24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

Шлюпочные походы николаевских милиционеров. Часть вторая.

Участники шлюпочного похода "Николаев - Москва"Сегодня, 18 июля 2015 года, исполняется 80 лет со дня старта шлюпочного похода команды милиции клуба "Динамо" по маршруту протяженностью 4480 км.

В первой части статьи было рассказано о подготовке, об отплытии и начале путешествии. Сегодня рассказ о продолжении и окончании этого уникального и опасного мероприятия. Жаль, что мы не можем опубликовать все перипетии этого похода, но когда-нибудь придет время и мы увидим дневники "протоколиста" похода Михаила Куракина и увидеть описание реальной жизни в новорожденной стране - от Южного Буга до Волги. Без пафоса, без прикрас. Только факты от николаевца, искренне любившего свой город.

... Далее следуют очень интересные наблюдения автора дневника.

Вырезка из николаевской газеты 1935 годаВ 20 часов 5 августа они подошли к станице Нижне-Чирской и стали на якорь. У станицы шумел цыганский табор, у шатров дымились костры. Вид самой станицы напоминал чисто русские поселения, которые приходилось видеть в кино. На улицах случалось много пьяных. У киоска один из членов команды заплатил продавщице 6 руб. за консервы, она молча протянула ему бутылку водки. И когда ей сказали, что она ошиблась, то она ответила, что раз уплачивают 6 рублей, то за эти деньги дают водку. Когда команда вошла в хлебную лавку и, купив хлеб, стали спрашивать продавца, где есть магазин, чтобы купить что-нибудь к хлебу, то продавец ответил, что «водку можно достать в киоске напротив». Куракин резюмирует: «В общем, водка здесь имеет доминирующую роль…»

Дневник передает нам и другие уникальные сведения, например, местные традиции выпечки хлеба. Чем дальше участники похода продвигались вверх по Дону, тем громаднее по размеру выпекались хлеба. Если в Романовке диаметр хлеба был 35-36 см, то в Нижне-Чирской они купили хлеб диаметром 47 см и весом 10 кг. «Ребята долго потешались над этим, сравнивая булку с колесом нашего шасси, которое почти не разнится одно от другого».

Ровно через сутки участники похода подошли к городу Калач, который «оказался просто деревней, достаточно бледного вида». Прямо с пристани они направились в райНКВД, где в дежурной комнате застали спящего дежурного милиционера, у которого так же мирно на скамье спали двое задержанных.

Связавшись по телефону с заместителем начальника РО НКВД, попросили его предоставить им тягловую силу, чтобы запрячь в шасси и переправить лодку к Сталинграду, до которого было примерно 100 км.

И здесь снова началась бюрократическая волокита: заместитель начальника райНКВД посоветовал им обратиться к секретарю местного отделения общества «Динамо», начальник раймилиции - к главе профсовета и председателю райисполкома и т.д.

Участники шлюпочного похода "Николаев - Москва"Поэтому, чтобы не терять времени зря, члены команды вернулись к реке, где у переправы нашли «попутного мужичка», который за определенное вознаграждение доставил их к Волге, немного ниже Сталинграда.

8 августа в 14 часов они снова сели в шлюпку и в этот же день выяснили, что маршрут на Волге, по сравнению с планом, увеличился на 370 км, а весь маршрут превышал уже 4000 км. Без учета последнего участка пути от Горького в Москву.

Кроме этого, условия продвижения оказались значительно сложнее, чем предполагалось ранее, поэтому было видно, что в 50-дневный срок пребывания в походе они никак не уложатся. Это их очень смущало. «Как посмотрит на это наше командование и командование Москвы? Как совместить проведение массовой работы, предусмотренной планом с необходимостью ускорения прохождения пунктов?», - записали они в дневнике.

И снова интересные наблюдения: «Если вода Дона голубая, то вода Волги имеет какой-то желтый оттенок ... Слева от нас потянулись здания Сталинграда. Справа же вдоль острова растянулись на 3-4 км плоты сплавного леса, на которых выстроены целые хижины для плотовых команд. Отдельные плотовые сооружения не без претензий на оригинальность, с балкончиками и затейливой резьбой. Доминирующую роль леса здесь видно на каждом шагу».

 Следующая запись в дневнике: «13 августа. Снялись с якоря, как обычно в 4 утра ... Сейчас проходим по территории Автономной области немцев Поволжья. Об этом, в первую очередь, свидетельствует аккуратность и чистота в населенных пунктах. В 4 часа дня подошли к пристани Марксштадт, где имели 30-минутную остановку и купили кое-что у местных колхозниц из продуктов. Разговаривать пришлось с помощью одного колхозника, который знал русский язык. Подавляющее же большинство русского не понимает, или, возможно, просто притворяются, чтобы с ними невозможно было торговаться при покупке чего-либо».

Участники шлюпочного похода "Николаев - Москва"15 августа, команда прибыла в Сызрань. Утром все, кроме дежурного, пошли в город. Их особенно поразило то, что там все население: и мужчины, и женщины, а также и дети очень сквернословят. «В чем-чем, а в этом отношении на Украине народ все же культурнее» - записано было в дневнике.

Начальник РСМ встретил участников похода приветливо, имел с ними продолжительную беседу, интересовался пройденным путем и перспективами на будущее, угостил их завтраком и обедом. Затем спортсменов доставили на пристань на легковом автомобиле милиции, и они продолжили свой путь.

Эти дни были насыщены и другими событиями: 15 августа... Шлюпка быстро движется на веслах вверх по течению. Вдруг из середины реки раздается пронзительный крик. Оказалось, что в 800 метрах от команды на перевернутой вверх дном лодке сидел человек, а недалеко барахтались еще два человека. Спортсмены сломя голову помчались к утопающим Оказалось, что спасенные были крестьянами-колхозниками с. Паншино. Они рассказали, что хотели пришвартоваться к барже, но перевернулись. Об этом потом напишет в газете «На революционном посту» (газета Одесского облуправления РСМ НКВД) один из участников этого события - Демьян Петрович Мисаренко.

Надо сказать, что шлюпочные походы в тот период проводились и другими динамовскими организациями, но их маршруты были короче и проходили в основном по течению. Так, 14 августа, около г. Вольска николаевцы встретили шлюпку с флагом, которая шла, по их предположению, маршруту Ленинград - Астрахань. Об этом поход они читали в газетах еще дома, а 15 августа - встретили шлюпку Москва - Саратов.

Во время продвижения вверх по Дону, Волге, а затем и по Оке, в связи с очень сильным течением, что усиливалась встречным ветром - работа на веслах не давала ощутимых результатов. Поэтому спортсменам приходилось тянуть шлюпку на веревке, работая посменно по три человека.

По Дону и Волге тянуть шлюпку на веревке было труднее, чем работать на веслах, так как берега были покрыты зарослями и сорняками. Пробираться через эти заросли было мукой. Острые сучья и ветви больно царапали тело. Обувь быстро изнашивалась. По Дону попадались участки, кишащие змеями.

16 августа на участке Сызрань - Батраки, в бурю лопнула натянутая веревка и только благодаря дереву М.Я. Куракин и еще двое участников не упали с обрыва с высоты 10-12 метров в воду. Пришлось сойти вниз и продвигаться по пояс в воде.

На том же участке - Сызрань - Батраки берег был занят на протяжении 4-5 км разбросанными плотами. Спортсмены двигались по скользким бревнам, которые уходили из-под ног, срывались и падали в воду. Но постоянно продвигались вперед.

Жигулевская кругосветка 1935 года17 августа, чтобы сократить свой путь по Волге на 150 км, около села Переволоки они пересекли так называемую «жигулевскую кругосветку». Волга в этом месте делает большую петлю, и на ее прохождение необходимо было потратить 2-3 дня. Местные жители не советовали им идти и даже уверяли, что без лошадей невозможно сделать этого перехода по холмам.

С удивлением смотрели жители Переволоки на подготовку к пешему переходу. Прошло всего 10 минут и шлюпка была на шасси. Преодолев 75-метровую высоту, участники похода через некоторое время достигли небольшой речушки Усы, что протекала в 2 км от села и впадала в Волгу. Уса была очень мелкой и извилистой с большим количеством перекатов. Поэтому кто-то из членов команды шел впереди и выбирал самые глубокие (выше колена) места, а остальные команды подталкивала шлюпку вперед. Только недалеко от Волги глубина реки стала от 4 до 6 футов, что позволило команде перейти на борт и дружно взяться за весла. Вышли к Волге на 5 км выше Ставрополя.

Ночью перед переходом, когда уже все спали, Михаил Куракин напишет: «Когда я заряжал кассеты фотоаппарата, наблюдал за рассыпавшимся бисером искр от зажженного ребятами костра на берегу и не угасшего еще после ужина. Огонь отсвечивал красноватыми бликами на воде, а с другой стороны серебристо-голубоватую дорожку проложила луна, вышедшая из барашков туч. Тени леса, отраженные в воде, были, как бы наведены черной тушью на голубоватой эмали реки. Тишина ночи нарушалась только потрескиванием дров в костре, журчанием воды, обтекавшей борта шлюпки да изредка попискиванием какой-то пичужки в лесу (возможно, это ей приснился какой-то сон)».

  Далее по маршруту, в селе Клиновка обратили внимание на интересную деталь: все население деревни летом живет в подвальных помещениях. Как оказалось потом, - не потому, что летом очень жарко, а в связи с частыми пожарами, потому что все здания деревянные.

Участники шлюпочного похода "Николаев - Москва"20 августа достигли города Ульяновск. Первое впечатление команды о городе было таким: «находится на большой высоте и очень грязный». О прибытии николаевцев в Ульяновске уже знали из сообщений, которые были отправлены Николаевским горотделом и Главным управлением РСМ. Начальник сектора НКВД - бывший украинский работник и уроженец бывшей Херсонской губернии, интересовался подробностями похода, а также условиями работы и жизни работников НКВД и милиции в Николаеве.

Начальник сектора РСМ Власов тоже оказался земляком - он тоже был из Украины. Во время отдельной встречи он много рассказал интересного об условиях работы, о характерных особенностях края и т.д. Николаевцы много узнали нового, например, до того, что регион с длиной 200-250 км здесь обычное явление, тогда как на Николаевщине район, имеющий территорию длиной 80 км, считается большим.

21-го, утром, члены команды отправили железной дорогой в Николаев свое шасси, которое, несмотря на несовершенство, все-таки пригодилось.

После культурной программы (осмотр дома В.И. Ленина) и обеда, снова отправились на пристань. Погода совсем испортилась: холодный ветер и сильный дождь...

В Казани участникам похода также уделили много внимания: на водной станции их встретили начальник политотдела Главмилиции Татарской республики, начальник командно-строевого отдела, несколько человек старшего начальствующего состава Главмилиции и ряд работников – ударников командно-рядового состава.

После экскурсии по Кремлю, а затем осмотра клуба и спортзала РСМ с современным оборудованием на то время, стадионом, построенным на месте пустыря, а также выступления командора похода Спорыш на общем собрании подразделений Казанского гарнизона, уже в 14 часов команда подняла парус. А в Николаев полетела телеграмма: «24 августа прибыли в Казань. В этот день отправляемся из Казани в Чебоксары. Команда вполне здорова. Настроение бодрое».

Далее в дневнике приводится интересное описание местности: «25 августа. Продвигаемся через территории Автономной Чувашской Республики. Об этом свидетельствуют, кроме половинчатых вывесок (одна половина на русском, а другая половина на чувашском языках), появление местных жителей в характерных чувашских костюмах (особенно у женщин) и чувашский говор, который можно услышать на пристани и на берегу... Местность безрадостная. Ни единого кустика или деревца на все село. Домики размещены в беспорядке, пожалуй, снятые с плотов. На улице не видно ни одного человека. Впечатления бутафории для какой киносъемки».

В 7 часов утра, 26 августа, команда была уже в Чебоксарах. Со стороны Волги городок имел довольно живописный и чистенький вид (16-18 тыс. населения). Спорыш, командор похода, выступил с информацией о походе в управлении РСМ на собрании всего личного состава.

На ночевку не остались - продолжали путь к Горькому. От него в Москву оставалось 1066 км. Надо было спешить, потому что погода становилась все холоднее, особенно после дождей.

Михаил Куракин запишет 29 августа: «Вспоминаю сейчас предложение т. Кукушкина дать нам три одеяла на всю команду и дрожь пробиваются извне внутрь от одной только мысли, что пришлось бы сейчас делать».

Митинг в честь встречи участников шлюпочного похода 1935 годаУ г. Горького вошли в воды Оки. Когда начали подходить еще ближе к городу, навстречу николаевским динамовцам вышел катер с работниками политотдела краевого управления милиции. На водной станции под звуки оркестра их встречали три взвода милиции и многочисленная публика. После приветствия начался митинг. Во время посещения лагеря среднего начсостава Горьковского краевой милиции николаевцев вновь встречали с оркестром.

Отошли от Горького в 19 часов 30-го августа. Ока встретила их попутным ветром, и они шли под парусом, помогая веслами. Окой продвигаться значительно легче, чем Волгой, хотя в особо трудных местах приходилось снова браться за лямки. Прошли несколько станций с большим количеством церквей. В г. Павловск, например, в самой церкви была оборудована пекарня.

2 сентября встретили две парные байдарки, направляющиеся вниз по реке по маршруту Москва - Горький.

4 сентября шли всю ночь только на веслах, в начале 10 часов утра остановились у г. Касимов.

И снова интересные наблюдения: «...Чем еще знаменателен город, - это огромное количество лаптей. Лапти в продаже, лапти на жителях, лапти на каждом шагу. Есть даже разделение на лапти мужские и женские, хотя ни каблука «Контес», ни ажурной перепонки нет. В городе заметно много пьяных, как обычное явление в городах такого типа... Пьют по каждом удобном случае. Доходит до смешного. Мужчина, который купил за 2 рубля пару новых лаптей, «размачивает» покупку литром водки, стоимостью 12 руб... Можно встретить фигуру выпившего гражданина в пиджачной паре, в шляпе и в лаптях».

7 сентября от грузчиков станции Шилово участники узнали, что недавно через Шилов проходили всадники, которые осуществляли пробег Ашхабад - Москва, а прибытие в Рязань 9-го сентября совпало с прибытием команды велосипедистов комсомольцев-допризывников, которые осуществляли велопробег по маршруту Ашхабад - Каракумы - Памир - Москва. Но они прибыли часа на два позже. В честь двух команд состоялся митинг. После митинга - фотографирование для всесоюзной газеты, а вечером - кино.

Митинг в честь встречи участников шлюпочного похода 1935 года в МосквеПри подходе к Москве начались дожди, заметно похолодало. В дневнике об этом написано так: «12 сентября. Шли всю ночь на веслах при встречном ветре ... Когда стало светать, - приблизились к берегу и увидели, что лужи от дождя, недавно прошел, пересохло. А мы босые и в трусах (одежда от дождя была мокрой, а обмундирование берегли, чтобы иметь более или менее приличный вид. - ВП). Все же постепенное закаливание помогает. У себя дома такие прогулки просто так не обошлись бы».

Войдя в устье реки Москвы и подойдя к станции г. Коломны, команда решила отдохнуть и привести свое хозяйство в порядок. На очереди был последний этап пути, и надо было быть в хорошей форме.

Отойдя от Коломны в 10:30, прошли несколько шлюзов и на 22 часов 14 сентября пришли к очередному шлюза «Перерыв», где их и встретили представители водной милиции г. Москвы.

Митинг в честь встречи участников шлюпочного похода 1935 года в МосквеГазета «Путь индустриализации» (Николаев) от 16 сентября 1935 года сообщала: «Вчера вечером редакция получила телеграмму от участников похода Николаев-Москва на лодке. В телеграмме сказано: «15-го в 11:00 30 минут финишировали в Москве. Пройдено 4480 километров за 40 ходовых суток. Спорыш.» Пламенный привет участникам смелого похода».

А всего команда была в походе 59 суток.

О походе николаевских динамовцев писала и газета николаевской милиции «На боевом посту»:

«15 сентября в Москву на шлюпке прибыла команда лучших физкультурников Николаевской милиции (Одесская область, УССР)... Эти товарищи совершили большой и трудный путь... Все участники этого сложного перехода - лучшие ударники. Каждый из них имеет значки «ГТО», «Ворошиловского стрелка»...
Митинг в честь встречи участников шлюпочного похода 1935 года в МосквеВ Москве участникам перехода была организована торжественная встреча. На водную станцию речной милиции, куда прибыла команда, выехали представители командования Московской милиции, а также динамовской организации и общественности.
Здесь же на водной станции заместитель начальника политотдела УРСМ м. Москвы т. Костыркин принял рапорт от командора перехода т. Спорыша, который доложил о сроках перехода и состояние здоровья всей команды.
С приветствием от Московской милиции выступили начальник командно-строевого отдела тов. Новиков и председатель Московской Профкомиссия т. Козленков. Гости пробудут в Москве несколько дней.»

В этом же номере газеты была размещена и заметку Я.С. Спорыша, в которой он писал, что их путь проходил по маршруту Николаев - Очаков, в течение 70 км, морем - 855 км, через Перекоп - Сиваш, по реке Дон - 537 км, по Волге - 890 км и, наконец, в Москве-реке - 176 км. Сушей они прошли, как пишет командор похода, 200 км: 120 км от Черного до Азовского моря и 80 км по заданной трассе Волга-Дон-канал. (На самом деле эта трасса значительно длиннее).

В среднем команда проходила 4,6 км в час. Парус был использован на 30 процентов. Остальной путь шли на веслах. Иногда шлюпку тянули веревкой, распевая марш из «Веселых ребят». Рабочий день, как правило, длился 20 часов, но иногда, команда работала круглые сутки, непрерывно двигаясь вперед. Он также отметил, что такой большой шлюпочный поход был организован впервые в спортивной жизни рабоче-крестьянской милиции.

 
В Москве участников похода действительно встречали «по высочайшему разряду».

После митинга команду пригласили к управлению речной милиции, которое полностью взяло на себя и заботу о шлюпке. В честь николаевских динамовцев управление дало завтрак, в ходе которого николаевцев приветствовали представители различных подразделений гарнизона милиции столицы. После завтрака члены команды ответили на вопросы корреспондентов московских газет и тут же написали по заметке для многотиражной газеты милиции Москвы.

По управлению речной милиции отвезли в общежитие РСМ на Петровке. В их распоряжении было три комнаты:Митинг в честь встречи участников шлюпочного похода 1935 года в Москве одна комната - спальня, вторая - для культмероприятия (чтение газет, журналов, лежащих на столе) и третья - для физзарядки по утрам.

Для их обслуживания был выделен специальный автобус, первым рейсом которого была поездка в московскую баню. После парикмахерской, свежие и помолодевшие, сфотографировались группой и поодиночке в фотографии МУРа (Московский уголовный розыск). В столовой ГПУ СССР для них было выделено два постоянных столика.

На второй день после прибытия каждый из участников похода получил по экземпляру газеты Московской милиции «На боевом посту». Этот выпуск полностью был посвящен николаевской команде.

Все время пребывания наших земляков в Москве был очень тщательно продумано и спланировано. Официальные приемы команды в ЦК профсоюза работников админучреждений, у начальника милиции города Москвы, в областном управлении милиции, в ГУРСМ и т.д., чередовались с ознакомительными поездками по Москве, посещением театров, кино, музеев (в том числе очень интересного музея МУРа) посещением планетария, поездкой по всем станциям метро и др.

Несмотря на то, что культурная программа еще не была исчерпана полностью, и их оставляли в Москве еще на несколько дней, они решили ехать домой уже 23 сентября. Но накануне отъезда пришла телеграмма о том, что их ждут в Киеве. Провожали николаевцев очень тепло те же представители командования, встречали команду на водной станции в парке культуры и отдыха им. Горького.

Участники шлюпочного похода "Николаев - Москва"В Киеве их также встречали с оркестром и цветами. Здесь они пробыли два дня. Проживали в гостинице для спортсменов на территории республиканского стадиона «Динамо», питались в ресторане там же. Побывали на приеме в Главном управлении милиции УССР и в республиканской совете общества «Динамо», получили подарки и 27-го сентября были уже в Николаеве.

На перрон вышли под звук оркестра милиции, где их встречали с букетами цветов близкие и друзья. Привокзальная площадь была заполнена четкими рядами спортсменов всех ДСО города. Здесь же, на площади, был проведен митинг, после которого они поехали в управление для вручения командованию рапорт об успешном завершении похода.

А в начале октября командор похода Я.С. Спорыш был вызван в областной центр - в Одессу, где был принят начальником облуправления НКВД Розановым, начальником облуправления милиции - Селивановым и начальником политотдела управления Карпенко.

Было выпущено специальный номер газеты милиции Одесской области «На революционном посту», посвященный походу:

«Теперь более подробно остановимся на участниках этого похода:

Спорыш Яков СтепановичЯков Степанович Спорыш, командор похода. Родился в 1902. В 1920 пошел добровольно в Красную Армию. Затем демобилизовался. В 1923 году снова в армии. Служил в 15 Сивашской дивизии, где вступил в партию.

После демобилизации в 1925 он начинает работать в милиции сначала бойцом, а потом старшиной. На момент похода - участковый инспектор. Спортом начал заниматься с 1924 года, очень увлекался водным спортом, особенно парусным.

В 1928 году он участвует во всесоюзной спартакиаде водного спорта, проходившей в Ленинграде. Принимал участие и во всеукраинских динамовских соревнованиях. А в 1934 году под его руководством организуется шлюпочный поход Николаев – Киев - Николаев (длиной 2800 км).

(Примечание: В боях с фашистскими захватчиками Я.С. Спорыш погиб смертью храбрых).


Топчий Николай СеменовичТопчий Николай Семенович. Родился в 1902. В милицию пришел с Красной Армии. К 1929 году служил в конном взводе, а после окончания курсов перешел служить в уголовный розыск.

С этого времени он постоянно занимается физкультурой и спортом, любит волейбол, но больше занимается плаванием и греблей.

В 1934 году участвовал в первом в Украине шлюпочном переходе вверх по Днепру в Киев и обратно.

(Примечание: В годы Великой Отечественной войны воевал на фронте, участник обороны Сталинграда. По данным базы «Подвиг народа»: ст.лейтенант, в РККА с 1941 года, место рождения: Украинская ССР, Николаевская обл., Казанковский р-н, с. Александровка. Награждение: 20.12.1943, Медаль «За боевые заслуги».
В Николаеве живет сын Николая - Владимир Николаевич Топчий, директор Николаевского зоопарка).



Куракин Михаил ЯковлевичКуракин Михаил Яковлевич
.
Родился в 1905 году. С 1917 по 1921 год работал на Николаевском судостроительном заводе.

В отделение уголовного розыска он вступает в 1923 году. На момент похода - уполномоченный отдела уголовного розыска. Спортом начал заниматься с 1923 года. Особенно заинтересовался водными видами спорта.

В 1928 году принимал участие в спортивной военизированной эстафете. В походе на него были возложены обязанности вести дневник и фотографировать.

(Примечание: В годы ВОВ воевал на фронте.
По данным базы «Подвиг народа»: место рождения
Украинская ССР, Николаевская обл., г. Николаев, награжден орденом Отечественной войны II степени, приказ 81, 06.04.1985 г.
О судьбе и семье Куракина планируем написать отдельную статью).


Тупкилевич Иосиф ВикентьевичТупкилевич Иосиф Викентьевич.
Родился в 1900 году. В 1918 году добровольно вступил в Красную Армию, участник Гражданской войны, на Южном фронте сражался с Деникиным и Врангелем.

В милиции начал служить с 1923 года после демобилизации. На момент похода - милиционер каввзвода.

Спортом начал заниматься в 1929 году, преимущественно водным. Интересовался также волейболом и бегом. Ежегодно участвовал в конноспортивных соревнованиях, причем занимал первое место по взводу.

Пять раз был премирован как лучший ударник.

(Примечание: в Николаеве живет дочь Иосифа Викентьевича – Колобова Раиса Иосифовна, ее дети и внуки).


Овсянников МихаилОвсянников Михаил П.
В милиции с 1929 года. На момент похода милиционер каввзвода, которым командовал Казаков. В 1934 году сдал нормы на значок «ГТО» I степени и Ворошиловского стрелка. Немного раньше начал заниматься водным спортом.

Принимал участие в соревнованиях. Он был выбран для участия в всесоюзной водной спартакиаде, но на спартакиаде он не присутствовал, так как участвовал в конных соревнованиях в Одессе.

Каввзвод, в котором он служил, занял I место по многоборью среди частей РС милиции Украины.

Примечание: предположительно, отчество Михаила – Павлович (по данным базы «Подвиг народа»). Рядовой, в РККА с 1944 года, место рождения: Украинская ССР, Херсонская обл., Голо-Пристанский р-н, Новая Збурьевка, награжден медалью «За отвагу» 11.08.1944).


Мисаренко Демьян Петрович
Мисаренко Демьян Петрович. Вступил в милицию в 1930 году.

На момент похода - милиционер 22-го подразделения ведомственной милиции г. Николаева.

Физкультурой и спортом начал заниматься также в 1930 году и в этом же году он уже участвовал во всеукраинском водном соревновании, которое состоялось в Киеве, где занял второе место.

В г. Николаеве он занял второе место по агитпробегу.

(Примечание: в Николаеве живет сын Демьяна Петровича – Николай Демьянович Мисаренко).


Кушнарев Василий УльяновичКушнарев Василий Ульянович.
Физкультурой начал заниматься во время военной службы на Черноморском флоте. Особенно любил греблю на шлюпке.

В 1925 году его перевели в Дальневосточную флотилию и там он впервые принял участие во флотской спартакиаде.

Заниматься спортом он не оставил и после того как начал работать помощником уполномоченного уголовного розыска.

(Примечание: родился в 1910 году, в РККА с 1923 года, место рождения: Украинская ССР, Николаевская обл., г. Николаев. Воевал в ВОВ, 30.09.1945 был награжден орденом Красной Звезды,
информация с базы «Подвиг народа»).


Все участники похода, как видим, были замечательными спортсменами. Поэтому неудивительно, что все 10 соревнований по волейболу, организованные в местах остановок, закончились победой николаевских динамовцев.

Через некоторое время все участники похода получили подарки и награды от Главного управления милиции СССР - радиоприемники и библиотечки, а от ЦК профсоюза - Почетные грамоты.

Они были награждены также и Наркоматом внутренних дел УССР (приказ №771 от 29 сентября 1935).

Такое внимание они действительно заслужили. В то время это был рекорд по дальности похода на шлюпке.

Послесловие. Через год, в 1936 году, один из участников похода «Николаев - Москва» Михаил Яковлевич Куракин побил этот рекорд, но уже в составе другой команды, которая осуществила переход длиной 11000 километров на морском яле, по маршруту: Киев - Черное море - Азовское море - Дон - Волга - Ока - Северная Двина - Белое море - Беломорканал - Ленинград - Ловать - Днепр - Киев. В экипаж вошли два спортсмена из Киева, один - из Севастополя, четыре - из Одессы. Из Николаева, из команды 1935 года был один только Михаил Куракин, как наиболее опытный.

В походе находились 4 месяца, выйдя из Киева 2 мая.

Интересно, что шестивесельный морской ял для похода был построен в Николаеве на спортивной верфи, которая специализировалась на строительстве различных лодок и яхт. Присматривал за его изготовлением участник похода 1935 года, а потом и 1936-го Михаил Яковлевич Куракин.

Автор статьи: Владимир Петров, старший научный сотрудник Николаевского областного краеведческого музея.

Оцифровка текста: Дмитрий Оранский.
Подбор информации из базы "Подвиг народа" и поиск родственников: Светлана Крыщенко.

Вырезка из николаевской газеты 1975 года

Поделиться:

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Николаевский БазарЪ на twitter