Déjà vu николаевских корветов
Настоящее – это давно забытое прошлое. Эпопея с постройкой первого украинского корвета только подтверждает этот тезис. Покопавшись в истории, мы обнаружили удивительные аналогии с попытками построить корветы в Николаеве в 1863-м году.
Интернет-издание МедиаИнфо. 2014 год.
О возрождении судостроения и окончании строительства корвета 4 ноября говорили председатель облгосадминистрации Вадим Мериков, его первый заместитель Николай Романчук, советник Президента Украины и Министра обороны Украины Юрий Бирюков и руководство ПАО «ЧСЗ».
«Морской сборник» 1863 года.
Было время, правда, короткое, когда серьезно поговаривали о постройке в Николаеве двух новых хороших корветов и, сколько известно, предложение это было даже утверждено.
Интернет-издание МедиаИнфо. 2014 год.
Первый заместитель председателя облгосадминистрации Николай Романчук отметил, что хотя проект корвета зарождался в 2008 году, он не утратил своей актуальности и мощности. Николай Павлович рассказал, что 10 дней назад с председателем ОГА Вадимом Мериковым уже посещал завод и осматривал судно. По его словам, корпус корвета очень хорошо сохранился, «отсутствует ржавчина и дефекты». Он отметил, что есть 2 варианта решения проблемы: или законсервировать проект и тогда средств понадобится меньше. Или же вложить больше средств, и построить корвет.
«Морской сборник» 1863 года.
Были составлены соображения, сметы, чертежи, говорили уже о заготовлении некоторых материалов, назначали даже строить из имеющегося в наличии дуба в значительном количестве и строить по чертежам корвета «Калевала».
Интернет-издание МедиаИнфо. 2014 год.
«Мы видим поддержку со стороны Юрия Бирюкова, он общается с военными атташе других государств, которые знают и понимают, что Украине нужно помогать. И те необходимые комплектующие можно получить в виде долгосрочного лизинга, или виде долгосрочного кредита, или могут просто быть безвозмездно переданы недорогие детали. Тем самым мы окончательно могли бы решить вопрос о достройке этого корабля. В это сложное время для Украины, и при плачевном состоянии военно-морских сил Украины необходимы новые боевые единицы, которые могут защитить рубежи нашего государства», – считает Николай Павлович.
«Морской сборник» 1863 года.
Нас это интересовало потому, что корветы наши «Рысь», «Волк», «Удав» и «Зубр», при дурной своей постройке, с негодными котлами, давно уже надоели служащим, и плавание с 5-ю и 6-ю узлами наилучшего хода отбивает всякую охоту служить на них.
Не досадно ли, в самом деле, служить на военном судне, которое не в состоянии остановить ничтожную турецкую кочерму, явно в виду провозящую значительную контрабанду, если к тому же не поблагоприятствует штиль, единственный случайный помощник наших корветов, делающий их грозными для контрабандистов.
Интернет-издание МедиаИнфо. 2014 год.
Юрий Бирюков отметил, что «Украине нужны корабли и нужно поднимать экономику. Все очень взаимосвязано. И ничего сегодня не мешает, ну за исключением отсутствия достаточного объема средств в самом бюджете, – запустить всю эту махину. 5 корветов – это достаточное мощные силы в рамках Черноморского бассейна. Нам нужны эти корабли: нам нужно давать работу николаевцам и нам нужно создавать качественно новую армию».
По его словам, его поддерживает как Президент Украины, так и Министр обороны.
«Морской сборник» 1863 года.
Многих жителей города постройки интересовали потому, что дали бы на некоторое время заработок нескольким стам рабочих рук, доход нескольким крупным и мелким подрядчикам, которые в свою очередь обязанные представить в казну установленные залоги, заплатили бы залоговые проценты нескольким бедным домовладельцам за право представить в залог их дома.
Интернет-издание МедиаИнфо. 2014 год.
По словам генерального директора ПАО «ЧСЗ» Александра Остапенко, 7 блоков корвета готовы для соединения. «На данный момент уже собраны все блоки корпуса и надстройки. Они находятся в сборочно-сварочном цеху и на поточно-позиционной линии. На данный момент работы по строительство корабля остановлены по причине отсутствия финансирования, документации и оборудования, которое должно монтироваться в блоки. По некоторому оборудованию уже заключены договора и сделана предоплата, есть оборудование, по которому произведена полная оплата, и оно должно быть поставлено в ближайшее время. Проблема возникает в том, что за это оборудование, которое даже полностью оплачено, нам придется платить дополнительную сумму за растаможивание, выплатить НДС и это создает дополнительные трудности в условиях отсутствию финансирования. Нужно принять решение – будем ли мы строить этот корабль дальше, а от размера финансирования будут зависит сроки строительства», – сказал он.
По словам генерального директора, сумма строительства корвета требуется пересмотра, ведь изменились цены, уровень заработной платы и много другое.
«Морской сборник» 1863 года.
Все предложения отменены, и мы не без сожаления узнали об окончательном решении не строить более судов в Николаеве, а в случай надобности присылать из Балтийского флота.
За отменою постройки рушились эти маленькие надежды, но с известием о присылке корветов из Кронштадта возникли новые надежды нескольких бравых молодых офицеров отправиться за корветом в Кронштадт; увидеть Балтийский флот, осмотреть новейшие морские сооружения и заведения, побывать за границею в Европе; взглянуть мимоходом и на иностранные флоты и порты и, таким образом, возвратиться восвояси с запасом новых сведений и с освеженными способностями, которые, как ни лелейте их, волей–неволей остановятся в своем развитии.
Автор подборки: Николай Пономаренко