24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

Талонам николаевского трамвая посвящается...

При входе в трамвай, Вы вероятнее всего задумываетесь над тем, купили билет или нет, а вот над тем какое разнообразие их было выпущено за годы существования трамвая в нашем городе и вообще над тем, что на нем написано -вряд ли. Вы просто автоматически покупаете его, компостируете и кладете в карман, и только при появлении контролера начинаете судорожно рыться по карманам в его поисках. Если билет есть – все в порядке, а если нет - вам придется почувствовать себя в роли крокодила Гены из знаменитого мультфильма.

При выходе из трамвая большинство из нас выбрасывает билет сразу же после поездки, кто-то положит его в карман, и возможно там он пролежит много лет, а кто то оставит его на удачу, если сумма первых и последних цифр номера будет равна. 

А ведь трамвайный билет это немой свидетель истории, повествующий о ней так же, как годовые кольца о возрасте дерева. 

Разговор о билетах николаевского трамвая хочется начать с незначительного, на первый взгляд, выражения распространенного только в нашем городе. При появлении трамвая на остановке очень часто можно услышать вопрос, особенно от представителей старшего поколения, - какая марка идет? Коренной житель спокойно назовет номер маршрута приближающегося трамвая. А вот приезжие с недоумением будут пожимать плечами.

Вероятно, появления выражения связано с внешним видом трамвайных билетов на заре своего существования. С 1914 по 1917 годы трамвайный билет был действительно похож на почтовую марку. Он был небольшого размера и имел «зубцы» как на почтовых марках.

Каждый трамвайный маршрут имел свой цвет билета соответствующий своему ценовому классу. Существовали обычные билеты, ученические и пересадочные. Последние давали право проезда с одной пересадкой у часовни (сейчас перекресток ул. Советской и пр.Ленина) 

Обычный пересадочный билет имел временную шкалу сверху и снизу, на которой отмечалось время продажи. Сверху отмечалось время - с утра, снизу – пополудни. Судя по этой временной шкале, трамвай, начинал движение в 5 утра и оканчивал в 12 часов ночи. Билет давал право на одну пересадку в течении одного часа у часовни. 

Ученические пересадочные билеты не имели временной шкалы. Скорее всего, это было сделано для удобства учащихся. С таким билетом можно было проехать к своему учебному заведению и вернуться обратно домой. Пересадочный талон имел специальную отрывную часть, имеющую тот же номер, что и талон. При пересадке эта часть отрывалась кондуктором, и у пассажира оставался только сам талон для предъявления контролеру.

Проездная плата в то время устанавливается в следующем размере: 
• за проезд в один конец по каждой из линий - 5 коп. с пассажира, с пересадкой - 8 коп.; 
• ученические билеты и билеты для нижних чинов - 3 коп., с пересадкой - 5 коп.; 
• детям до 5 лет со взрослыми - бесплатный проезд; 
• полицейским, почтовым и телеграфным чинам, при отправлении ими служебных занятий, также предоставляется бесплатный проезд, стоя и в числе не более одного на каждый вагон на передней площадке.

Для сравнения – в начале 1915 года токарь на судостроительном заводе за 9 часовой рабочий день зарабатывал 2 рубля 45 копеек. А размер оплаты вагоновожатым и кондукторам трамвая составлял 1 рубль 25 копеек. Из-за чего 9 марта 1915 года служащие подали ходатайство в городскую управу об увеличении жалования.

С открытием движения трамвая прекратилась выдача бесплатных билетов для городских служащих, как это практиковалось на конке. По поручению городской управы членом управы уже в середине января 1915 года М.А. Максимовым был выработан льготный 50 процентный тариф для служащих городского управления. Отныне служащим выдавались книжки по 100 билетов общей стоимостью 2 рубля 50 копеек. Билет отрывался и отдавался кондуктору, а взамен кондуктор выдавал другой билет.

В апреле 1915 года, полицмейстер Е.В. Подгорный просил городскую управу о выдаче бесплатных билетов, в связи с увеличением случаев краж в вагонах и необходимостью в связи с этим бесплатного проезда чинов сыскной полиции в штатском.

В условиях военного времени в 1915 году, проездные тарифы были увеличены, в связи с чем, рабочие и служащие николаевских судостроительных заводов обратились в го¬родскую управу с просьбой о предоставлении им льгот: «Неся расходы по отчислению на нужды войны до 6 про¬центов из своего скромного заработка, мы также терпим лишения из-за дороговизны продуктов и топлива». 

В связи с изысканием городской управой, средств, для бездефицитного бюджета, с 1 января 1916 года стоимость проезда была повышена с 5 до 6 копеек.

В этом же 1916 году в связи с нехваткой мужчин управлением трамвая, с разрешения городской управы, начат прием на должность кондукторов женщин.

В июле 1916 контролерами обращено внимание городской управы на случаи, когда кондуктор не дает билет пассажиру или пассажир отказывается от билета, заплатив за проезд. Результатом чего стало распоряжение управы о передаче в полицию пассажиров, не берущих билет, как подстрекателей к совершению уголовного преступления – присвоения чужой собственности.


1 февраля 1917 года были утверждены следующие тарифы:
• за проезд по одной линии - 10 коп; с пересадкой на другие линии - 15 коп.;
• для учащихся за проезд по одной линии - 3 коп.; с пересадкой на другие линии - 5 коп.; 
• для рабочих судостроительных заводов в утреннее и вечернее время за проезд по одной линии - 6 коп., с пересадкой на другие линии - 10 коп.; проезд в один конец по каждой из линий - 5 коп. с пассажира, с пересадкой - 8 коп.; 
• ученические билеты и билеты для нижних чинов - 3 коп., с пересадкой - 5 коп.;
• детям до 5 лет со взрослыми - бесплатный проезд;
• полицейским, почтовым и телеграфным чинам, при отправлении ими служебных занятий, также предоставляется бесплатный проезд, стоя и в числе не более одного на каждый вагон на передней площадке. 

1918 год принес городу острую нехватку бумажных денежных знаков. Для обеспечения нормального денежного обращения, Городская управа Николаева, планировала выпустить в обращение местные деньги - "Чеки Николаевского отделения Государственного банка" достоинством в 100, 250, 500 и 1000 рублей. Скорее всего, эта денежная эмиссия не была реализована из-за расчета на большое количество денежных знаков выпущенных в городе Одессе.

Соседняя Одесса выпускала в оборот с января по август 1918 года довольно крупную серию разменных билетов, а вот Николаев лишь в августе сумел выпустить серию на сумму 5 миллионов рублей 50-рублевыми билетами. Это положительно отразилось на финансовом состоянии города, но вот денежных знаков малых достоинств по-прежнему не хватало.

Как часто бывало, лакмусовой бумажкой в этом оказался Николаевский трамвай. Отсутствие сдачи у кондуктора приводило к многочисленным скандалам, а иногда и к потасовкам в транспорте. В борьбе с этим явлением, городская дума выпустила «Разменные трамвайные знаки» - своеобразные деньги, использующиеся для расчетов исключительно в трамваях города.

"Разменные трамвайные знаки" выпускались достоинством в 1 и 2 рубля. Они изготавливались небольших размеров (60х60 мм) из толстой бумаги, что содействовало их сохранности при длительном хранении и денежных расчётах. Оформление знаков было подобно бумажным деньгам. Они должны были подписываться Городским головой, членом Управы и бухгалтером и иметь порядковый номер, проставленный нумератором. Вероятно из-за восьмикратной смены власти в городе, в то время, на разменных знаках не встречаются подписи городских чиновников.

 

В соответствии с положением о хождении знаков, приведённом на оборотной стороне купюры, они обменивались на находившиеся в обороте бумажные деньги в трамвайной кассе и кондукторами трамваев при предъявлении знаков на сумму не менее 5 рублей. Там же присутствовал пункт присущий всем денежным знакам о преследовании по закону за подделку. 

Известно, что разменных знаков номиналом 1 рубль было выпущено как минимум два выпуска, так как на обратной стороне одного из выпусков имеется опечатка. В слове трамвая– написано «тримвая». 

 

 


Тогда же в обращение был выпущен и медный разменный знак достоинством 5 рублей, но без указания самого номинала на нем. 

Революция, хаос и гражданская война полностью парализовали работу Николаевского трамвая. И только 18 сентября 1920 года трамвай в Николаеве возобновил свою работу. Но не пассажирский, а агитационный. Постоянное пассажирское движение началось в сентябре 1921 года.

С 6 июня 1925 года был снижен тариф на проезд в трамвае с 10 до 8 копеек. Однако вместе с этим возникла уже знакомая Николаевцам с 1918 года проблема с разменом, а именно с выдачей сдачи кондукторами по 1 и 2 копейки. Ее решили лишь в конце июля 1925 года получением окрфинотделом значительной партии медной монеты.

А еще в середине июня в городе были замечены случаи массового распространения трамвайных билетов на остановочных пунктах по цене 3 копейки. Сотрудниками розыска было установлено, что их распространяли мальчишки, заявившие, что брали их у неизвестной дамы, продававшей билеты на улице. Этой дамой оказалась жена конторщика трампарка Усова. Кроме того, были пойманы при продаже билетов жена и сын бухгалтера огкомхоза Е.О. Ланга – председателя комиссии по уничтожению использованных билетов.

В городе разразился «билетный скандал». Суть дела была такова: группа лиц, начиная от начальника парка, бухгалтера, счетовода и кончая кондукторами, организовала без учетное обращение использованных талонов между пассажирами и кассой трампарка. Неиспользованные талоны не уничтожались, как этого требовал приказ Электрамвода (так называлось объединение трамвая и горводоканала), а опять попадали в продажу.

О результате всего этого безобразия Николаевцы узнали из газетной статьи с красноречивым названием того времени - «Пролетарский суд»: «приговорить зав трампарком Константина Шкуро по совокупности преступления к двум годам заключения, бухгалтера Анастасию Трембач на один год со строгой изоляцией, кассира Радиона Федичкина на один год со строгой изоляцией, конторщика Павла Усова – к двум годам, счетовода Григория Корнюшкина – к двум годам, бухгалтера Отместхоза Евгения Ланг, кондуктрису Елену Леванд к двум годам. 

Однако, учитывая, что обвиняемые совершили преступление впервые, а часть обвиняемых без корыстной цели и в следствие стечения тяжелых обстоятельств жизни суд решил считать приговор в отношении всех виновных условным с испытательным сроком на 3 года».

Но на этом злоупотребления не закончились. В том же 1925 году были зафиксированы случаи спекуляции трамвайными льготными билетами, выдаваемыми рабочим. Из-за этого руководство Никокрместхоза объявило, что с 1 января 1926 года только с 7 до 9 часов и с 16 до 18 часов, а так же по окончании рабочей смены с 22 до 23 часов разрешается пользоваться отдельными билетами для льготного проезда. В остальное время кондуктору нужно предъявлять всю льготную книжку. 
Кроме того, вводились ограничения сроков использования льготных книжек. С 1 марта 1926 года объявлялись недействительными книжки желтого цвета, а с 15 марта – розового. В дальнейшем ввели обязательное предъявление льготной книжки и своего удостоверения личности.

20 апреля 1927 года, постановлением № 7 Николаевского горсовета, был разрешен льготный проезд на передней площадке вагона сотрудникам милиции, если число сотрудников не превышало трех. А с января 1929, был разрешен льготный проезд более трех сотрудников.

В 1928 году вновь начались махинации с билетами. В продаже появилось большое количество поддельных билетов. Сотрудниками розыска была замечена Мария Блинова, 16 лет от роду, занимавшаяся продажей поддельных билетов. Наблюдение за ней, привело сыщиков в дом № 163 по третьей Слободской улице, где проживал ее отец Константин Блинов, бывший наборщик типографии им. Ленина. Во время обыска в доме были обнаружены все необходимые приспособления для изготовления поддельных билетов. Отец и дочь были арестованы.

1928 год принес льготный тариф в размере 5 копеек студентам государственных курсов иностранных языков и инвалидам страховой кассы собеса. С середины февраля уменьшалась плата за проезд до 5 копеек в один конец и до 8 копеек в оба конца для детей до 14 лет ростом меньше 150 см.

Интересно, что с января 1930 года, для того, чтобы льготными ученическими билетами не пользовалось несколько детей, президиум горсовета признал необходимым ввести на ученических билетах фотографические карточки, которые обойдутся не более чем в 12 коп.

В мае 1929 года началась работа над реформой системы оплаты. Предполагалось введение «участковых» билетов с тарифом – 5 коп за проезд одного участка, 10 коп. - двух и 13 коп. - трех участков. Однако все эти новшества потребовали тщательной проработки. И только с конца августа 1930 года все линии трамвая разделили на участки с тарифом 15 копеек за один участок, а стоимость льготного билета установили - 6 копеек.

В 1934 году стоимость билета составляла уже 20 копеек. Значительное повышение тарифов пришлось на период снижения объемов пассажироперевозок, вызванных трудностями технического характера при эксплуатации николаевского трамвая.
Переполнение пассажирами подвижного состава, приводящее к его преждевременному износу, невозможность своевременного ремонта в достаточных количествах привели к тому, что трамвай окончательно перестал обеспечивать потребности рабочего населения.

Пиком кризиса стал выход на линию всего двух трамвайных вагонов. А затем героическое, как у нас водится, восстановление подвижного состава.

Какие трамвайные талоны ходили в годы немецко-фашистской оккупации автору пока не известно, но достоверно известно, что немцы восстановили трамвайное движение в городе, правда, оно осуществлялось по специальному графику в связи с ограниченными мощностями по выработки электроэнергии. Начиналось движение в половине пятого утра и заканчивалось в восемь часов, затем был перерыв до пяти вечера и в восемь вечера прекращалось движение трамвая. За день перевозилось до 5 тысяч пассажиров. На ходу было 12 вагонов.

В 50е годы в вагонах продают билеты разных цветов. Их продажа осуществляется кондукторами, которые не только обелечивают пассажиров, но и смотрят за порядком в салоне и подают сигнал водителю для отправления вагона.

С января 1961 года впервые в городе на восьмом маршруте пустили вагон без кондуктора. После изучения результатов его работы было решено внедрить бескондукторное обслуживание на всех линиях. Поэтому с конца 1966 года из трамваев постепенно исчезают кондукторы, вместо них появляются кассы самообслуживания. Касса, представляла собой, массивный металлический ящик с прозрачным верхом, на боку у которого расположена бобина с билетами. Бросаешь монетку, отрываешь талон. Недостаток – полная бесконтрольность за количеством брошенных денег и оторванных талонов. С этим недостатком пытались бороться, устанавливая кассы нового образца, в которых, бросив монетку, нужно было потянуть за специальный рычаг и получить свой талон. Без монетки такое устройство билет не давало.

С 1 января 1973 года из трамваев исчезли кассы и кондукторы. Им на смену пришли плоские компостеры красного цвета. В 1978 году возросла стоимость штрафа с 50 копеек до 1 рубля.

С 29.10.1967 по 1.04.1987 самый стабильный период в ценообразовании талонов. Проезд в трамвае стоил 3 копейки, в троллейбусе 4. В это время продажа талонов осуществлялась только через сеть, киосков горэлектротранспорта. Иногда талоны можно было купить у водителя (с15 июня 1971 года по 20 декабря 1978 года), но это было скорее исключением, чем правилом. Купив талон, его нужно было закомпостировать. Каждый вагон имел свой рисунок перфорации компостера, по которому контролеры выявляли «зайцев» имеющих прокомпостированный талон из другого вагона.

В период с начала 70х до начала 90х годов внешний вид талонов практически не менялся. В начале 80 годов на трамвайных остановках стали устанавливаться автоматы для продажи талонов. В автомат загружались обычные талоны блоками по пять штук. Опустив в монетоприемник 15 копеек, пассажир получал пять талонов по цене 3 копейки.

Проезд в транспорте оплачивали практически все категории граждан. В продаже были месячные проездные билеты. Для студентов, учащихся ПТУ и школьников продавались месячные проездные билеты по льготной цене. В период «перестройки» появились даже годовые проездные билеты на все виды транспорта, но распространения не получили.

Интересно, что все новые трамвайные вагоны, поступающие в Николаев в период 80 - 90 годов, имели в салонах кассы самообслуживания для продажи талонов, однако, они демонтировались еще до начала эксплуатации и новенькие КТМы появлялись на линии с уродливо торчащими болтами крепления касс на площадках. Причина этого, видимо в том, что Николаев был закрыт для иностранцев, и демонстрировать высокую сознательность советских трудящихся было некому, а возить половину пассажиров бесплатно руководству НТТУ не хотелось. 

В 80х годах усиливается борьба с безбилетными пассажирами, В вагонах НТТУ появляется лаконичная надпись - «Проезд с билетом - 3 копейки, без билета - 1 рубль», Позже надпись заменили четверостишьем:

Бывают зайцы белые,
Бывают зайцы серые
А ты какого цвета
Товарищ без билета?

Контролеры начинают появляться в трамваях бригадами по три человека. Количество пойманных «зайцев» увеличивается. Одновременно растет недовольство пассажиров, связанное с хамством и бесцеремонностью проверяющих. В местной прессе периодически появляются статьи о недостойном поведении контролеров. НТТУ реагирует увольнением самых «рьяных борцов», однако на их смену приходят новые.

 Интересно, что подобные инциденты случались и до революции. Вот что писала «Николаевская газета» 13 августа 1915 года: «Вчера полицмейстер препроводил в городской управе полицейское дознание о том, что контролер Мержец, выдворив пассажира И. Мельникова из вагона, бранил его, называя «мерзавцем» и «дураком», что засвидетельствовано явившимся на зов городовым.»

С началом «перестройки» и ростом инфляции в стране начался период бурного развития «талонопечатания». Первое повышение стоимости проезда произошло 1 апреля 1987 года. Для всего городского транспорта УССР талоны, имеющие стоимость 3 копейки (трамвайный), 4 копейки (троллейбусный), 5 копеек (автобусный), уровняли в цене и сделали единый талон для трамвая троллейбуса и автобуса стоимостью 5 копеек. Однако это новшество, на долго не прижились, скорее всего, из за проблем с разделением выручки от продаж. Впоследствии появились талоны для проезда в трамвае и троллейбусе и отдельно в автобусе. 

Постановлением Совета министров УССР № 171 от 23.03.91 с 2 апреля 1991 года стоимость проезда в городском транспорте поднималась до 15 копеек.

После 1991 года на билетах вместо надписи Украинская ССР появляется надпись Украина. VIIсессия горсовета вводит с конца апреля бесплатный проезд для школьников. А с октября 1991 бесплатно стали ездить и все пенсионеры города. 

1992 год принес подорожание талонов вначале до 30 копеек в январе, и до 50 в мае. А с 23 декабря 1992 года проезд стал стоить 5 купонов. В стране началась гиперинфляция и печатный «талонный» станок перестал успевать за ней. Для проезда стали использовать уже отпечатанные талоны старого номинала.

Далее приведу список изменения цен в период купонно-карбованцего многообразия.
С 3 апреля 1993 года проезд стоит 100 крб.
С 3 декабря 1993 года проезд стоит 1000 крб.
С 24 февраля 1995 года проезд стоит 5000 крб.
С 23 мая 1995 года проезд стоит 10 000 крб.
С 2 июля 1996 года проезд стоит 20 000 крб. Штраф – 40 000 крб.

2 сентября 1996 года в Украине была введена в денежное обращение Гривна. При введении гривны купоно-карбованцы обменивались на гривны в соотношении 100 000:1. В этот же день была проведена переоценка стоимости трамвайных талонов с 20 000 купоно-карбованцев на 20 копеек. Штраф за безбилетный проезд составил 6 гривен.

Дальнейшая коммерциализация жизни и появление копировальной техники возродила, забытый с 1928 года, вид незаконного заработка - подделку талонов. 


Стремление защитить талоны от подделки вызвало появление талонов различного вида и размера. Но хорошо налаженный бизнес с легкостью осваивал новые образцы фальшивых талонов. Апофеозом этого печатного марафона стало появление талонов на бумаге с водяными знаками, защитными «ворсинками» и с различными степенями защиты (не хуже чем на денежных знаках) отпечатанными на фабрике Гознака в Киеве. На этих талонах появляется и название нашего города. Тогда же водителями стали продаваться талоны стоимостью 25 копеек, в то время как в киосках они стоили 20. Этим нововведением хотели простимулировать водителей, но оно не прижилось.


С 18 декабря 1998 года стоимость проезда составляет 30 копеек. Повышение себестоимости изготовления талонов и безуспешные попытки ведения борьбы с «фальшивоталонщиками» привели к возвращению с конца 90х годов в Николаевский горэлектротранспорт кондукторов с отрывными талонами в рулонах.

Их появление сразу же вызвало рост выручки от продажи талонов. В это же время на остановках либо вообще исчезли киоски для продажи талонов, либо они были закрыты. НТТУ активно набирало новых сотрудников, для работы кондукторами. Во время резкого экономического спада в стране это было серьезным событием в жизни города. В каждый вагон трамвая требовался кондуктор. Массовое привлечение практически не проверенных кадров на такую работу привело к значительному снижению выручки. Причина заключалась в том, что кондукторы начали укрывать часть выручки. Они либо вообще не выдавали билет, либо давали уже использованный, при этом стоимость проезда для лояльного пассажира снижалась на 5 - 10 копеек. В салонах вновь стали появляться контролеры, которые уже контролировали не столько пассажиров, сколько кондукторов. Началось печатание талонов различных цветов для разных маршрутов. Но результата особого не было. Вскоре было принято решение о прекращении работы кондукторов и возобновлении работы сети киосков горэлектротранспорта, при этом было дано право продажи талонов водителю. Одновременно с этим в салоны трамваев и троллейбусов вновь вернулись компостеры. Не смотря на все попытки руководства горэлектротранспорта поставить заслон на пути незаконного получения доходов от оплаты проезда, и сейчас некоторые водители либо не дают талон пассажиру, либо дают уже прокомпостированный талон. 

После развала Советского союза, Верховный Совет Украины принял множество нормативных актов о льготном проезде некоторых категорий граждан. В результате 72 % пассажиров трамвая стали ездить бесплатно, кроме того это привело к появлению различных удостоверений, как поддельных так и настоящих, предъявляемых контролерам. Разобраться в этом многообразии «печатной продукции» под силу только экспертам. Хронические долги бюджета за перевозку льготного контингента и отсутствие целевого финансирования поставило управление на грань банкротства.

 С 27 мая 2005 года проезд стоит 50 копеек.
С 25 августа 2008 года проезд стал стоить 75 копеек. 












Вот и закончился мой рассказ о талонах николаевского трамвая. Завтра николаевскому трамваю исполнится 95 лет! Хочется верить, что он в очередной раз возродится и будет служить верой и правдой горожанам, что он вернет себе звание основного городского вида транспорта и будет радовать нас своим присутствием в городской инфраструктуре еще долгие годы.

Андрей Шинкаренко
Николаевские талоны из коллекции автора.
Отдельная благодарность Александру Говорухе и Вадиму Розалиеву за помощь в поиске информации.

Поделиться:

А сам знак у Вас есть?

А сам знак у Вас есть?

Все кроме жетонов есть у

Все кроме жетонов есть у меня.

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Николаевский БазарЪ на twitter