы и многие, многие другие народы и племена. И об этом в научной литературе можно найти немало ссылок. Здесь я просто сжато расскажу о степных пирамидах, используя некоторые выдержки из обширной научной литературы по этим вопросам.
Киммерийцы - древнейший народ украинской истории, который был южным соседом праславян в X-VII вв. до н. э. Киммерийцы жили в южноукраинских степях от Дона до Дуная. Их окончательное происхождение не выяснено. Киммерийский народ состоял из племен, объединенных в союзы во главе с царями-вождями. Войско киммерийцев формировалось из отрядов всадников, которые были хорошо вооружены. Эти племена занимались скотоводством, в котором ведущее место занимало коневодство. Широкое развитие в киммерийцев приобрело искусство, которое носило прикладной характер. На каменных изделиях высекались изображения разнообразной военной амуниции. По языку киммерийцы, вероятно, были иранцами. Развитие их общества был остановлен нашествием скифов.
Скифы - один из древнейших народов Древнего мира. Они появились на территории Украины в первой половине VII в. до н. н.э., придя с востока, из степей между Каспием, Уралом и Кавказом. В конце VII в. до н. э скифы окончательно покорили местные племена, завершив политическое формирование Скифии.
Сарматы - сформировались в заволжских степях на рубеже III-II вв. до н. э, волнами двигались на запад в поисках новых территорий, новых пастбищ. Античные авторы в своих произведениях подчеркивали агрессивность и воинственность сарматов. Под конец II в. до н. н.э. начинается массовое переселение сарматских племен на территорию Северного Причерноморья, а уже на рубеже нашей эры они осваивают степи между Доном и Днепром, проникая вплоть до Южного Буга и Дуная. Постоянные сарматские набеги и требования платить дань обусловили переселение раннеславянского населения Среднего Поднепровья на новые территории.
В первом тысячелетии до н.э., в степной зоне Евразии сформировался особый тип погребений племенной знати кочевых племен – огромные земляные курганы. Эти сооружения возводились повсеместно, от Причерноморья до Восточной Сибири. Нельзя сказать, что курганов не было до 1000 года до н.э., напротив, по существующей сегодня одной из гипотез, расселение первых индоевропейцев сопровождалось сооружением курганов-погребений, правда, проследить все этапы формирования этой "курганной культуры", сейчас очень сложно.
Считается, что самые большие курганы были возведены в железном веке и, как правило, принадлежат скифской культуре, хотя ряд авторов считает, что в Одесской области и в Придунавье расположены в основном сарматские курганы.
Об отношении, например, скифов к могилам своих предков, лучше всего рассказывает эпизод, приведенный краеведом из Никополя Торопом С., ссылаясь на Геродота в «Истории»... Когда вторгшийся в скифские земли персидский царь Дарий І истощил свои силы, он направил к царю скифов Идантирсу (Иданфирсу) гонца с предложением прекратить отступление и начать битву или покориться, признав себя его данником.
Выслушав гонца, Идантирс ответил: «…Знай, перс, каков я: и прежде никогда не бежал я из страха, ни от кого из людей, и теперь не бегу от тебя; ныне я не сделал ничего нового сравнительно с тем, что обыкновенно делаю в мирное время, а почему я не тороплюсь сражаться с тобой, я и это тебе объясню: у нас нет ни городов, ни засеянной земли, из-за которой мы поспешили бы драться с вами из боязни, чтобы они были взяты и опустошены. Если бы нужно было во что бы то ни стало ускорить бой, то у нас есть могилы предков: вот попробуйте разыскать их и разорить - тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами из-за гробниц или не станем; раньше мы не сразимся, если нам не заблагорассудится…».
Курганом обычно принято называть надмогильную насыпь из земли или камня, чаще всего полушаровидной формы. Обычай сооружать курганы у скотоводческих племен возник еще в эпоху энеолита и существовал на протяжении всего бронзового века, отражая патриархальный культ, который все время усложнялся. На протяжении веков в расположении курганов существовал один неизменный принцип, который всегда неукоснительно исполнялся: они насыпались в степи, но всегда вблизи источника воды.
Сооружение курганов неразрывно связано с культом предков, который занимал заметное место уже в идеологии племен Ямной культуры, иногда называемых в научной литературе «племенами древнеямной культурно-исторической общности» (середина ІІІ - начало ІІ тыс. до н.э.). Умерших они хоронили под курганами, возведение которых требовало усилий большого коллектива. Ряд ученых считают, что степные курганы следует рассматривать еще и как сложные архитектурные сооружения. Безусловно, курган - это еще и священное место. В ходе археологических исследований было установлено, что на вершинах некоторых курганов со временем стали размещать святилища, что свидетельствует об усложнении идеологических представлений у живших в наших степях скотоводческих племен.
Среди всех степных курганов своей величиной и богатством погребений выделяются скифские и сарматские курганы. В IV в. до н.э. скифы, как правило, сооружали курганы в местах своего проживания, в степной зоне, поэтому эти величественные памятники древней истории нашего края нередко также называют «степными пирамидами». Они располагались на высоких водораздельных участках, где со временем возникали целые курганные некрополи (от греческого necropolis - «город мертвых»). Они, как правило, состояли из нескольких больших насыпей и многих курганов среднего и небольшого размеров. Такие могильники принадлежали определенным родовым группам, кочевья которых проходили через эти земли.
Между тем, несмотря на уникальную историческую и археологическую ценность уникальных памятников, многие представители местных властей Украинского Причерноморья закрывают глаза на вопиющее безобразие вокруг многих степных пирамид, например, на формирование свалок возле курганов. Вот, например, посмотрите на курган «Глубокое», недалеко от г. Татарбунары. Но свалка, оказалась не только возле уникального памятника древней культуры. Аналогичное преступление открылось перед нами, когда мы через один километр подъехали к берегу озера Сасык у с. Борисовка. Там, совсем рядом, проходит граница Дунайского биосферного заповедника. И вот, по этому поводу, когда мы оказались рядом с курганом «Глубокое», мой коллега из Киевского национального университета им.Т.Шевченко, профессор Серебряков Валентин, с горечью в душе, выразился так: «…как грустно, что рядом с культурными слоями древней эпохи формируются бескультурные слои современности…».
А вот, еще на одном кургане "Каланчак", расположенном в районе села Утконосовка в Измаильском районе, который, как и многие, является не только уникальным памятником древности, а еще он ценен вдвойне, поскольку является также и объектом культурного наследия ЮНЕСКО, тоже творятся безобразия. Видать, и у местного фермера и местных властей, не хватает на жизнь, и они, игнорируя статус уникального памятника ЮНЕСКО, просто бороздят его тело, распахав его аж до вершины кургана.
А ведь, сколько мелких и крупных чиновников и депутатов проезжает из Одессы в Измаил, Рени и обратно, причем трасса проходит прямо мимо этого чуда. Однако, никому, к огромному сожалению, нет дела до наведения порядка: все уповают на власти в Киеве, еще на что угодно, но никто не готов начинать с себя. Это очевидное преступление и виновные должны быть непременно наказаны.
Когда я писал утром этот репортаж, меня осенила идея. У меня же в друзьях на фэйсбуке, есть несколько высопоставленных чиновников обладминистрации, есть ряд депутатов Одесского областного совета. Может быть они, в день рождения Одесской области, прочитав этот репортаж, объединятся и наведут порядок, хотя бы на этих, имеющих международный статус объектах ЮНЕСКО. Ведь, не секрет, что каждый из них часто пиарится на том, что все они, без исключения, считают наш Причерноморский край – прежде всего, краем для туризма.
Так вот, пусть для депутатов - это будет депутатским наказом, а для чиновников просто будет мое обращение неравнодушного гражданина, чтобы хоть кто-нибудь из них, ну вот, например Игорь Палица, имеющий серьезный туристический бизнес и считающий, что Одесса и Одесская область край туризма, сделают первый «позитивный шаг». Пусть просто приведут в порядок уникальную степную пирамиду и памятник ЮНЕСКО, ну, хотя бы, как вот этот, - в Японии.
И если это произойдет, то тогда потомки обязательно будут гордиться не только теми великими людьми, кто создавал и творил историко-культурное наследие нашего края, не только теми, кто непосредственно изготавливал сами памятники. А может быть, впервые в нашей истории, хоть кто-то возгордится теми людьми из современной власти, которые хоть что-то сделали реальное для нынешних и будущих поколений, сохранив в надлежащем виде уникальные памятники историко-культурного наследия Украинского Причерноморья.
Автор статьи: Иван Русев, доктор биологических наук. г. Одесса. Фото автора.
Культурное и природное наследие украинского Причерноморья. Часть IV.