От прошлого через настоящее к будущему...

Короткий век николаевского автобуса

"Мир в миниатюре: Николаев железнодорожный"

В Николаевском областном краеведческом музее представлен интерактивный макет города с действующей железной дорогой (в масштабе 1:87). Кроме макета, на выставке представлены уникальные материалы и предметы, которые рассказывают об истории железной дороги Николаева и области.
Выставка будет работать с 27 июля по 1 ноября. Стоимость: для детей и студентов - 10 грн., для взрослых - 15 грн.
О том, как создавался этот макет, читайте на нашем сайте.

Николаевский автобусОдин из старейших видов городского транспорта - автобус, переживает далеко не лучшие времена.

В то время как трамвайно-троллейбусное движение в Николаеве хоть и находится в упадке, но продолжает функционировать не сокращая маршрутов, автобусные линии существенно почищены и в городе в настоящее время существует единственный маршрут. По нему бегают Икарусы 280, полученные еще при союзе в 80-х годах. Это маршрут № 12, который соединил расположенный обособленно от города корабельный район с автовокзалом.

Впервые упоминания об автобусном движении городе приходятся на начало 30-х. Тогда первые шесть машин, прибывшие для работы в Николаев, были размещены в крытом гараже трамвайного депо. Впервые упоминания об автобусном движении городе приходятся на начало 30-х. Тогда первые шесть машин, прибывшие для работы в Николаев, были размещены в крытом гараже трамвайного депо. 

После войны, когда трамвайное движение только восстанавливалось, автобусы стали первым городским общественным транспортом. Новые поколения машин сменяли старые, но движение автобусов не прекращалось не на минуту. 

Еще лет десять назад в городе существовало около 30 автобусных маршрутов, паутиной охвативших те районы города, в которых не осуществлялось движение электротранспорта. По маршрутам ходили ЛиАЗ-677, Икарус-260, Икарус-280, ЛАЗ-695, а в конце 80-х появились и ЛиАЗы - 5256. В 90-х Николаев получил несколько машин carosa, прослуживших достаточно долго за бугром. Они использовались в основном в качестве экспрессов. Еще лет десять назад в городе существовало около 30 автобусных маршрутов, паутиной охвативших те районы города, в которых не осуществлялось движение электротранспорта. По маршрутам ходили ЛиАЗ-677, Икарус-260, Икарус-280, ЛАЗ-695, а в конце 80-х появились и ЛиАЗы - 5256. В 90-х Николаев получил несколько машин carosa, прослуживших достаточно долго за бугром. Они использовались в основном в качестве экспрессов. 


Николаевский автобусСо второй половины 90-х город захлестнула волна перевозок на частных маршрутных такси. С этого времени, старые машины городского автобусного парка не выдерживая конкуренции с маршруточниками стали постепенно сходить с линий. Теперь на всех городских маршрутах и не только, разъезжают всевозможные рафики, ситроены, форды и т.п. Хотя стоимость проезда в них в два раза выше, чем в городском автобусе, но из-за маневриности и скорости передвижения пользуются популярностью у горожан. 

Периодически власти пытаются пустить на городские улицы автобусы, но старые машины часто ломаются, да и основными пассажирами обычно являются пенсионеры, проезд в черте города, для которых бесплатный. При такой раскладке АТП несет убытки в первый же день работы. 

Может быть в новом тысячелетии в Николаеве возродится автобусное движение. Пусть на маршрутах мы не увидим последние модели Икарусов и ликинских УлуноходовФ, но само присутствие большого городского автобуса вернет городу привычный для него облик.

Александр Говоруха

Николаевский БазарЪ на twitter