Шнекоход на шламовых полях НГЗ
Шнекоход. Уникальное по способу движения транспортное средство, в качестве движителя используются шнеки — стержни со сплошной винтовой поверхностью вдоль продольной оси.
Такая конструкция обеспечивает высочайшую проходимость в условиях воды, грязи или снега. Соответственно, было множество попыток создания серийных образцов таких машин. Первой относительно широко распространенной моделью шнекохода был «Снежный дьявол» на базе трактора Fordson, который строила компания Armstead Snow Motor в 1920-х годах.
Фактически, это был серийный трактор, на который вместо колёс был установлен шнековый привод.
Другой удачной серийной машиной был советский шнекоболотоход ЗИЛ-2906, используемый до сих пор в составе аварийно-спасательного комплекса «Синяя птица». Основная задача — поиск и эвакуация космонавтов, спускаемый аппарат которых приземлился вне штатного района посадки.
Широкому использованию шнекоходов помешали имеющиеся недостатки такого привода. К ним можно отнести высокие эксплуатационные расходы и невозможность движения по дорогам общего назначения. А главное, шнеки разрушают почвенный слой, что серьезно ограничивает народно-хозяйственное использование этих машин. Однако недавно выяснилось, что шнеки можно использовать не только как привод, но и как рабочий орган.
В настоящее время на Николаевском глинозёмном заводе для хранения отработанного шлама используется так называемый «сухой метод». У него масса преимуществ по сравнению с классическим «мокрым методом», но есть и существенный недостаток: образование пыли. Её источником является верхний слой шлама: при высыхании образуется корка, которая и «пылит». Согласитесь, весьма неприятно (мягко говоря), когда облако красной пыли накрывает населенный пункт…
Для предотвращения пылеобразования используются системы орошения верхнего слоя, но неожиданно эффективным оказался метод перемешивания слоёв шлама с помощью… шнекохода. Таким образом, главный недостаток шнекового привода (перемешивание слоёв грунта) внезапно превратился в достоинство!
Впервые такой метод в компании РУСАЛ был опробован на ирландском глинозёмном заводе Огиниш, откуда и был перенят николаевскими специалистами.
Шнекоход был закуплен у ведущего производителя данной техники — австралийской фирмы Residue Solutions. Заказчик выбирает комплектацию в зависимости от необходимых задач и характеристик, а производитель собирает по этому индивидуальному заказу машину на технологической платформе “MudMaster” («Повелитель грязи»).
Построенный шнекоход имеет следующие характеристики:
Длина | 8,62 м |
Ширина | 4,20 м |
Высота | 4,05 м |
Эксплуатационная масса | 18,5 т |
Двигатель | 6-цилиндровый дизельный, фирмы “Caterpillar” серии С-11, мощность — 350 л.с. |
Трансмиссия | гидравлическая |
Привод шнеков | гидродвигатели фирмы “Parker” |
Управление осуществляется из звукоизолированной и кондиционированной кабины с помощью компьютеризированной системы.
Вместо рычагов — два небольших «джойстика», закрепленных на кресле водителя. Кресло может вращаться на 360°, что позволяет мгновенно менять направление движения машины.
А ещё шнекоход может на небольшие расстояния (например, для заправки или погрузки на трейлер) двигаться боком.
При этом на земле остаются вот такие интересные следы:
Зимой 2012-2013 г. шнекоход прошёл модернизацию: были установлены системы подогрева технических жидкостей и дополнительная защита приводов шнеков, что позволяет теперь машине работать в условиях низких температур.
И последнее: по результатам ежегодных экологических замеров выяснилось, что вдобавок ко всему шнекоход увеличил плотность шлама на 24%. Другими словами, ёмкость шламового поля увеличивается примерно на такую же величину, что благоприятно скажется на экологии в будущем.
Автор статьи: Борис Салтовский
Команда сайта "Николаевский базарЪ" благодарит начальника пресс-службы НГЗ Ирину Прохорову и начальника бизнес-единицы «Участки шламового хозяйства и чистки технологического оборудования» Олега Липатова за помощь в подготовке материала.