От прошлого через настоящее к будущему...

Карпачев Андрей Ананьевич – автор проекта Варваровского моста в Николаеве

"Мир в миниатюре: Николаев железнодорожный"

В Николаевском областном краеведческом музее представлен интерактивный макет города с действующей железной дорогой (в масштабе 1:87). Кроме макета, на выставке представлены уникальные материалы и предметы, которые рассказывают об истории железной дороги Николаева и области.
Выставка будет работать с 27 июля по 1 декабря 2017 года. Стоимость: для детей и студентов - 10 грн., для взрослых - 15 грн.
О жизни городка Dreamcity, читайте в новом разделе нашей фотогалереи.

Увлеченный человек делает много, а увлеченный своей профессией – еще больше. Самые грандиозные проекты и решения "невыполнимых" задач были реализованы профессионалами, не утративших возможность мечтать.  

Таким практиком-мечтателем был Андрей Карпачев – проектировщик и строитель мостов, тоннелей, путепроводов. Он никогда не был кабинетным инженером. Он был генератором идей, участником метаморфоз, когда из сотен листов чертежей рождались филигранные металлические и бетонные конструкции во благо человечеству.

Имя Андрея Ананьевича Карпачева почти неизвестно в Николаеве. На нашем сайте он упоминался всего пару раз, но скупая фраза "автор проекта Варваровского моста и главный инженер государственного проектно-изыскательского института "КИЕВГИПРОТРАНС", терялась на фоне описания строительства уникального разводного моста.

Мало того, по незнанию, мы допустили ошибки в фамилии и отчестве.

Как оказалось потом – хорошо, что ошиблись. С нами связалась Ирина Юрьевна Карпачева – старшая внучка Андрея Ананьевича. Подправила нас и завязалась переписка, итогом которой стала статья об авторе проекта Варваровского моста. Фотографии из личного архива Карпачевых публикуются впервые.

 


Карпачев Андрей АнаньевичРеки и мосты всегда присутствовали в жизни Андрея Ананьевича Карпачева. Родился он в 1907 году в городке Свянцяны, Виленской губернии (ныне г. Швянчёнис, Литва) через который протекала небольшая речушка.

После (вероятно, после революции 1917 года) семья переезжает на реку Обь в село Лебяжье под Барнаулом. Обь в том месте широкая, местами разделена на несколько русел, и вброд её не перейдешь. Может поэтому и поступил юный Андрей в Томский политехнический институт по специальности "Строительство мостов и туннелей". После окончания института его по распределению отправляют работать в Сибирь (Иркутск, Чита, Алтайский край).

К началу второй мировой войны Андрей Ананьевич уже имел большой опыт в проектных и строительных работах по сооружению мостов, тоннелей и путепроводов в особо сложных условиях. В первые дни войны он пришёл в военкомат добровольцем, но его отказались брать по причине инвалидности. Еще в детстве Андрей Карпачев рубил дрова, промахнулся и попал топором по голени. Нога перестала расти и с годами стала короче другой на 10 см. Ему всю жизнь потом приходилось носить специальную обувь…

В 1941 году на фронт не взяли.

Но инженер Карпачев понимал, насколько его знания нужны там, на передовой и в начале 1943 года он добился своего, и ушел добровольцем на фронт в качестве военного железнодорожника.

В должности начальника проектной группы железнодорожных войск 2-го украинского фронта и УВРР-14 (Управление военно-восстановительных работ) он находился в авангарде наступающих войск Красной армии, восстанавливая мосты и прокладывая дороги для военных частей.

Наградной лист Карпачева Андрея АнаньевичаНаградной лист Карпачева Андрея АнаньевичаКомандование оценило работу Андрея Ананьевича, и он был награжден орденом Красной Звезды за то, что "… своим отличным руководством и самоотверженной работой т. Карпачев обеспечил выполнение в срок приказа командования армии о постройке 5-ти мостов через реку Тиса, общей длиной 775 м… Высокознающий свое дело инженер, энергичный, настойчивый организатор… В самых сложных моментах строительства, когда был снесён водой временный мост и сообщение между правым и левым берегом прекратилось, при большом подъеме воды и скорости течения тов. Карпачев на ходу смело принимал решения по созданию конструкции моста и организации работ, всегда лично руководил стройкой…".

Инженер прошел войну в составе Юго-Западного, 3-го Украинского, 2-го Украинского и Забайкальского фронтов. Во время войны с Японией был награжден медалью "За боевые заслуги". В этот раз уже за исследование под обстрелами разрушенного железнодорожного моста у станции Хайлар, пролет которого был заблокирован подорванным паровозом. Инженер-майор пути и строительства Карпачев принял решение о расчистке пролета подрыванием, что с успехом и осуществил. После чего произвёл техническую разведку заминированного моста через реку Янин до прибытия восстановительных частей.

После войны Андрей Ананьевич с семьей поселился в Киеве и занял должность инженера в киевской проектной конторе "Киевтрансузелпроект" (с 1951 года реорганизовано в государственный проектно-изыскательский институт "КИЕВГИПРОТРАНС", с 2006 года – государственное предприятие "Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт транспортного строительства "КИЕВГИПРОТРАНС").

В начале 50-х "Киевгипротрансу" был заказан проект моста в Николаеве через реку Буг. Автором этого проекта и стал главный инженер Андрей Ананьевич Карпачев.

Обложка журналаПроект утвердили в июне 1957 года. На протяжении всего периода строительства разводного моста проектант Карпачев постоянно приезжал в Николаев и контролировал ход работ совместно с руководителем мостопоезда №444 Львом Карели. Проект претерпевал изменения в ходе строительства. Взаимосвязь и взаимопонимание автора проекта и строителей позволила внедрить рационализаторские предложения и уменьшить финансовые затраты (более подробно об этом вы можете прочитать в статье "Варваровский мост" на нашем сайте).

Внучка инженера вспоминает: «… для моего дедушки это был самый крупный и ответственный проект.  Семья у него была большая и дома все обсуждали это сложнейшее строительство. И хотя мне было тогда лет пять, я помню фотографии, которые он показывал со строительства и помню всю его неспокойную жизнь…»

Строительство моста было закончено в 1964 году. Артерия заработала.

Выдающийся инженер проектов Карпачев, совместно со своим заместителем О. Рассказовым, в 1965 году опубликовал итоговую статью о проекте разводного моста в журнале "Промышленное строительство и инженерные сооружения". Листы из журнала с его собственноручной подписью "Дорогому Юре от папы. 22.06.1965 г." бережно хранятся в семье Ирины Юрьевны.

После реализации проекта Варваровского моста последовало ряд заказов на строительство мостов и туннелей в Западной Украине.

Та энергичность, которую отметило командование еще во время войны, никогда не оставляла Андрея Ананьевича. И в 75 лет он активно продолжал работать, ездить в командировки и решать технические задачи. Он был из тех, кто незаменим. Много знал, много видел, много отдавал.

Умер Андрей Ананьевич Карпачев в 1985 году на 78 году жизни.

Главный инженер был женат на Ольге Николаевне Чистяковой с которой познакомился еще в Иркутске. У автора проекта Варваровского моста было трое сыновей: Вадим, Юрий и Владимир. Карпачев Юрий Андреевич стал известным инженером в области космической техники. Две дочери Юрия Андреевича – Ирина и Ольга –  пошли по семейным стопам: окончили Киевский политехнический институт, получили инженерное образование и живут в Киеве.

Андрей и Ольга КарпачевыАндрей Ананьевич с двумя сыновьями: Юрий (стоит) и Владимир. 6.11.1968 год. Из семейного архива Карпачевых.Андрей и Ольга Карпачевы. 1984 год. Из семейного архива Карпачевых.

В семье Карпачевых чрезвычайно гордятся Андреем Ананьевичем. Для них он – родной человек, частичка которого живет в инженерных сооружениях Украины. Для николаевцев – человек, широту мысли которого мы можем видеть с бугских берегов.

Автор статьи: Светлана Крыщенко. 

Фотографии Варваровского моста в нашей фотогалерее.

Николаевский БазарЪ на twitter