Школа Шаповалова
Серей Владимирович Шаповалов, родился 13 сентября 1952 года в г. Спасск-Дальний Приморского края. Выпускник средней школы № 25 города Николаева.
Высшее образование получил в Николаевском кораблестроительном институте. Кандидат технических наук, с 1991 года – доцент Украинского государственного морского технического университета. В 1995 году закончил докторантуру УГМТУ. Основал и возглавил в Николаеве Южный филиал Института экологии Национального экологического центра Украины (ИНЭКО).
Автор более 60-ти научных и научно-методических работ.
В 1990-94 годах был депутатом Николаевского областного совета, возглавляя комиссию по охране окружающей среды. С.В.Шаповалов был заместителем председателя Николаевской областной экологической ассоциации со дня ее основания.
Мастер парусного спорта.
Моему Учителю,
Сергею Владимировичу Шаповалову
посвящается
ШКОЛА ШАПОВАЛОВА
В полумраке коридора я увидел Шаповалова: он закрывал дверь лаборатории. В тот момент я и не мог предположить, как этот человек изменит мою жизнь. Так случилось, что мы вместе пошли к выходу из института. По дороге завязался разговор, и, не заметив того, мы дошли до Центрального рынка. Как оказалось, он шел выступать на радио, и мы расстались.
Я до сих пор не знаю, что именно привлекло во мне Сергея Владимировича, однако именно после этого разговора у меня в жизни все стало меняться. Он как бы невзначай давал мне задания, которые меня постепенно затягивали в удивительный мир науки. Из простого студента, жившего от сессии до сессии (spudeum simplicius), думающего только о сдаче зачета, я превращался в студента мыслящего (spudeum sapiens) . Прошел всего месяц, и я уже во всю работал над курсовым проектом, тема которого была настолько необычной, что удивляла любого с кем мне приходилось говорить. Как ему удалось заставить меня, студента, не отличающегося прилежанием в учебе, усердно работать над курсовым, да еще с самого начала семестра, до сих пор остается загадкой.
С самого первого нашего разговора он вел себя со мной как с равным коллегой. Возможно, именно тогда у меня возник определенный долг удержать и свой авторитет молодого ученого: я стал частым гостем многих николаевских библиотек, начал читать серьезные технические журналы на иностранных языках, которыми он меня буквально «заваливал». Так случалось, что мы подолгу засиживались в лаборатории, обсуждали, спорили. Сергей Владимирович подсказывал направления поиска и подбрасывал интересные идеи.
По его заданиям я писал письма в различные институты, фонды, библиотеки. Он беспощадно черкал мои письма и требовал их немедленного исправления, при этом не забывая напомнить, что голова человеку дана, чтобы думать, а не шапку носить или на подушку класть. Я раз по пять полностью переделывал все, в душе ругался, но, тем не менее, писал. Через какое то время я стал замечать, что письма стали проходить «цензуру шефа» почти без правок, а потом и вовсе в первой редакции. Спустя годы, садясь за очередное деловое письмо, я каждый раз с благодарностью вспоминаю эти уроки и своего учителя.
Еще во время работы над курсовым проектом Сергей Владимирович предложил мне эту же тему и для дипломного проекта. Отказаться я не мог. Работы прибавилось в несколько раз. «Шеф» (так называли его мы между собой) знакомил меня все с новыми и новыми интересными людьми, заражая особой энергией.
Помнится такой факт: я только начал работы над дипломом, а у него уже созрело очередное, на мой взгляд, просто безумное предложение - продолжение моей учебы в аспирантуре. Я несколько дней не мог поверить в его серьезность. В нашей группе было несколько человек, явно шедших на красный диплом, и я в их числе явно не значился.
Время работы над дипломом стало переломным в моей жизни. Он заставил меня поверить в свои силы, привлек меня к работе в своем частном научном предприятии, а потом сделал его директором. Я, молодой, «зеленый» мальчишка, влился в водоворот его жизни без остатка, и был буквально завален различной работой: как научной, так и связанной с ведением бизнеса. Он доверил мне ведение переговоров с иностранными партнерами, а потом и дальнейшее ведение дел в частном предприятии. Кроме прочего, Сергей Владимирович привлек меня к своей общественной деятельности, сделав своим доверенным лицом на выборах и помощником в Николаевской областной экологической ассоциации. В моей дипломной работе нужны были консультации различных специалистов. Утром шеф договаривался о встречах для меня, просматривал огромное количество технической литературы и выдавал целые списки к поиску со своими комментариями, после чего я целый день мотался по городу как заводной. Скучать было некогда.
На самой защите моего диплома Сергей Владимирович не присутствовал, прослушав несколько работ он спокойно ушел, я переживал, тема новая – вдруг что не так, а его нет рядом. Однако все прошло просто великолепно – моя работа заняла первое место по кафедре. Утром я примчался к своему научному руководителю со своей новостью: он хитро улыбнулся своей загадочной улыбкой и тихо сказал: «Я не сомневался».
Уже сейчас, спустя годы, я точно знаю – ушел он тогда специально, хотя сам переживал не меньше меня, во-первых – я должен был выдержать этот последний экзамен самостоятельно, а, во-вторых – он лишил всех оппонентов повода для разговоров об объективности оценки.
Сергей Владимирович был еще и научным руководителем по госбюджетной теме в УГМТУ, и здесь, кстати, он нашел для меня применение, сделав младшим научным сотрудником вуза, а после создания Южного филиала Института экологии я был привлечен ко всем делам и там.
Жизнь буквально кипела вокруг него: он наполнял ее событиями и втягивал в этот водоворот других. Ему было нужно все, - мелочей в жизни не было. Сергей Владимирович успевал читать лекции, работать в ИНЭКО, вести огромную общественную деятельность, бизнес, заниматься парусным спортом, и многое другое.
Все то, что творилось тогда вокруг меня благодаря ему, можно выразить двумя емкими словами – «школа Шаповалова».
Его ученики разлетелись по всему миру, но я уверен:
каждый несет в себе кусочек его души и энергии, которыми он так бескорыстно
делился со всеми нами - студентами, аспирантами, коллегами по работе.
Автор статьи: Андрей Шинкаренко