От прошлого через настоящее к будущему...

Колеса «водопроводчиков»

Городской водоканальное хозяйство есть в каждом населенном пункте и даже в небольших поселках. От умения и слаженности работ сотрудников этого подразделения зависит наша жизнь не в меньшей степени, чем от пожарных или врачей. Большим подспорьем для решения тех или иных проблем, связанных с обеспечением воды служат специальные машины.

Желто-красные фургоны с надписью «аварийная» давно примелькались в общем потоке городского транспорта. Именно эти автомобили и составляют так называемый костяк гаража специального назначения. Меняются целые поколения машин, но неизменными остаются яркие будки «водопроводчиков». Они как постоянный атрибут переходят от одного автомобиля к другому и продолжают нести круглосуточную вахту. Как и 50 лет назад бригады ремонтников доставляются к месту аварии специальными автомобилями. В фургоне такой машины размещается мастерская, оборудованная всевозможным инструментом для ликвидации аварий в водопроводе. Здесь и сварочный агрегат, и мощный стол-верстак с тисками и приспособлениями для гибки труб и нарезания резьб. Для отогревания в зимнее время труб и инструмента здесь предусмотрена автономная печка-буржуйка. Небольшой отсек, который есть практически в каждой «аварийке» служит для отдыха при работе в полевых условиях, а также в качестве раздевалки. 

По внешнему виду самих фургонов можно проследить эволюцию техники. Более старые будки имеют деревянный каркас обшитый снаружи листовым железом, а внутри фанерой. Их легко можно узнать по плавным скругленным внешним обводам. Военные кунги также подходят для этих целей. Поменяв окраску с унылого темно-зеленого цвета на яркий, порой трудно различить первичное предназначение кузова. На современных моделях фургоны собираются из легких сэндвич панелей, которые хорошо держут тепло, а в случае необходимости поврежденный лист без труда может быть заменен на новый. Правда, внешний вид у таких машин немного угловатый из-за точно подогнанных вертикальных и горизонтальных стыков. Базовые шасси, на которых устанавливаются будки, постепенно меняется от одного поколение к другому. И уже сейчас для транспортировки ремонтных бригад в основном используются шасси ГАЗ-53-12 и ГАЗ-3307. Легендарные «пятьдесят первые» уже навсегда ушли в историю. 


   
   
   
   

 
 

Все выше перечисленные фургоны относятся к основной боевой единице «водопроводчиков». Но существует и другая техника для выполнения определенных работ. В первую очередь это экскаваторы и краны Ц предназначенные для демонтажа и прокладки водопроводных сетей под землей. Без них работники горводоканала как без рук. Ведь чтобы вручную раскопать траншею, где на 3-х метровой глубине находятся водные магистрали, понадобится не один десяток человек, к тому же на это уйдет много времени. 

Но, как известно, водопроводные трубы не всегда залегают глубоко в земле. Иногда их наоборот проводят слишком высоко над землей. И на этот случай есть специальный автомобиль. 22-х метровый коленчатый подъемник ВС-22-01, смонтированный на автомобиле ЗиЛ-130 обеспечивает подъем двух ремонтников и необходимый инструмент для проведения работ над землей. 

Иногда работа требует большого количества специалистов, и тогда на подкрепление выехавшей ранее бригаде подвозятся дополнительные силы. Для этого служат вахтовые машины, которые также служат в качестве служебных автобусов доставляющих утром на работу людей.

Очень трудно представить себе гараж водоканала без водовозок. На время ремонта для снабжения близлежащих домов, для обеспечения самих ремонтных бригад водой используют автомобили ПМ-130Б. 

Кроме содержания водяных магистралей, обеспечивающих город питьевой и технической водой, городскому водоканалу подчиняется и вся канализационная городская инфраструктура. Ее обслуживание требует наличие особого вида техники. Извлечение отложений и ила из колодцев и труб ливневой канализации дело очень не простое и достаточно трудоемкое. Для механизации этой операции служит автомобиль ИЛ-980А на шасси ЗиЛ-130Б. Специальное оборудование этого илососа состоит из цистерны и систем: вакуум-нагнетательной, гидравлической и водяной, а также пневматической системы управления рабочими механизмами. Машина комплектуется шлангами, стрелой с лебедкой и множеством контрольно-измерительных приборов. Емкость спецавтомобиля состоит из двух отсеков: заднего Ч для ила и иловой, а также переднего Ч для чистой, рабочей воды, использовавшейся для охлаждения вакуумного насоса и промывки смотрового стекла и внутренних поверхностей. Для выгрузки ила из цистерны и открывания-закрывания задней крышки цистерны предназначается гидравлическая система, состоящая из шестеренчатого насоса, масляного бака, гидрораспределителя и гидроцилиндров. В крупных городах и областных центрах для этих целей используется более мощная машина созданная на шасси КАМАЗ-53213.

Для очистки коллекторов с нечистотами используется вакуумная машина КО-505. С ее помощью прочищаются забившиеся канализационные колодцы.

Из года в год транспорт городского водоканального хозяйства обновляется, создаются уникальные машины, способные совмещать в себе и современную компьютерную технику, и старые способы борьбы с аварией на водопроводах.

Александр Говоруха, фото автора

Этот день в истории Николаева:

Даты до 1917 года указаны по старому стилю

1920:

Вышел в свет первый номер журнала губнаробраза "Жизнь и школа"

Николаевский БазарЪ на twitter