От прошлого через настоящее к будущему...

Déjà vu николаевских корветов

"Мир в миниатюре: Николаев железнодорожный"

В Николаевском областном краеведческом музее представлен интерактивный макет города с действующей железной дорогой (в масштабе 1:87). Кроме макета, на выставке представлены уникальные материалы и предметы, которые рассказывают об истории железной дороги Николаева и области.
Выставка будет работать с 27 июля по 1 ноября. Стоимость: для детей и студентов - 10 грн., для взрослых - 15 грн.
О том, как создавался этот макет, читайте на нашем сайте.

Настоящее – это давно забытое прошлое. Эпопея с постройкой первого украинского корвета только подтверждает этот тезис. Покопавшись в истории, мы обнаружили  удивительные аналогии с попытками построить корветы в Николаеве в 1863-м году.



Первая секция корвета проекта 58250. Фото интернет-издания МедиаИнфоИнтернет-издание МедиаИнфо. 2014 год.

О возрождении судостроения и окончании строительства корвета 4 ноября говорили председатель облгосадминистрации Вадим Мериков, его первый заместитель Николай Романчук, советник Президента Украины и Министра обороны Украины Юрий Бирюков и руководство ПАО «ЧСЗ».

«Морской сборник» 1863 года.
Было время, правда, короткое, когда серьезно поговаривали о постройке в Николаеве двух новых хороших корветов и, сколько известно, предложение это было даже утверждено.

Интернет-издание МедиаИнфо. 2014 год.
Первый заместитель председателя облгосадминистрации Николай Романчук отметил, что хотя проект корвета зарождался в 2008 году, он не утратил своей актуальности и мощности. Николай Павлович рассказал, что 10 дней назад с председателем ОГА Вадимом Мериковым уже посещал завод и осматривал судно. По его словам, корпус корвета очень хорошо сохранился, «отсутствует ржавчина и дефекты». Он отметил, что есть 2 варианта решения проблемы: или законсервировать проект и тогда средств понадобится меньше. Или же вложить больше средств, и построить корвет.

«Морской сборник» 1863 года.
Были составлены соображения, сметы, чертежи, говорили уже о заготовлении некоторых материалов, назначали даже строить из имеющегося в наличии дуба в значительном количестве и строить по чертежам корвета «Калевала».

Интернет-издание МедиаИнфо. 2014 год.
«Мы видим поддержку со стороны Юрия Бирюкова, он общается с военными атташе других государств, которые знают и понимают, что Украине нужно помогать. И те необходимые комплектующие можно получить в виде долгосрочного лизинга, или виде долгосрочного кредита, или могут просто быть безвозмездно переданы недорогие детали. Тем самым мы окончательно могли бы решить вопрос о достройке этого корабля. В это сложное время для Украины, и при плачевном состоянии военно-морских сил Украины необходимы новые боевые единицы, которые могут защитить рубежи нашего государства», – считает Николай Павлович.

«Морской сборник» 1863 года.Модель корвета "Рысь"
Нас это интересовало потому, что корветы наши «Рысь», «Волк», «Удав» и «Зубр», при дурной своей постройке, с негодными котлами, давно уже надоели служащим, и плавание с 5-ю и 6-ю узлами наилучшего хода отбивает всякую охоту служить на них.

Не досадно ли, в самом деле, служить на военном судне, которое не в состоянии остановить ничтожную турецкую кочерму, явно в виду провозящую значительную контрабанду, если к тому же не поблагоприятствует штиль, единственный случайный помощник наших корветов, делающий их грозными для контрабандистов.

Интернет-издание МедиаИнфо. 2014 год.
Юрий Бирюков отметил, что «Украине нужны корабли и нужно поднимать экономику. Все очень взаимосвязано. И ничего сегодня не мешает, ну за исключением отсутствия достаточного объема средств в самом бюджете, – запустить всю эту махину. 5 корветов – это достаточное мощные силы в рамках Черноморского бассейна. Нам нужны эти корабли: нам нужно давать работу николаевцам и нам нужно создавать качественно новую армию».

По его словам, его поддерживает как Президент Украины, так и Министр обороны.

«Морской сборник» 1863 года.
Многих жителей города постройки интересовали потому, что дали бы на некоторое время заработок нескольким стам рабочих рук, доход нескольким крупным и мелким подрядчикам, которые в свою очередь обязанные представить в казну установленные залоги, заплатили бы залоговые проценты нескольким бедным домовладельцам за право представить в залог их дома.

Интернет-издание МедиаИнфо. 2014 год.
Модель корвета на ЧСЗ. 2012 год. Фото с "Воєнно-історичного форуму Military Ukraine"По словам генерального директора ПАО «ЧСЗ» Александра Остапенко, 7 блоков корвета готовы для соединения. «На данный момент уже собраны все блоки корпуса и надстройки. Они находятся в сборочно-сварочном цеху и на поточно-позиционной линии. На данный момент работы по строительство корабля остановлены по причине отсутствия финансирования, документации и оборудования, которое должно монтироваться в блоки. По некоторому оборудованию уже заключены договора и сделана предоплата, есть оборудование, по которому произведена полная оплата, и оно должно быть поставлено в ближайшее время. Проблема возникает в том, что за это оборудование, которое даже полностью оплачено, нам придется платить дополнительную сумму за растаможивание, выплатить НДС и это создает дополнительные трудности в условиях отсутствию финансирования. Нужно принять решение – будем ли мы строить этот корабль дальше, а от размера финансирования будут зависит сроки строительства», – сказал он.

По словам генерального директора, сумма строительства корвета требуется пересмотра, ведь изменились цены, уровень заработной платы и много другое.

«Морской сборник» 1863 года.
Все предложения отменены, и мы не без сожаления узнали об окончательном решении не строить более судов в Николаеве, а в случай надобности присылать из Балтийского флота.

За отменою постройки рушились эти маленькие надежды, но с известием о присылке корветов из Кронштадта возникли новые надежды нескольких бравых молодых офицеров отправиться за корветом в Кронштадт; увидеть Балтийский флот, осмотреть новейшие морские сооружения и заведения, побывать за границею в Европе; взглянуть мимоходом и на иностранные флоты и порты и, таким образом, возвратиться восвояси с запасом новых сведений и с освеженными способностями, которые, как ни лелейте их, волей–неволей остановятся в своем развитии.

Автор подборки: Николай Пономаренко

Этот день в истории Николаева:

Даты до 1917 года указаны по старому стилю

1804:

Адмиралом Де Траверзе издан указ о достройке каменной церкви в Богоявленске во имя Святого Богоявления Господня

1937:

Вышел первый номер газеты Николаевского обкома КП(б)У "Більшовицький шлях"

Николаевский БазарЪ на twitter