Собору Рождества Богородицы 205 лет
Сооружение храмов в Николаеве началось одновременно с его основанием. Первым был "камышовый дом в коем церква".
В 1790 году первый строитель Николаева М.Л. Фалеев построил деревянную церковь во имя святителя Николаева, а в 1794 году, по приказу князя Г.А.Потемкина, на высоком берегу Ингула, не далеко от Адмиралтейства была заложена новая большая каменная церковь.
В том же году в бывшем казенном здании, для членов морского ведомства католического вероисповедания была устроена католическая церковь - костел.
В 1794 году, в целях расширения Николаева, строительная канцелярия инженер-полковника Ивана Ивановича Князева отвела "за городом для будущей церкви место размером с квартал", где и была заложена трехпрестольная православная церковь.
Но тогда малочисленная община купцов и мещан Николаева явно переоценила свои силы и возможности, да и не пожелала иметь храм так далеко от города (ориентировочно на современном проспекте Ленина).
Община обратилась к И.И.Князеву с просьбой разрешить строить где-нибудь поближе хотя бы временную церковь. В 1799 году разрешение было получено, новое место оградили каменной стеной и силами купцов, мещан и разночинцев была заложена каменная однопрестольная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Инициатором и строителем церкви был протоиерей Карп Павловский. Здание церкви имело мощные стены из тесанного камня-ракушняка, добытого в карьере возле села Терновка.
В 1803 году 25 николаевских купцов и мещан дали согласие на прием в церковь на вакантное место священника Дмитрия Бухневича.
Город Николаев быстро развивался, росло его население и количество православных граждан. По решению церковной общины за счет пожертвований купцов и мещан в 1828 году к церкви пристроили еще два придела. Главный алтарь был в честь Рождества Пресвятой Богородицы, левыйв честь святых Константина и Елены, а правый - в честь святителя Митрофана Воронежского.
Колонны в храме были позолочены. С 1828 года церковь Рождества Пресвятой Богородицы была утверждена городским епархиальным собором. В народе ее назвали Купеческой.
В 1846 году старанием старосты собора почетным гражданином Ф.И.Соболева и его помощника купца Клименко за 5190 рублей был приобретен отлитый в Москве церковный колокол весом 513 пудов и 35 фунтов (более 8 тн.).
В 1879 году к церкви пристроили величественную колокольню высотой 36 метров и установили на ней кроме главного еще шесть колоколов весом 109 пудов, 9 пудов, 5 пудов, 3 пуда и два по 2 пуда.
Когда начинал звонить главный колокол, то во всех домах прилегающих улиц дребезжали оконные стекла, его набатный звон был слышен в Богоявленске, Коренихе, Варваровке, Матвеевке, Терновке, Мешковке и колокола их церквей включались в общий праздничный перезвон - Благовест.
В церкви Рождества Пресвятой Богородицы с 1854 по 1898 год слово Божие нес прихожанам протоиерей Григорий Иванович Семененко, одновременно являясь законоучителем в учебных заведениях города.
В 1898 году в ограде собора на средства купцов было построено большое кирпичное двухэтажное здание епархиальной аудитории на 1000 мест, в который систематически проводились религиозные беседы для всех, жаждущих "слова жизни" с показом "теневых картин", соборный хор исполнял песни на музыку Бортнянского и других композиторов.
В 1908 году в церкви была обновлены купольные кресты.
В 1922 году согласно декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" собор Рождества Пресвятой Богородицы со всем его имуществом по договору с Николаевским горсоветом депутатов приняла религиозная община. Из договора видно, что собор был очень богат, в нем было множество старинных икон.
Когда в том же 1922 году происходило изъятие церковных ценностей в фонд помощи голодающим, община собора сдала больше всех церквей города - 172 килограмма серебра.
31 января 1930 года с колокольни собора сняли все колокола весом 10,2 тонн и цветного металла.
Практически у всех народов считалось, что очищающе действует звон металла - колоколов, бубенцов.
Мудрость наших предков подтверждена современной биологией. Доказано, что низкочастотные вибрации и инфразвуки колоколов способствую уничтожению болезнетворных микроорганизмов - срептококов, холерных палочек, и других бактерий. Эниологи добавляют: звук даже маленького колокольчика не только разгоняет застоявшуюся энергию, но и приносит исцеляющие вибрации. Он заставляет резонировать каждую клеточку человеческого организма, каждый предмет в доме и объединяет все в гармоническое целое.
Не ведали тогда члены "Союза безбожников" что делали, продолжая вести воинственную борьбу с религией. С начала тридцатых годов начали закрываться по всей стране храмы всех конфессий.
8 ноября 1936 года был закрыт и Собор Рождества Богородицы. До начала Великой Отечественной войны в церкви крутили кино. Во время фашистской оккупации церковь передали верующим.
В 1946 году собор передали Одесскому военному округу и в нем разместился гарнизонный дом офицеров.
В августе 1991 года Украины стала независимым государством. Первый всенародно избранный президент Украины Л.М.Кравчук издал Указ о возвращении религиозным общинам культовых зданий и сооружений. Николаевцам вернули здание собора Рождества Богородицы и 18 декабря 1991 года епископ Кировоградский и Николаевский о. Василий освятил храм возвращенный в лоно Украинской православной церкви. Настоятелем был назначен о. Борис (Каширин).
В неприглядном виде приняла община старинный храм. Колокольню разрушили, когда снимали колокола еще в 1930 году, позднее разрушили купол над главным алтарем.
В феврале 1992 года группа энтузиастов под руководством бывшего художника-оформителя Дома офицеров А.В.Крутикова при участии Е.Г.Казанцева, В.М.Чижова и Б.Е.Крымчака создала временный иконостас собора.
С 9 июля 1993 года Николаевскую епархию возглавил Высокопреосвященнейший архиепископ Питирим. Благодаря его энергичным действиям, при помощи предприятий и учреждений города в короткие сроки были восстановлены в первозданном виде колокольня, восстановлен купол над главным алтарем, осуществлены большие восстановительные работы в пределах. Собор Рождества Пресвятой Богородицы к своему 205-летию принял величественный вид достойный главного храма в нашей области.
Д.И.Заковоротний