Трубочисты. Из цикла "Редкие профессии Николаева".
Эта небольшая зарисовка будет посвящена людям, чья профессия, несмотря на трудности, была очень почитаема в свое время. А в Европе, встретив такого человека на улице, горожане не упускали случая прикоснуться, подержаться за пуговицу - на счастье и загадать желание. Речь пойдет о трубочистах.
Оказывается, в наше время люди такой профессии трудятся и поныне, принося своей работой, радость и чистый воздух в наши жилища.
Казалось бы, с ростом количества элитных квартир и особняков, и престижностью иметь камин в гостиной или спальне, трубочисты должны быть прямо нарасхват..! Но когда я начала искать специалистов в этой области, стало известно, что в новомодных каминах используются дымоходы керамические, в основном австрийские, с новыми самоочищающимися системами, ну прямо как в дорогих духовках!
Поэтому я считаю, что мне действительно повезло встретить настоящих, самых-самых настоящих трубочистов. Есть такая фирма в Николаеве, называется « Родос». А работают там ветераны нелегкого трубочистного фронта. Ну теперь, по порядку.
Сегодня моими героями будут двое достойных, заслуживающих неподдельного уважения людей, имеющих в сумме свыше семидесяти лет трудового стажа только на этом конкретном поприще.
Зовут их Иван Васильевич Сердюк и Александр Артемович Кудрявцев. Они с воодушевлением отнеслись к моему визиту и ответили на все вопросы, которые я только смогла придумать.
И.В. – наш земляк, родился в Арбузинском районе в селе Благодатном.
А.А., родом из Одесской области.
Оба служили в армии и потом уже жизнь, каждого своими путями, закинула в Николаев, чтоб свести их вместе и подружить на долгие-долгие годы.
А.А., например, приехал в наш город вслед за невестой, которая получила направление в завод им. 61 Коммунара. А до этого плавал на судах, в Атлантическом океане. Был рулевым. Девушка так ему нравилась, что решил моряк сойти на берег. Устроился в пожарную часть. И на собственной свадьбе услышал о подразделении, речь о котором пойдет ниже.
А И.В. после службы работал водителем на строительстве Калиновской вышки ПВО.
По «блату», как говорили тогда, устроились оба в Добровольное противопожарное общество при УВД. А председательствовал тогда там Герой Советского Союза Павел Тимофеевич Кривокорытов. Это было элитное подразделение, с высокой зарплатой, армейской дисциплиной, и очень ограниченным кругом людей. Попасть туда было нелегко, а удержаться, вжиться в команду, стать своим, - и подавно! Неудивительно, ведь обслуживать им приходилось самые разные объекты от детских садов до режимных предприятий. При каждом ЖЭКе был свой печник, а вот серьезные работы выполняло именно это единственное в городе подразделение.
Представим себе послевоенный негазифицированный Николаев: квартиры одноэтажной застройки и частные дома отапливались плитами «голландками» с полугрубкой. А общественные здания, детские сады, больницы, некоторые кинотеатры, редкими в наше время утермарковыми печами. Может, кто из старшего поколения помнит? Это такие, вертикальные, металлические цилиндры, в два обхвата толщиной, обычно ставились в углу помещения… Я очень хотела прикрепить фотографию такой печи, да не нашла.
Крупные здания отапливались котельными на твердом топливе и раз в год им проводили обслуживание и ремонт. Чистили дымоходы, зольники. Оказывается, уголь использовался нескольких сортов «антрацит», «курняк», «орешек» и «семечка». Каждый горит и коптит по-своему. И сажа бывает поэтому разная: постная, зернистая и жирная (самая плохая). Потому что отмывается плохо. Несмываемые следы сажи на руках, не мешали, впрочем, им с гордостью протягивать свои ладони для рукопожатия. Хотя был у них один такой, который руки перед работой мазал глиной. Говорят, об этом старики снисходительно и посмеиваясь: «Земля, мазута и сажа для настоящего мужика, мол, - не грязь!»
Много интересного интересных случаев рассказали мне мои новые знакомые. Например, про кинотеатр «Родина». Там котельная находится в подвале под сценой киноконцертного зала, там где сейчас ночной клуб. Труба дымохода идет прямо в толще стен на чердак и на крышу. А каналы, которые им приходилось чистить имеют уникальную винтообразно загибающуюся форму и называются симпатичным словом «боров». Так намучились они в свое время с этими «боровами». Как звали кочегара тамошнего, до сих пор помнят, - Лазарь Семенович.
А инструментами пользуются до сих пор таки ми же, как и века назад: ёршики, грузики, веревки, скребки и лопаты. Романтика!
Жаль только, что показать сам процесс чистки серьезного котла смогли только на стенде.
В наше время тоже немало курьезного происходит. В эпоху евроремонтов и перепланировок квартир, люди, иногда, совершают действия, совсем не учитывающие, что дымоходы не предназначены для нанизывания множества современных двухмоторных вытяжек на один канал. На первом этаже кто-то мойвочку жарит, а у соседа с четвертого «пахнет». А одна дама из Соляных так увлеклась расширением собственной ванной (у нее «джакузи» не влезало), что она велела снести к чертям непонятный выступ в стене. Оказалось. что это был стояк вентиляционного канала. Отверстия в полу зацементировали, а у соседей снизу «забилась» вентиляция.
С введением в строй ТЭЦ, постепенно, все отопительное хозяйства города газифицировали, а к газовым системам выведения продуктов горения, требования другие. И другая контора этим занимается. Но старых «спецов», все еще вызывают туда, где может пригодиться их многолетний опыт, смекалка и незнающие усталости и покоя трудолюбивые руки.
Светлана Клименко