От прошлого через настоящее к будущему...

Гений и злодейство - две вещи несовместные

12 декабря исполнилось 250 лет со дня рождения известного русского литератора и историка Николая Карамзина. Перу его принадлежат слова: «Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями».

В этой короткой фразе – вся суть краеведения. И задача любого, кто называет себя краеведом – хранить, умножать и передавать дальше «пленительные воспоминания» о родном крае и людях, его населяющих. Не секрет и не тайна, что случается всякое, и даже в жизни Великих бывают моменты, о которых они предпочли бы забыть. Так стоит ли вновь поднимать разговор об этих «пятнах на Солнце»?

В «Южной Правде» от 26 ноября 2016 года опубликована заметка краеведа Зои Шаталовой «Будь заодно с гением». В заголовок заметки Зоя Ивановна вынесла строчку из Пушкина. Что ж, почту за честь продолжить эту традицию и процитирую другую строчку Александра Сергеевича в своем заголовке. Сама заметка Зои Ивановны местами напоминает речь обвинителя в суде.  Так что, с разрешения читателя, добавим наш «суд зрительских симпатий» стороной защиты.

Итак, начнем.

Автор пишет: «К событиям давно минувшим, где конфликтовали не просто обыватели, а известные исторические личности, подходить нужно с обязательной мерой осторожности и уважения -  в треугольнике 1823 года я имею в виду исключительно гений В.И. Даля и отчасти деяния А.С. Грейга» (выделено мной – прим. автора). Прошу заметить, уважаемые судьи – мы говорим о 1823 годе. К этому году Алексей Грейг – вице-адмирал имеющий боевой опыт и награды, главный командир Черноморского флота и портов, почетный академик Петербургской академии Наук. И Владимир Даль – мичман, страдающий морской болезнью и запомнившийся сослуживцам по Морскому кадетскому корпусу составлением словарика флотского жаргона на 34 слова. Безусловно - и «гений» и «деяния» - несопоставимы.

Dura Lex, sed Lex

Закон суров, но он – закон

Цицерон

Адмирал А.С. ГрейгЧто же произошло между двумя историческими личностями? Вновь вернемся к цитированию уважаемой Зои Ивановны, но уже в «Южной Правде» от 8 августа 2016 года: «Мирное течение времени в Николаеве с 19 на 20 апреля 1823 года было взорвано расклеенными по городу стишками сатирического содержания, адресованными «сброду, носящему флотский мундир», с информацией о некой польке-подрядчице, которая, имея во флотском городе неограниченную власть, может добраться до кого угодно. И таки правда: полиция была поставлена на уши - искали автора анонимной листовки.  Что же тогда произошло в нашем городе, что до сих пор об инциденте одни говорят как о стишках с безобидной, но глупой шуткой, написанных легковесным мальчишкой; другие - как о грязном пасквиле от мстительного «троглодита и ущербного ублюдка», которому отказали в любви; третьи утверждают, что это была неудачливая для самого автора остросатирическая эпиграмма, расклеенная на стенах городских домов? Когда же сочинителя то ли нашли, то ли попросту назначили быть ответчиком, то Главный командир Черноморского Флота адмирал Грейг рассвирепел, устроил неслыханный самосуд, заранее зная, что сам продиктует приговор, пугал тюрьмой, каторгой, шпицрутеном и едва ли не смертной казнью.»

Чем же это было на самом деле, и так ли несправедливо было то «звырячэ побыття» невинного дитя? Повторно сделаю акцент на том, что и адмирал Грейг и мичман Даль – люди, носящие флотский мундир.  Флот – структура, где все регламентировано и подчинено «морской Библии» - Уставу. А Устав морской, пошедший еще от Петра I до сих пор во многих пунктах неизменен. Посмотрим и мы на «стишки с безобидной и глупой шуткой» с точки зрения Морского Устава.

Если принять за версию что обе эпиграммы принадлежали перу Владимира Даля, то, только за фразу «сброду, носящему флотский мундир» он, как мичман Черноморского флота, уже должен быть наказан. При семъ имеютъ все офицеры и солдаты Адмиралам и прочимъ вышнимъ начальникомъ всякое должное почтеніе воздавать и онымъ послушны быть; а естьли кто дерзнетъ онымъ, или единаго изъ них непристойными и насмешными словами поносить (однакожъ не такiе слова, которые чести касаться будутъ), оный имеетъ предъ воинским судомъ публично отпущения  своея вины просить, или какимъ инымъ наказанiемъ, по разсужденiю наказанъ быть. (Устав Морской Книга Пятая «О штрафах», глава 1.)

Впрочем, судя по тексту второй эпиграммы, понятия чести и неприкосновенности личной жизни составителю не знакомы.  А значит стоит еще раз заглянуть в Морской Устав:

Когда Адмирала и прочихъ вышнихъ начальниковъ бранными словами поносить и предосудительные слова ихъ чести касающiеся говорить будетъ, тотъ имеетъ телеснымъ наказанiемъ наказанъ быть, или живота лишенъ по силе вины.

Так был ли это самосуд? Или все же прямое следование Уставу? Мне могут возразить, что в приведенных фрагментах речь идет об устном оскорблении и прямая вина Владимира Даля не доказана. При обыске у него нашли лишь черновик второго пасквиля. Ну что ж. Давайте пролистаем Устав дальше. Глава «О поносительныхъ письмахъ, бранных и ругательныхъ словахъ». Здесь не столь интересен даже пункт 1 «Кто какой пасквиль зделаетъ», сколько толкование к нему. Дабы не утомлять читателя подражанию старославянской орфографии, приведу это «толкование» в современной виде. На примере, ежели кто кого в пасквиле бранил изменником или иным злым делом, то оный пасквилетворец яко изменник, или каких дел делатель, о которых описал, наказан будет. Пасквиль есть сие: когда кто письма напишет, или напечатает и в том кого в каком деле обвинит и оное явно прибьет или прибить велит, а имени своего и прозвища в оном  не изобразит. Ежели в пасквиле он про кого и правду напишет, то однакож по рассмотрению судейскому наказан быть имеет тюрьмою, сосланием на галеру на время, шпицрутеном или иным чем. Понеже он прямым путем не пошел, дабы другого погрешения объявить. Тож разумеется и о тех, которые хотя сами не делали, но вспомогали в том, или ведали а не объявили. (выделено мной – прим. автора)

Как видим аргументы, увы, не в пользу Владимира Ивановича, как человека, достойного носить флотский мундир. Допускаю, что мне опять могут возразить - Устав писался гораздо раньше 1823 года, и многое из него потеряло актуальность на момент конфликта.

Ну что ж, возьмем книгу, которая писалась еще раньше Устава и продолжает быть актуальной до сих пор. Откроем Библию, друзья.

Сомневаюсь, что юный Владимир Даль не слышал Евангелие от Луки. Именно в нем мы можем найти параллели с «грешницей», позволившей себе войти в знатный дом. На ропот фарисеев Иисус сказал «…прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит».  Но даже если и так, и евангелие прошло мимо юного кадета, то неужели не задумывался он над строками ежедневной молитвы Господней: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим». Ведь не о деньгах здесь речь…

И вновь аргументы не в пользу Владимира Ивановича, как джентльмена и христианина.

Хочется спросить у почитателей гения Владмира Даля, водившего дружбу с Александром Пушкиным: почему мы заступаемся за Пушкина на дуэли с Дантесом, и  осуждаем Грейга, который, как и Пушкин, отстаивал честь своей супруги? Давайте уже, как говорят в «Одессе пыльной» или крестик снимем или трусики наденем…

Царь-колокол не звонит поломатый,

 царь-пушка не стреляет мать ети…

И ясно что евреи виноваты,

осталось только летопись найти…

Это четверостишье Игоря Губермана прекрасно отображает отношение к сынам Израилевым во все времена. И краеведа Шаталову, и многих других возмущает цитата из И.И. Каменецкого о всесилье «тетушки Лии». Маринист Владимир Шигин утверждает о «еврейской мафии» на Черноморском флоте. Читая заметки Шаталовой и, цитируемого В. Шигина, складывается странное ощущение. Представьте - вот был кристально чистый от своего основания Черноморский флот. Никто ничего не воровал, никаких происшествий, слухов, скандалов и сплетен. Все просто идеально было. Тут вдруг приходит Грейг со своими евреями – и понеслось… Коррупция, интриги, скандалы, расследования!!! Приходит ему на смену кристально чистый Лазарев и опять никакого воровства, злоупотреблений. Идиллия…

Так ли это было? За всю эпоху парусного судостроения еврейскими подрядчиками в Николаеве было построено всего 20% от общего количества судов. При этом, именно при Лазареве, сменившем Грейга на посту военного губернатора, начинается строительство кораблей с подряда. И строит их, угадайте кто? Тот самый племянник Юлии Грейг – Шлема Рафалович! Я так понимаю, преступные схемы «папэрэдныкив» продолжали работать? Или их  (схем) и не было?

А было ли государство столь желанным заказчиком? Читая подборку отчетов «О действиях кораблестроительного департамента Морского министерства» можно с удивлением узнать, что расчет с подрядчиками практически всегда производился с большими задержками и не в полном объеме. Остатки материалов подрядчик был обязан сдать флоту по заниженным ценам, а чтобы получить подряд - порою «делал скидку» казне в 20%. Скажите, а это точно были евреи? Ребе Шнеерсону (еще одному знаменитому николаевскому еврею) приписывают занятный исторический анекдот. Говорят, он учил своих учеников: «Читайте только антисемитскую литературу. Там любую книгу открываешь – у евреев все хорошо, они сплошь миллиардеры и правят миром». 

Разбирая  восторженную цитату И. Каменецкого, Зоя Ивановна делает интересный вывод – городом правил вовсе не адмирал Грейг, а Юлия Михайловна!  Ну что ж, рискну предположить, что в «Историческом очерке столетнего существования города Николаева при устье Ингула» написанном Григорием Ге суть передана «с огрехами». И это не адмиралу Грейгу, а трактирщице из Могилева наш город обязан «значительным умножением городских доходов, устроением коммерческих пристаней, устроением тротуаров с аллеями, Спасским водопроводом, освобождением от воинского постоя» и многим другим. При таких деяниях, остается только удивляться, почему памятник поставили адмиралу, а не Юлии Михайловне?

Счастлив дом тот,

И тот флигель.

Где разврата не любя

Друг Филипп Филиппыч Вигель

В шею выгнали тебя

С.А. Соболевский (1803-1870)

Процитирую и я «важнейший отрывок, живое слово современника, из записок мемуариста Филиппа Филипповича Вигеля»: В Новороссийском краю все знали, что у Грейга есть любовница-жидовка и что мало-помалу, одна за другой, все жены служащих в черноморском флоте начали к ней ездить как бы к законной супруге адмирала. Проезжим она не показывалась, особенно пряталась от Воронцова и людей его окружающих, только не по доброй воле, а по требованию Грейга. Любопытство насчёт этой таинственной женщины было возбуждено до крайности, и оттого узнали в подробности все происшествия её прежней жизни. Так же, как Потоцкая, была она сначала служанкой в жидовской корчме под именем Лии или под простым названием Лейки. Она была красива, ловка и умением нравиться наживала деньги. 

Хочу задать вопрос Зое Ивановне, когда официантка получает в кафе чаевые - Это она зарабатывает личные деньги как? Умением нравиться или чем-то еще? Многих наших современников возмущает в этом отрывке слово «жидовка», и Зоя Ивановна, как учитель русского языка и литературы, объясняет, что смысл слова за века изменился. Изменился смысл многих слов. И то, емкое и грубое русское слово, которым современники звали Вигеля за его предпочтения в постели, теперь звучит как «лицо нетрадиционной ориентации». Так стоит ли удивляться, что некий кхм… гей, злословит и отпускает двусмысленности о красивой женщине? Может быть, хотя бы о мужчинах он отзывается лучше?

Но нет… Фрейлина Александра Смирнова отказала ему от дома за «ослиные ляганья и лай моськи перед мёртвым львом», то есть за бурный восторг по поводу кончины царя Николая I. В записках Смирновой про Вигеля сказано: «наш русский St. Simon… украсил русскую литературу портретами, хотя в карикатурном виде». Стоит признать, что делать какие-либо оценки историческим персонажам на основе записок Вигеля, это как изучать социологию по подшивке порнографических рассказов. Какие-то крохи знаний получите, но на похабщину времени больше потратите. Впрочем, у современников не такой большой выбор, по каким первоисточникам изучать быт тех лет.

В строчках эпиграммы найденной при обыске у Даля, Зоя Ивановна находит сочувствие Грейгу в его любовном выборе. В глазах современницы  это сочувствие извиняет мичмана за его поступок. Приятно, что в наше время, когда о любви перестали выразительно молчать и стали ею активно заниматься, кто-то находит, в себе и в поступках других, сочувствие к ближнему. Но было ли это извинение сочувствием? Английский писатель Гилберт Честертон  (1874 - 1936), как-то заметил: «надменное извинение – это еще одно оскорбление». Следуя логике краеведа Шаталовой, юному мичману видней кого любить его руководству, а кого - нет…

Изучаем дальше опубликованную заметку. Вот по цитатам Вигеля и Шигина мы знакомимся с очередным умозаключением о робости адмирала Грейга не только в делах любовных, но и в морских. Ну что ж, подбросим людям еще немного пищи для ума. Как вы думаете, совмещать должность мэра (по нынешним меркам) двух достаточно больших городов с постом командира всего Черноморского флота это «как два пальца об асфальт»? И много ли в таких условиях у человека времени да и желания на личную жизнь? А если этот человек еще и воспитан в духе пуританской Англии и не в его традиции первой понравившейся барышне задирать подол через пять минут после знакомства?  

Что касается «излишней осторожности и боязни генерального сражения»,  то снова хочу спросить: помнят ли уважаемые краеведы и маринисты сколько времени строился, и сколько служил флоту корабль во времена Грейга. В лучшем случае строительство длилось два года, а средний срок службы составлял шесть (!!!) лет.  При таких условиях, для любого генерального сражения, вероятность того, что победа станет «Пирровой» слишком велика. И опять возвращаясь к примеру о последовательности: почему полководца Суворова провозгласившего «побеждать не числом, а умением» мы превозносим, а адмирала Грейга, следовавшего этому суворовскому принципу не на суше, а на море – осуждаем?

О том, когда и кто венчал Юлию Михайловну и Алексея Грейга, историки спорят до сих пор. В своей книге Владимир Шигин приводит более полный фрагмент из записок Вигеля. В частности о бале-маскараде у Грейга: «Сильно возбудил во мне удивление своим присутствием один человек в капуцинском платье; он был не наряженный, а настоящий капуцин с бородой, отец Мартин, католический капеллан черноморского флота, который, как мне сказывали после, тайно венчал Грейга с Юлией. Оттого при всех случаях старалась она выставлять его живым доказательством её христианства и законности её брака; только странно было видеть монаха на бале…» Далее цитата Филиппа Филипповича заканчивается и уступает место уже рассуждениям нашего современника: Здесь следует сделать некоторое уточнение. Так как капелланов на Черноморском православном флоте не существовало, то, скорее всего, венчание протестанта Грейга с недавно обращённой в православие Лией происходило по протестантскому обряду в николаевской протестантской церкви, не имеющей никакого отношения к флоту.

Приведу еще и цитату из словаря Брокгауза и Ефрона: «При русских войсках и военных учреждениях состоят ещё римско-католические капелланы, находящиеся в ведении административного декана, и лютеранские дивизионные проповедники с адъюнктами; кроме того, в варшавском округе при штабе каждого из расположенных там трех армейских корпусов учреждено в 1887 г. по одной должности евангелическо-аугсбургского проповедника. В казачьих землях в ведении военного министерства состоит магометанское духовенство»

Как говорится, и не был бы я столь категоричен, в отношении того были или нет католические капелланы на православном Черноморском флоте… Но если бы это было единственным «передергиванием» у писателя-мариниста. В одной из его книг «Бог Нептун не любит Украину» описываются события, свидетелем которых мне довелось быть. Речь идет о создании Всеукраинской ассоциации писателей-маринистов. На этой встрече был и Владимир Шигин. Читая его воспоминания, лишний раз понимаешь – сколько людей, столько и мнений. Старая суфийская поговорка гласит: человек – полный сосуд. Задень его – и ты узнаешь что из него польется… Это чем же Вас, уважаемый Владимир Виленович да и вас, Зоя Ивановна, все мы так задели?

О трех предметах не спеши рассуждать…

О Боге, пока не утвердишься в вере;

о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих;

и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета.

Слышала ли уважаемая Зоя Ивановна эти слова Николы Сербского, публикуя свои рассуждения о?.. О богинеБеседка "Храм Весты" Весте. Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона - Веста в Италии, Гестия в Греции считалась богиней-покровительницей семейного очага и жертвенного огня. В Греции ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, все равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу.  (т. VI (1892), с. 113). Возможно, источник изданный в 1892 году тоже не актуален? Друзья, я допускаю, что меня «забанили в Гугле», но мне не понять, откуда краевед Зоя Шаталова взяла информацию что «в римской мифологии Веста - богиня священного очага городской общины. Культ Весты знаменовал единство общин, приобщение к огню и воде, тесно связан со святынями города». (выделено мной – прим. автора). Да, существовали разные взгляды на происхождение и функции богини Весты. И в статье Ольги Смирновой «О Характере культа Весты» эти взгляды изложены наиболее полно (Межвузовский сборник научных статей «Античность и средневековье Европы». Пермский ун-т, 1994. с 78-84). Но даже в этой статье нет ни слова о «единстве городских общин» тесной связи со святынями города и уж тем более о приобщении к воде. Хочу спросить у уважаемой Зои Ивановны, в каких именно мифах были найдены столь необычные подробности о богине Весте?

О чужих грехах. Поинтересуюсь, кто именно (Шаталова или Шигин) обладает способностью вести беседы с духами усопших? Ничем иным, кроме спиритического сеанса, я не могу объяснить тот факт, что названным людям известны подробности интимной жизни Леи Сталинской, которых нет даже в воспоминаниях Вигеля…

О дне грядущем и хлебе насущном. Зоя Ивановна пишет «Трудно даже представить, какими связями, опытом, характером нужно обладать, чтобы в 19 лет так смело браться за столь масштабное мужское дело!». Как жаль, что человек, называющий себя краеведом, столь плохо знает историю в целом, и историю русских женщин-предпринимательниц в частности. Если бы ей это было действительно интересно, она бы, для примера, уточнила,  кто в 1792 году фактически основал Дятьковский хрустальный завод. Хочется также спросить Зою Ивановну, помнит ли она, сколько лет было княгине Ольге на момент брака с князем Игорем? И ведь именно благодаря княгине Ольге появились на Руси погосты – центры торговли, обмена и сбора податей…

 «Как жаль, что все, кто знает, как управлять государством,

уже работают таксистами или парикмахерами»

Франсуа Миттеран

Крылатое выражение французского политика хотя и было произнесено на много лет позже от рассматриваемых нами событий, в какой-то мере отражает взаимоотношения между Грейгом как командующим Черноморским флотом и Лазаревым, как его заместителем. Тот, кому действительно интересны их взаимоотношения, станет искать цитаты сторонних свидетелей, но никак не самих фигурантов.

Я же приведу всего один абзац из записок военного врача Никифора Закревского (1806-1864), вспоминавшего, что в какой-то момент практически весь флот был разделен на сторонников Грейга (преимущественно греков) и сторонников Лазарева. «Что такое Лазарев, – говорили греки, – как начальник штаба, может статься, он был бы и на своем месте… Но ему ли водить флот!.. для этого дела он слишком молод или мало знаком с делом. В три месяца плавания у своих берегов, он тех способностей, какие требуются от адмирала, не выказал ничем – мы, кроме единственного, любимого им маневра «гони зайца вперед» – ничего от него не видали, ничему новому не научились. Лазаревцы же горячо отстаивали Лазарева» 

И вновь повторим – сколько людей, столько и мнений. А истина она всегда где-то посередине.

Где дело само за себя говорит, к чему слова.

Цицерон

Памятник ГрейгуНачав нашу речь с цитаты, которую приписывают Цицерону, пожалуй и закончим мы его словами. Есть в этой истории с пасквилями нечто символичное для всех участников. Думаю, не ошибусь, сказав, что причина пасквиля - то, что адмирал Грейг пошел против мнения светского общества в вопросах любви. Мичман Даль из-за пасквиля променял Николаев на Кронштадт, и, сменив флотский мундир на сюртук врача, вырос в того самого гениального литератора и лексикографа, которым мы сейчас восхищаемся.

В домашнем архиве Крючкова хранится анонимка, написанная на Юрия Семеновича в 70-х годах  за то, что его мнение о Грейге и Лазареве очень сильно отличалось от пропагандируемых в те годы официальных взглядов на роль этих исторических личностей в становлении как Николаева, так и Черноморского флота. Он всегда вспоминал об этом пасквиле с улыбкой, говоря: «Если тебе плюют в спину – значит ты впереди всех».

По поисковому запросу в Интернете «краевед Зоя Шаталова» первым делом находятся сайты с историей о том, как из-за своих взглядов человек теряет работу. Самое время произнести знаменитую фразу Киселева: Совпадение? Не думаю!!! (Шучу, друзья.) Верю, что Зоя Ивановна еще найдет свое место под Солнцем.

Во время обсуждения заметки Шаталовой с коллегами, мне задали вопрос – а на каком основании человек подписывает свои творения как «краевед». И действительно. Сотрудником краеведческого музея она не является. Членом краеведческого общества «Золотая ладья» (одним из основателем которого  был Юрий Крючков) не состоит. Может быть, она является участником николаевского краеведческого форума «Скамейка» и краеведческой общественной организации «Николаевский Базар»? Нет, не является. А если бы являлась, то возможно бы знала, что Андрей Шинкаренко (основатель краеведческого форума) много раз повторял, что и организация и форум появились благодаря книгам и заметкам Юрия Крючкова.

Памятная доска Далю в НиколаевеКак писал Николай Карамзин, задача краеведа – хранить, приумножать и передавать потомкам «пленительные воспоминания». Похожа ли вся эта история с пасквилем на пленительное воспоминание? Совсем нет. Я могу и заблуждаться, но vieille merde (пардон муа за мой французский) изучает палеокопролог, но никак не краевед.

У большинства из нас есть и поводы для гордости, и «скелеты в шкафу» о которых хотелось бы позабыть. Давайте же будем в первую очередь людьми мудрыми и скажем друг другу «спасибо». Спасибо Владимиру Далю за толковый словарь. Спасибо Алексею Грейгу за любовь к нашему южному провинциальному городу. Спасибо Юлии Грейг за то, что была безразлична к разговорам за спиной. Спасибо Михаилу Лазареву за Антарктиду. Спасибо Юрию Крючкову за то, что, читая его книги, еще больше влюбляешься в наш город. Спасибо и Вам, Зоя Ивановна! За мемориальную доску на некрополе тем, чьи могилы утеряны, а имена бессмертны. За преобразившийся пушкинский сквер, наполненный светом и радостью. За то, что благодаря Далевским чтениям, еще больше детей приобщаются к языку Онегина и Болконского.

В автобиографической книге Юрия Крючкова «Второй ангел» есть короткий рассказ о первой учительнице. Учительнице русского языка и литературы. Я процитирую всего несколько строк из него. «Есть три святыни, которые всегда вспоминаются с душевным трепетом: отец, мать и первая учительница. …навсегда осталась во мне ее душевная теплота, отданная нам, и десятки ее писем… Спасибо Вам… Мои сегодняшние успехи – это и Ваша заслуга. Я Вас никогда не забуду». Как ученик Юрия Крючкова, я желаю Вам, Зоя Ивановна, чтобы как можно больше ваших учеников добилось своих высот в жизни. Стали почетными гражданами нашего города, открыли новые направления в науке и основали свою научную школу, оставаясь при всем при этом скромными и открытыми людьми, любящими наш провинциальный южный город. Да хранит Вас Бог.

Автор статьи: Василий Торубара

Оставить комментарий

Этот день в истории Николаева:

Даты до 1917 года указаны по старому стилю

1898:

Первое празднование дня 1-го мая (маёвка) в Лесках

1903:

Прекращение работ на Французском и Черноморском заводах. Невыход половины рабочих Адмиралтейства на работу.

1936:

В центре пл. Коммунаров открыт памятник расстрелянным 61 коммунару

Николаевский БазарЪ на twitter