От прошлого через настоящее к будущему...

"Сто лет в обед". Научная хроника.

"Мир в миниатюре: Николаев железнодорожный"

В Николаевском областном краеведческом музее представлен интерактивный макет города с действующей железной дорогой (в масштабе 1:87). Кроме макета, на выставке представлены уникальные материалы и предметы, которые рассказывают об истории железной дороги Николаева и области.
Выставка будет работать с 27 июля по 1 ноября. Стоимость: для детей и студентов - 10 грн., для взрослых - 15 грн.
О том, как создавался этот макет, читайте на нашем сайте.

Объявление о подписке на "Николаевскую газету"Представляя жизнь в Николаеве сто лет назад, у нас в голове всегда рисуется что-то невообразимо далекое, простое и черно-белое: извозчики, женщины в длинных платьях, шум заводов, дым паровозов, цокот копыт по мостовой и т.д. Но ничто не дает такого понимания и полного погружения в эпоху, как просмотр газет того периода.

 Основным хранителем подшивок николаевской прессы является библиотека им. Гмырева. Листая пожелтевшие страницы, испытываешь целую гамму чувств от восторга до удивления, от печали до смеха. А иногда ловишь себя на том, что хочется подойти к какому-то посетителю и сказать: "А представляете, что в 1911 году в Николаеве...!"

Поэтому мы решили публиковать наиболее интересные заметки. И первыми в рубрике "Сто лет в обед" будут публикации из газет столетней давности о последних (на тот момент) исследованиях в различных областях науки.

Первая подводная лодка в Николаеве
("Николаевская Газета", 1910 год)

В 1908 году на местном судостроительном заводе началась постройка подводной лодки, изобретенной инженером Налетовым, назначенным также её строителем. Господин Налетов беспрерывно находится на заводе, сам изготовляет все чертежи для моделей частей и весь отдался этому делу. Подводная лодка, по сведеньям, полученным "Одесскими Новостями", будет закончена в начале будущего года.

Её предполагается назвать "Удавом". Лодка будем вмещать экипаж около 30 человек. Водоизмещение её – около 700 тонн. Лодка будет иметь возможность спускаться вглубь около 200 футов (61 метр). Стоимость лодки - около 1½ мил. руб.

Наблюдает за сооружением лодки главный корабельный инженер, подполковник Лебедев, заведующий всеми судостроительными работами на заводе. Осмотр лодки никому не разрешается. Отделение ограждено, к нему представлена стража. Доступ к лодке запрещен даже рабочим других отделов.

Новое открытие Склодовской-Кюри
("Николаевская Газета", 1910 год)

Склодовская-Кюри в лабораторииГоспожа Склодовская, о которой одна из вчерашних телеграмм, сообщила, что ею открыт способ получать "радий" в металлическом виде, есть не кто иная как женщина-профессор парижского университета г-жа Кюри (урожденная Склодовская) – та самая, которая лет десять тому назад вместе со своим покойным супругом открыла то, что до сих пор неправильно носило названия радия. То был, как известно, не чистый радий, а одни соли его, бромистое и хлористое его соединения, добывавшиеся весьма сложным путем из так называемой "урановой смолки", особой руды, добываемой преимущественно в Иохамстале, в Богемии.

Сейчас же г-же Кюри удалось электрическим путем выделить из этих соединений чистый радий, в виде блестящего белого металла, быстро окисляющегося и чернеющего в воздухе, плотно соединяющегося с железом и разлагающего воду. Из одного дециграмма соли радия сказанным путем удалось добыть количество этого металла, величиною с острие тончайшей иголки. Этот единственный пока в целом мире кусочек чистого радия хранится г-жей Кюри в особой безвоздушной трубочке.

О практической важности этого открытия пока рано еще судить, теоретически же оно имеет большое значение уже потому, что оно экспериментальным путем доказало, что радий, как особый элемент, действительно существует, в чем иные специалисты, как покойным Муассан и благополучно здравствующий Лебон, сильно сомневались.

Научные новости Англии 
("Николаевская Газета", 1911 год)

В Англии производит сенсацию открытие, будто чахотка излечивается при помощи вдыхания испарений от кучи дождевых червей. Санаторием для чахоточного населения Бредфорда, в графстве Йоркшир, считают ферму некого Брайана, занимающегося разведением дождевых червей для продажи их любителям ловить рыбу с удочкой.

Мать и братья Брайана умерли от чахотки. Он тоже страдал туберкулезом. Случайно он занялся разведением дождевых червей на продажу, как легким для больного промыслом. Через несколько лет он вдруг убедился, что чахотка у него исчезла.

Теперь многие чахоточные стараются попасть на ферму Брайана, надеясь тоже получить исцеление от продолжительного пребывания в атмосфере испарений от множества дождевых червей, которыми столь богата ферма.

Обшивка стеклом подводной части судов
("Николаевская Газета", 1911 год)

Последней новостью в области судостроительства является способ обшивки наружной подводной части кораблей толстым стеклом, изобретенный одним английским инженером. Идея эта сама по себе не нова, но практическое применение её до сих пор на важное затруднение: при всяком незначительном повышении температуры стекло трескалось.

Это затруднение удалось устранить путем прокладывания между стекленными и стальными листами слоя массы, состоящей из смеси канифоли и конопляного масла и слоя древесной массы. Упругость этой прокладки устраняет непосредственное давление и предохраняет стекло от поломки.

Изобретение это уже испробовано на небольших катерах и яхтах и дало настолько удовлетворительные результаты, что одна компания решила сделать опыт с океанскими кораблями.

Заметка КоносевичаКинематографический аппарат в Николаеве
("Николаевская Газета", 1912 год)

Местный фотограф и владелец театра-иллюзиона Леонтий Людвигович Коносевич приобрел кинематографический аппарат, и будет производить снимки местности Николаева и местных событий. Предполагающийся смотр "потешных" также будет снят. Все снимки будут демонстрироваться в его иллюзионе, что представляет большой интерес.

Подводная лодка без экипажа
("Николаевская Газета", 1912 год)

Английская печать отмечает интересные опыты, производившиеся в Киле (Германия) с подводной лодкой, которая приводилась в движение с помощью беспроволочного телеграфа. Английское адмиралтейство вслед за германцами производит с не меньшим успехом опыты с подводным автомобилем. Последний также приводился в движение с берега или с борта броненосца, причем с этого автомобиля могут быть в любой момент пущены торпеды и заложены мины путем действия телеграфа.

 


И напоследок, бонус для любителей безграничного Космоса и пятен на Солнце.

Комета Галлея для николаевских наблюдателей
("Николаевская Газета", 1910 год)

По сведеньям, полученным нами из местной обсерватории относительно прохождения в ночь с 5 на 6 мая кометы Галлея через диск Солнца, оказывается, что согласно телеграмме центрального астрономического бюро, ядро кометы должно было пройти через диск Солнца между 5½ и 6½ часов утра.

Поэтому наблюдениями на обсерватории при восходе Солнца ничего не было такого замечено, чтобы напоминало прохождение кометы. Бывшие на обсерватории любители природы, рассматривая восходящие Солнце в бинокли, обнаружили на нем пятна, но по объяснению местного астронома, это явление вполне естественно.

Спустя 2-3 дня комету можно будет наблюдать в западной части небосклона вскоре после захода Солнца. Комета с каждым днем все более и более будет удаляться от нашей планеты.

Автор подборки: Светлана Крыщенко.

Николаевский БазарЪ на twitter