Из истории становления пожарной техники на Николаевщине
С возникновением первой профессиональной пожарной команды назрела необходимость приобретения специального оборудования. В 1860 г., первая городская пожарная команда, самыми распространенными средствами тушения пожаров являлись ручные пожарные насосы.
Вода к месту пожара в то время доставлялась в бочках установленных на конных тележках, называвшихся бочечными ходами. Пожарные прибывали на линейных ходах - тележках с расположенными вдоль нее скамьями, на которых спина к спине размещалось 10-12 человек и мелкий инвентарь (багры, топоры, лопаты).
В дальнейшем конные телеги послужили прообразом для создания пожарных автомобилей. В Европе первые пожарные автомобили появляются в конце XIX века. Самым распространенным видом пожарной техники к началу ХХ века становится автомобиль - линейка с насосом приводимым во вращение двигателем автомобиля. Лидирующим производителем подобных машин становится Германия.
Но со временем производство пожарных автомобилей было организовано в России в Москве (заводы Фрезе и Густава Листа), в Америке в ряде других развитых стран. Первый пожарный автомобиль в Николаеве появился в 1919 г. Машина представляла собой трубобочечный ход с коловратным насосом, расположенным в корме автомобиля, изготовленная американской фирмой "Уайт". Ётот автомобиль попал в распоряжение части №2, располагавшейся тогда в районе "Ракетное урочище".
С появлением первого автомобиля значительно сократилось время прибытия на пожар, увеличилась зона обслуживания пожарной охраны. Через 6 лет, еще два подобных автомобиля получает пожарная часть №1. Эксплуатация этих машин продолжалась до начала 30-х, когда в Николаев стала поступать техника отечественного производства. Первыми появляются автонасосы "Промет" на шасси первенца молодого советского государства АМО-Ф-15. Эти автомобили изготавливали на одноименном предприятии в Ленинграде. Несмотря на высокую оснащенность пожарно-техническим инвентарем, машина комплектовалась малопроизводительным коловратным насосом. Несколько таких пожарных машин находились в распоряжении самой старой пожарной части г. Николаева, расположенной на "пяти углах".
Немного позднее город получает автонасосы-линейки "Автодоровец" производства Московского завода пожарных машин, в то время известного как Миусский завод, на шасси АМО-4. Использование в этой машине центробежного насоса существенно облегчило службу пожарных. Теперь по вызову этот автонасос мог доставлять к месту пожара команду, состоящую из 14 человек.
Середина 30-х характеризуется поступлением нового поколения пожарной техники. В распоряжение пожарных поступили маневренные серийные автонасос ПМГ-1 (пожарная машина ГАЗ номер модели 1) и автоцистерна ПМЗ-2 (пожарная машина ЗиС номер модели 2).
На автоцистернах ПМЗ-2 размещалось 6 человек команды: двое в кабине водителя (включая шофера) и четверо между кабиной и цистерной емкостью 1500л. По бокам и сзади цистерны устанавливали ящики для пожарного оборудования. Автомобили комплектовались центробежным насосом, таким же, как на "автодоровце", который также был установлен сзади. Боковая катушка с выкидными рукавами устанавливалась между откидными спинками сидений, стянутыми ремнем. Задняя катушка съемно-перевозная.
В 1939 г. пожарной части №2 был передан самый распространенный автонасос московского завода пожарных машин ПМЗ-1 на шасси автомобиля ЗиС-11. Этот автомобиль имел закрытую кабину водителя по сравнению со всеми предыдущими автомобилями в части. В связи с этим расширился район, который обслуживала пожарная часть, теперь его протяженность более 10 км, от ул. Садовой к Широкой Балке.
С началом Великой отечественной войны большинство пожарных добровольцами пошли на фронт, многие с которых не вернулись. Вся городская техника была эвакуирована в глубь страны. После освобождения Николаева от фашистских захватчиков город начали восстанавливать из руин, возобновляли работу промышленные предприятия, возводились жилые дома. В этот период горожане как никогда нуждались в помощи пожарных. На первых порах основной техникой были ручные насосы, установленные на конных ходах. И только летом 1944 г. в городе вновь стали слышны звуки пронзительных сирен пожарных автомобилей.
Рост промышленных предприятий в послевоенный период повлиял на развитие пожарной техники в Николаеве. Требовались специальные автомобили, позволяющие пожарным вести борьбу с огнем даже поздно ночью и обеспечивать непрерывную связь с пожарной частью. Первым специализированным автомобилем в городе стал автомобиль связи и освещения ССО на шасси знаменитой "полуторки" ГАЗ-АА. В 1950 г он поступил в распоряжение пожарной части №1.
В 1954 г. в распоряжение городских пожарных начинают поступать автоцистерны и автонасосы нового поколения, имеющие полностью закрытые кабины для боевого расчета. Новые автомобили изготавливали в Украине на Прилукском заводе пожарных машин, что в Черниговской области. Это были машины ПМЗ-9 и ПМЗ-9М, сделанные на современном для того времени шасси автомобилей ЗиС-150. Немного позднее появляется и новый автомобиль связи и освещения сделанный на полноприводном шасси ГАЗ-63. В 1956 г. на вооружение стали поступать новые модели пожарных автоцистерн других предприятий. Так город получил два автомобиля ПМГ-6 и рукавную машину на шасси ГАЗ-63.
А в 1961 г. в Николаеве появилась 30-ти метровая автолестница АМ-32 на шасси ЗиЛ-157. С появлением этого автомобиля существенно облегчилась работа пожарных на последних этажах жилых домов.
Очередное изменение парка произошло в 1965 г., когда на замену пришли более современные автоцистерны ПМЗ-63 и автонасосы ПМЗ-64А. Автоцистерны базировались на шасси ЗиЛ-130 и доставляли к месту пожара почти 2000л. воды и 6 человек боевого расчета. Такое же шасси использовалось и для новых автонасосов.
С конца 60-х годов одновременно с бурным развитием городской инфраструктуры стала поступать новая пожарная техника. Все пожарные части города укомплектовываются автоцистернами АЦ-40 (130)-63А, а затем и 63Б, до сих пор исправно несущие трудовую вахту в нашем городе. В небольшом количестве поступают автоцистерны на полноприводном шасси ЗиЛ-131 и УРАЛ-375, способные доставлять огромное количество воды и пенопорошка. Появляются новые автолестницы, способные в считанные минуты обеспечить подъем пожарных на высоту девятого этажа. В городском опорном пожарном пункте особое место стали занимать специализированные автомобили: пожарная насосная станция ПНС-110, рукавная машина АР-2, автомобиль насосно-рукавный АНР-40, машина порошкового тушения АП-5.
Среди стандартной заводской пожарной техники особое место занимают автомобили, придуманные и изготовленные непосредственно в отряде технической службы города Николаева.
В первую очередь это пеноподъемник АТС-59 с вылетом стрелы 20 м и предназначенный для тушения пеной нефтехранилищ, для этих же целей используется автомобиль АВ-40, переделанный из обычной автоцистерны. Емкость его бака составляет 5000 л пенообразователя. Машина комплектуется двумя пеногенераторами ГПС-2000, служащих для покрытия пеной больших площадей. Еще одной машиной для тушения пеной ПГУ-400, сделанный из отслужившей свой срок автолестницы. В пожарной части №10 также расположены автомобиль для перевозки рукавов АР-1 на базе ЗиЛ-130 и машина ЗиЛ-131 газодымозащитной службы, недавно пополнившая ряды пожарной техники.
Нельзя оставить без внимания штабные автомобили созданные на базе микроавтобусов РАФ и УАЗ. В их салонах размещено необходимое оборудование для ведения оперативных работ по ликвидации крупных пожаров.
Особо нужно отметить аэродромного гиганта АА-60, который на территории аэропорта охраняет безопасность самолетов. Емкость его цистерны вмещает 12000 литров воды.
В последние дни 2000 года в распоряжение городских пожарных поступил автомобиль быстрого реагирования АБР-4, новинка прилукского завода "Пожмашина". Созданная на базе фургона "газель", эта машина имеет небольшую цистерну с водой и насос, позволяющие успешно бороться с огнем в городских квартирах.
Александр Говоруха