24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

Как на БАМе подводную лодку пытались установить

Создать музей на базе подводной лодки в Николаеве пытались дважды. С первой, типа «С-217», и вовсе намучились: подаренная Черноморским судостроительным заводом, она не годилась для проведения экскурсий и вскоре была сдана на металлолом.

Вторую, «С-332», привезли из Севастополя. Установить хотели либо на месте нынешней танцплощадки, на БАМе, либо напротив — в парке Победы. Однако вытащить громадину из воды так и не удалось — она затонула у причальной стенки завода имени 61-го коммунара.

О подводной лодке «С-217» известно, что она была заложена на ЧСЗ в феврале 1954 года. Спустя три месяца спущена на воду, а к концу года - поступила на вооружение военно-морского флота. Вскоре вошла в состав Черноморского флота, в 1957 году - переведена в состав Северного флота, в 1965-м снова возвращена на Черноморский флот. Подводная жизнь для лодки «С-217» закончилась 22 июня 1980 года, когда ее исключили из состава ВМФ и вознамерились демонтировать, чтобы, разобрав на детали, реализовать. 

Надежда на вторую жизнь, хоть и «гражданскую», появилась у лодки в конце 80-х годов прошлого века, когда ее передали Николаевскому Музею судостроения и флота для использования в качестве экспоната. Для проведения подготовительных работ судно длиной в 76 м и шириной в 6,6 м (с предельной глубиной погружения в 200 м) торжественно отшвартовали к плавдоку Судостроительного завода имени 61-го коммунара. Но с началом перестройки работы по переоборудованию застопорились, состояние лодки ухудшалось, и впоследствии специалисты сделали вывод, что создавать из нее музей экономически нецелесообразно. Судно разрезали на металл. 

Несмотря на то, что первая попытка сделать музей судостроения на борту подлодки завершилась крахом, городские власти не спешили отказываться от идеи увековечить детище николаевских судостроителей в качестве корабля на вечной стоянке. Обратились к Черноморскому флоту с просьбой выделить им такую лодку. Инициативу корабелов поддержали, прислав из Севастополя в Николаев первую послевоенную дизель-электрическую подводную лодку «С-332» проекта 613. Таких лодок на ЧСЗ было построено 72.

Отметим, что лодки проекта 613 в свое время составляли основу советских подводных сил. Несмотря на некоторые недостатки, эти достаточно простые в устройстве и надежные дизельные подводные лодки были любимы подводниками ВМФ СССР. При всей простоте, а в ряде случаев даже примитивности оборудования, они оказалась одними из самых малошумных подлодок флота. Использовались для проведения испытаний разных видов вооружения. 

О «нашей» субмарине известно, что она вошла в строй Черноморского флота в 1956 году. На ней прошло службу несколько поколений моряков-подводников, а в 1980-м лодку вывели из боевого состояния и законсервировали в гавани Одесского порта. В начале восьмидесятых ее на буксире привели в Николаев, чтобы отреставрировать и оборудовать музей подводного флота и боевой славы моряков-подводников. Состояние субмарины было почти идеальным, но денег на ее переоборудование под музей все-таки требовалось немало, а они никак не находились.

Зато разработали несколько вариантов размещения лодки-музея. Одним из возможных достойных мест, где ее можно было бы прочно установить, чтобы она не переворачивалась, специалисты назвали Нижнюю Набережную — на месте нынешней танцевальной площадки «БАМ». Подводное судно, расположенное внизу, стало бы частью общей композиции — памятник адмиралу Макарову на Верхней Набережной, шахматный клуб, колоннада. Но проблема заключалась в том, что для того чтобы вытащить лодку на поверхность, нужно было бы разрушить гранитный парапет Набережной. К тому же тогда не существовало подъемного крана, который в состоянии был бы поднять многотонного гиганта. 
Второй вариант расположения музея — напротив БАМа, на территории парка Победы, слева от понтонного моста.

Тогдашний главный архитектор проектного института «Гипросудмаш» Вадим Павлович Попов, чтобы правильно организовать пространство и наиболее удачным образом благоустроить территорию, ездил во Владивосток, где также установлена подводная лодка-музей. Интересно, что там рядом с лодкой находится аллея боевой славы и мемориальный комплекс, на котором выгравированы имена погибших в годы Великой Отечественной войны моряков-подводников. 

Примерно так, плюс экспонаты, поднятые с затонувших субмарин, да административный корпус музея планировал Вадим Попов сделать и в Николаеве. Но опять же вопрос упирался в деньги и способ подъема лодки из воды.

Был, правда, вариант разрезать ее на несколько частей и, вытащив на берег, сварить по швам, но тогда повредилось бы ценное внутреннее оборудование, а на это идти не захотели. Хотя подводную лодку во Владивостоке и без демонтажа целую-невредимую доставили на сушу на полозьях, при помощи лебедки.
Так прошло семь лет. Все это время судно простояло у причальной стенки завода имени 61-го коммунара, внутренности его разграбили, а то, что уцелело, покрылось ржавчиной. 8 марта 1988 года подводный корабль совершил свое последнее погружение, затонув в акватории судостроительного завода. 

Поднятие исполина


Поскольку затонувшая субмарина стала не только подводным препятствием, но и источником загрязнения Ингула, руководство завода имени 61-го коммунара поспешило как можно быстрее поднять ее на поверхность. За дело взялась группа водолазов, участников спортивно-технического клуба подводного поиска «Садко» во главе с М.Коноваловым.

 Позже М.Коновалов, вместе с В.Торубарой, в газете «Вечерний Николаев» подробно опишет процесс поднятия лодки из пучины: "Обследование показало, что лодка лежит на глубинах от 7 до 9 метров. Корпус ее почти наполовину погружен в илистый грунт. Крен - 48° на левый борт, дифферент малый. Открыты верхний и нижний рубочные люки, а также торпедопогрузочный люк."

… Взвесив все мыслимые варианты подъема субмарины и свои возможности, водолазы приняли следующий вариант подъема: первый  этап - герметизация отсеков прочного корпуса; второй - поворот лодки на ровный киль; третий - подъем корабля на поверхность.


20 июня 1989 года приступили к детальному обследованию внутренних помещений и систем лодки с постепенной герметизацией корпуса. Поначалу работы внутри субмарины велись практически вслепую, т. к. в очень грязной воде с примесями топлива и масла фонари давали слабое световое пятно. Позже, когда сумели создать под потолком (подволоком) воздушную подушку, видимость немного улучшилась. Грязи внутри лодки было более чем достаточно, жирным слоем обволокло все стены, детали и предметы. Воздухом дышать было невозможно, такой он имел отвратительный запах. От гидрокостюмов типа «Садко» и «Чайка» пришлось отказаться сразу: резина расползалась по швам от взаимодействия с соляркой и маслами. Водолазы работали в «изобретенных» ими самими хлопчатобумажных костюмах, т. е. в обычной спецовке. Она, конечно, не спасала от грязи - после каждого погружения водолаза приходилось отмывать целой бригадой всеми имеющимися моющими средствами. 

Все отверстия, через которые поступала забортная вода, необходимо было найти и заделать. Впоследствии выяснилось, что в ходе работ было заделано 241 такое отверстие.

… Процесс подъема лодки совмещался с ее поворотом. Для этой цели в верхний люк была заведена балка, которую застроповали к главному гаку 100-тонного плавучего крана «Черноморец». Вместе с поворотом лодки на 48° должен был произойти и отрыв ее от грунта. 

Дана команда, натягиваются стропы, и примерно через 15 минут при нагрузке 80-85 тонн на главном гаке «Черноморца» произошел поворот корабля и отрыв его носовой части от грунта. Работа крана остановлена, теперь он только слегка поддерживает лодку, не давая ей повернуться вокруг своей оси. Снова работают водолазы, вручную устанавливают шахту-кессон у кормового входного люка в 7-м отсеке. Опускаются насосы, шланги, освещение, телефон. Понадобилось еще 15 часов работы, чтобы удалить воду из всех отсеков, и подводная лодка совершила свое последнее всплытие - для музея она уже не годилась». 

В своем материале авторы высказали надежду, что эпопея с плавучим музеем не повторится, и ракетный крейсер «Украина», который годами простаивает у причальной стенки бывшего Адмиралтейства, не пойдет ко дну, как его подводные предшественницы. 

Автор статьи:Екатерина Стриль

Задира.Инфо

 

Тема на форуме "Скамейка" - "Затонувшая подводная лодка".

Уникальные фото "Затонувшей подлодки" и история ее создания

Поделиться:

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Николаевский БазарЪ на twitter